ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7726/2021 от 21.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21.10.2021 г. г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Ситникова В.Е.

при секретаре Каптюшенко Н.В.

с участием помощника прокурора Западного округа г. Краснодара ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту информатизации и связи Краснодарского края об отмене приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту информатизации и связи Краснодарского края об отмене приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена на должность консультанта отдела информатизации Управления информатизации и связи Краснодарского края.

Приказом -л от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с государственной гражданской службы Краснодарского края по п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Увольнение считает незаконным. Полагает, что отсутствовали основания для увольнения, нарушен его порядок. Ей не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом замещаемой ей должности государственной гражданской службы, нарушено преимущественное право на оставление на работе с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы, работы по специальности, наличии на иждивении совершеннолетнего ребенка, проходящего обучение по очной форме обучения.

Просит отменить приказ -л от ДД.ММ.ГГГГ руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края «Об увольнении ФИО1», восстановить ее на работе в должности консультанта отдела экономического обеспечения и контрактной службы департамента информатизации и связи Краснодарского края, взыскать с департамента информатизации и связи Краснодарского края заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В судебном заседании ФИО1 требования поддержала.

Представители ответчика, действующие на основании доверенности ФИО4, ФИО5, иск не признали. Утверждали, что увольнение ФИО1 произведено на законных основаниях, порядок увольнения не нарушен.

Выслушав стороны, прокурора, полагавшего иск необоснованным, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Поскольку ФИО1 проходила государственную гражданскую службу при разрешении спора суд руководствуется положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно п.4 ч.1 ст. 33 Федеральный закон № 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно положениям ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы (ст. 38 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ) в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Как установлено материалами дела на основании приказа руководителя Управления информатизации и связи Краснодарского края -л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность консультанта отдела информатизации в порядке перевода из департамента экономического развития Краснодарского края.

ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы .

С ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы ФИО1 проходила федеральную государственную гражданскую службу в должности консультанта отдела экономического обеспечения и контрактной службы департамента информатизации и связи Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении предельной штатной численности государственных гражданских служащих Краснодарского края и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края, в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края" (далее - Постановление ) установлена предельная штатная численность государственных гражданских служащих Краснодарского края в департаменте информатизации и связи Краснодарского края в количестве 46 единиц.

Во исполнение указанного Постановления , Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "О создании департамента информатизации и связи Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края" (далее - Постановление ) утверждена новая структура и штатное расписание департамента информатизации и связи Краснодарского края.

Сокращены должности консультанта отдела экономического обеспечения и контрактной службы департамента и консультанта отдела информатизации, информационных систем и технологий управления информатизации департамента.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила)

При отсутствии вакантных должностей в органе, в соответствии с Правилами кадровая служба, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством государственной информационной системы "Федеральный портал управленческих кадров". При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах Российской Федерации.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом.

Согласно п. 5 Правил служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением представляет в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 извещена о сокращении занимаемой должности, отсутствии на указанный момент вакантных должностей, соответствующих уровню ее квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности в департаменте информатизации и связи Краснодарского края, прекращении контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении должности.

От подписания уведомления ФИО1 отказалась.

Указанное обстоятельство подтверждено актом от ДД.ММ.ГГГГ подписанным руководителем департамента информатизации и связи Краснодарского края ФИО6, начальником отдела по вопросам государственной службы, кадров и организационной работы ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах" ответчиком направлен соответствующий запрос в исполнительные органы государственной власти Краснодарского края о представлении информации о наличии вакантных должностей (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании поступившей информации о вакантных должностях государственной гражданской службы Краснодарского края, Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 были предложены вакантные должности государственной гражданской службы Краснодарского края в иных государственных органах, в том числе должность главного консультанта отдела проектов территориального развития, ведущего консультанта финансового обеспечения и организационной работы, консультанта отдела химической и легкой промышленности в департаменте промышленной политики Краснодарского края, должности старшего специалиста 1 разряда отдела ЗАГС <адрес>.

ФИО1 уведомлена о необходимости предоставления в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением заявления с просьбой направить анкету в государственные органы для согласования замещения выбранных вакантных должностей либо об отказе от предложенных вакантных должностей.

От подписания уведомления ФИО1 отказалась.

Указанное обстоятельство подтверждено актом от ДД.ММ.ГГГГ подписанным руководителем департамента информатизации и связи Краснодарского края ФИО6, начальником отдела по вопросам государственной службы, кадров и организационной работы ФИО7, начальником отдела юридического обеспечения ФИО4

В установленный срок ФИО1 о согласии замещения вакантных должностей, не сообщила.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил допрошенный в качестве свидетеля руководитель департамента информатизации и связи Краснодарского края ФИО6

Свидетель показал, что ДД.ММ.ГГГГ в его присутствии ФИО1 была уведомлена о сокращении занимаемой должности, прекращении контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении должности, а ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о вакантных должностях государственной гражданской службы Краснодарского края в иных государственных органах.

Ознакомившись с уведомлениями, ФИО1 подписать их отказалась.

У суда нет основания ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем, его показания согласуются с содержанием представленных суду актов от 08.04.2021г. и 21.04.2021г. и фактически истцом не оспаривались.

