ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7724/19 от 05.02.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-907/2020

УИД24RS0041-01-2019-005855-82

Категория 2.209г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,

при секретаре Фукс О.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорняковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Министерству лесного хозяйства Красноярского края, Министерству лесного комплекса Иркутской области взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края, Министерству лесного комплекса Иркутской области о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что ответчиками допущено нарушение прав потребителей, так и непринятие мер по тушению источников возгорания лесов на территории Красноярского края и Иркутской области. Из-за пожаров и гари истцам нечем дышать, погибли пчелы, рыба, произошло изменение климатических условий на почве, полюсации, водных ресурсов, атмосферы. Ответчики допустили нарушение прав истцом на здоровый образ жизни. В связи с чем, ссылаясь на положения ст. 16, 17 Закона «О защите прав потребителей» просят взыскать с каждого из ответчиков в пользу каждого истцов штраф в размере 1000000 рублей.

В судебное заседание истцы не явились, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказными письмами, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении не заявляли, письменный отзыв по заявленным требованиям не представили.

Представитель ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении не заявляли, представили письменный отзыв, согласно которому считают иск необоснованным. Указали, что во время весеннего пика пожароопасного сезона на территории южных районов области в день обнаруживалось до 33 (7 мая) и до 28 лесных пожаров (20 мая). Порывы ветра достигали до 22 м/с при t +280 С. С целью оперативной локализации и ликвидации пожаров в южные районы были переброшены и задействованы все имеющиеся силы пожарно-химических станций III типа, в результате действий удалось снять угрозу перехода лесных пожаров на 21 населённый пункт и справиться со стихийным бедствием. В период с июня по август 2019 года на территории субъектов Сибирского Федерального округа сложилась неблагоприятная лесопожарная обстановка ввиду большого количества природных пожаров на территории северных районов Иркутской области и соседних регионов: Красноярского края и республики Саха (Якутия). В связи с ухудшением пожароопасной ситуации для стабилизации лесопожарной обстановки с 27 июня 2019 года началась переброска техники и людей в северные районы Иркутской области. Из негоримых районов передислоцировано 264 сотрудника пожарно­химических станций, 23 бульдозера, более 50 единиц автотранспорта. Указом Губернатора Иркутской области № 148-уг на территории Иркутской области с 00 часов 00 минут 11 июля 2019 года был введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера. Министерством было принято решение о привлечении сил и средств Омской парашютно-десантной группы федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана» в количестве 54 человек, с целью ликвидации лесных пожаров путём проведения взрывных работ в Жигаловском и Нижнеилимском районах. Для вызывания искусственных осадков был привлечен самолет-зондировщик ФБУ «Авиалесоохрана», который работал в Качугском, Жигаловском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском, Бодайбинском, Мамско-Чуйском, Катангском и Киренском районах. Кроме того, в связи с осложнением противопожарной обстановки Правительством Иркутской области принято решение о привлечении аэромобильной группировки МЧС России, парашютно-десантной пожарной службы Приморского края, Хабаровского края. Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, республики Бурятия, федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана». Подготовлено обращение в МЧС России о применении танкерной авиации и помощи в доставке парашютно-десантной пожарной службы и груза из других субъектов Российской Федерации в Иркутскую область. В результате принятых Правительством Иркутской области действий, в ликвидации лесных пожаров задействовано 50 сотрудников парашютно-десантной пожарной службы Ханты-Мансийской авиабазы, 35 сотрудников парашютно-десантной пожарной службы Приморской авиабазы, 51 сотрудник парашютно-десантной пожарной службы Дальневосточной авиабазы. 20 сотрудников Забайкальской авиабазы, 44 сотрудника Приволжской парашютно-десантной группы федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана», Омской парашютно-десантной группы федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана» в количестве 54 человек. Для защиты населенных пунктов Правительством Иркутской области привлекались силы МЧС России с территорий соседних субъектов. Прибывшие группировки, 85 человек аэромобильной группировки Новосибирской области и 100 человек аэромобильной группировки Уральского учебно-спасательного центра МЧС России распределялись по пожарам в Киренском и Усть-Кутском районах. Для тушения лесных пожаров и передислокации личного состава, привлечена авиационная группа в составе: МЧС России (2 самолета Бе-200, вертолёты Ми-8 и Ми-26); Министерство обороны Российской Федерации (5 вертолётов Ми-8 с водосливным устройством и самолёт Ил-76). В связи со стабилизацией лесопожарной обстановки на территории региона, указом Губернатора Иркутской области № 184-уг от 22 августа 2019 года режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера отменен. Полагают, что бездействие со стороны министерства допущено не было, министерством были выполнены все возможные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, по ликвидации лесных пожаров и по предупреждению их дальнейшего распространения. На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие предоставленных истцами доказательств, обосновывающих требования о взыскании компенсации морального вреда, просят в удовлетворении заявленных истцами требований отказать в полном объеме.

Выслушав мнение прокурора, суд, руководствуясь ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск не обоснованным, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1).

Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 данного кодекса.

Как указано в абзаце втором ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Согласно Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п Министерство лесного хозяйства Красноярского края ( является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

1) нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений;

2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края);

3) надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.

Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет нормативного правового регулирования по вопросам утверждения планов тушения лесных пожаров, установления порядка принятия решения об осуществлении выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, утверждения порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, организует обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (приобретение и содержание противопожарного снаряжения и инвентаря, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов) на период высокой пожарной опасности в лесах и пр.

Аналогичная компетенция определена и для Министерства лесного комплекса Иркутской области Постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 г. N 178-пп.

Как установлено судом, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 проживают в Х и в Х.

Также судом установлено, что за период с 01 мая 2019 года по 31 августа 2019 года на территории Красноярского края зарегистрировано 1850 лесных пожаров (л.д. 62-99). Министерством лесного комплекса Иркутской области в пожароопасный сезон 2019 года ликвидировано 1096 пожаров.

Несмотря на то, что факт неблагоприятной экологический обстановки вследствие высокой концентрации продуктов горения, выделяемых в атмосферный воздух при лесных пожарах, является общеизвестным и не требующим доказывания, правовых оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда не имеется, поскольку не установлен факт противоправного бездействия ответчиков и наличия причинно-следственной связи между бездействием ответчиков и причинением вреда истцам.

Так, непосредственной вины ответчиков в произошедших случаях лесных пожаров не имеется. При этом ответчиками приняты меры к тушению пожаров. Заявления истцов о бездействии ответчиков не конкретизированы и голословны.

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием государственных органов.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечет невозможность наступления данного вида ответственности.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 также указывают, что нарушены их права потребителя.

Вместе с тем, к спорным правоотношениям законодательство о защите прав потребителей не применяется.

Так, согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Ответчики как органы государственной власти не являются для истцов исполнителями в смысле указанного закона.

При таком положении к спорным правоотношениям положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» о компенсации морального вреда, причиненного потребителю, а также взыскании штрафы за неудовлетворение требований потребителя не применимы.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Министерству лесного хозяйства Красноярского края, Министерству лесного комплекса Иркутской области ор взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 года.

Председательствующий Т.Н. Вожжова