Указанные обстоятельства подтверждают выполнение ответчиком требований законом при увольнении ФИО1. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы она была предупреждена персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, в течение указанного срока, ей были предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня ее квалификации, ее специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы, работы по специальности, направлению подготовки.

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.

Обязанности предлагать увольняемому сотруднику все вакантные должности, без учета и оценки возможности данного лица эффективно исполнять служебные обязанности Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит.

Имеющиеся пять вакантных должностей (заместителя руководителя департамента, главного консультанта отдела информатизации, информационных систем и технологий управления информатизации департамента, консультанта отдела реализации государственной политики в области связи и телекоммуникаций управления связи и информатизации департамента, консультанта отдела информационной безопасности управления связи, главного консультанта (специалиста режимно-секретного подразделения) департамента), по своим квалификационном требованиям к должностям, по направлениям подготовки, предполагающие наличие опыта работы в области информационной безопасности, информационных систем, технологий связи, не соответствовали категории и группе должностей, замещаемой ФИО1, ее квалификации, специальности и направлению подготовки и не могли быть ей предложены.

Доказательствами наличия иных вакантных должностей, которые соответствовали уровню квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и могли быть предложены ФИО1, суд не располагает.

Не состоятельными находит суд и доводы истца о преимущественном праве оставления на работе.

Действительно, в соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы должно учитываться преимущественное право на замещение должности гражданской службы служащих, которые имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Между тем, в соответствии с названной нормой, указанные обстоятельства учитываются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе иной должности гражданской службы в том же государственном органе.

Кроме того, вопрос о преимущественном праве оставления на работе рассматривается, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения, либо происходит сокращение численности работников, занимаемых сходные (одинаковые) должности.

В данном случае, из содержания штатного расписания, утвержденного проставлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 2), следует, что была, сокращена должность консультанта отдела экономического обеспечения и контрактной службы департамента информатизации и связи Краснодарского края. Каких-либо новых должностей с аналогичными должностными функциями в новом штатном расписании введено не было.

Анализ должностного регламента государственного гражданского случающего, замещающего должность консультанта департамента информатизации и связи Краснодарского края, на которую указывала истец, позволяет сделать вывод о том, что требуемые для замещения указанной должности профессионально-функциональные квалификационные требования, не соответствуют квалификации и специальности ФИО1

При указанных обстоятельствах доводы ФИО1 о наличии у нее преимущественного права, связанного с ее образовательной деятельностью и знаниями, нахождением на иждивении совершеннолетнего ребенка, проходящего обучение по очной форме обучения, правового значения не имеют.

Кроме того, как указано выше, в соответствии со ст.38 Федерального закона № 79-ФЗ при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Частью 1 ст.70 Федерального закона № 79-ФЗ определено право государственных гражданских служащих обращаться в комиссию по служебным спорам для разрешения неурегулированных между представителем нанимателя и гражданским служащим вопросов, касающихся применения законов, иных нормативных актов о гражданской службе и служебного контракта.

Частью 3 этой статьи определен состав комиссии по служебным спорам, включающий в себя в том числе представителя (представителей) выборного профсоюзного органа (выборных профсоюзных органов) государственного органа.

Приказом руководителя Департамента от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для проверки сведений, изложенных ФИО1 в служебных записках о допущенных нарушениях трудового законодательств.

Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нарушений норм Трудового законодательства при осуществлении организационно-штатных мероприятий не установлено, подтвержден факт отсутствия в департаменте выборного профсоюзного органа.

Приказом -л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена с государственной гражданской службы Краснодарского края по п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ДД.ММ.ГГГГ.

ГКУ Краснодарского края «Центр бухгалтерского учета» приказано выплатить ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 ч.3 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ознакомиться с приказом ФИО1 отказалась, что подтверждено Актом от ДД.ММ.ГГГГ. Это обстоятельство следует и из содержания служебной записки начальника отдела по вопросам государственной службы, кадров и организационной работы департамента информатизации и связи Краснодарского края ФИО7 на имя руководителя указанного департамента ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, истцу было направлено сообщение о необходимости прибытия в отдел по вопросам государственной службы, кадров и организационной работы департамента информатизации и связи Краснодарского края для получении трудовой книжки или дачи согласия на отправку ее почтой России.

В тот же день, сообщение отправлено ФИО1 по электронной почет и ДД.ММ.ГГГГ уведомление направлено Почтой России по адресам проживания истца: г. Краснодар <адрес>.

Из содержания книги учета движения трудовых книжек, видно, что трудовая книжка получена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. Однако, со дня направления указанных уведомления или письма работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя.

Согласно платежных поручений , 12769, 12446, 12770, 12678, 12768 от ДД.ММ.ГГГГ и содержания служебной записки заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента информатизации и связи Краснодарского края ФИО8 при увольнении с ФИО1 произведен полный расчет.

Совокупность приведенных выше обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что права ФИО1 при увольнении не нарушены. ФИО1 уволена законно, порядок ее увольнения не нарушен.

Оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к Департаменту информатизации и связи Краснодарского края об отмене приказа -л от ДД.ММ.ГГГГ руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края «Об увольнении ФИО1», восстановлении на работе в должности консультанта отдела экономического обеспечения и контрактной службы департамента информатизации и связи Краснодарского края, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Председательствующий: