ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-772/16 от 24.06.2016 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело 2-772/2016

Решение

Именем Российской Федерации

г.Исилькуль 24 июня 2016 года

Судья Исилькульского городского суда Омской области Т.Е.Хурцилава,

при секретаре О.А.Скок,

с участием прокурора Е.В.Антоновой,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора Омской области к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Исилькульскому районному потребительскому обществу об обязании провести обследование и категорирование мест массового пребывания людей с оформлением акта обследования и категорирования места массового пребывания людей,

У С Т А Н О В И Л:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности Исилькульского районного потребительского общества, в ходе которой выявлены нарушения проверяемого законодательства.

Конституцией российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию российской Федерации и законы.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу требований части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно пл. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).

Пунктом 2 Требований установлено, что перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

В силу п. 6 Требований, категорирование мест массового пребывания людей про водится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

Согласно п. 8 Требований, для проведения категорирования места массового пребывания людей решением главы муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей. Комиссию возглавляет глава муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатель места массового пребывания людей), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

Согласно п. 13 Требований, результаты комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в пяти экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

В силу п. 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления мероприятий по защите информации.

В соответствии с п.23 Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

В ходе проверки установлено, что Торговый дом «Восток», расположенный по адресу: г.Исилькуль, ул.Пушкина, 34, а также специализированный сельскохозяйственный рынок, расположенный по адресу: г.Исилькуль ул.Октябрьская, 9 А, являются объектами с массовым пребыванием людей.

Постановлением главы администрации Исилькульского муниципального района от 09.10.2015 №586 создана межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей в Исилькульском муниципальном районе. В состав данной комиссии включен представитель собственника места массового пребывания людей или лица, использующего место массового пребывания людей на ином законном основании. Данным документом постановлено, что комиссии в срок до 19.10.2015 года необходимо провести обследование и категорирование мест массового пребывания людей.

Однако до настоящего времени обследование и категорирование Торгового дома «Восток» и специализированного сельскохозяйственного рынка не проведено.

В связи с этим, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности людей в указанных объектах с массовым пребыванием людей в соответствии с Требованиями не осуществляются.

В деятельности администрации Исилькульского муниципального района, как исполнительного органа местного самоуправления, вышеуказанные факты напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, препятствуют своевременному принятию мер направленных на пресечение актов терроризма, минимизацию и ликвидацию последствий его проявления, могут повлечь увеличение материального yщерба и рост числа потерпевших при совершении террористических актов на территории Исилькульского муниципального района и подведомственных администрации учреждениях.

Ссылаясь на ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», ст. 45, 131-132 ГПК РФ просил суд обязать администрацию Исилькульского муниципального района Омской области, Исилькульское районное потребительское общество, провести обследование и категорирование места массового пребывания - Торговый дом «Восток», расположенный по адресу: г.Исилькуль, ул.Пушкина, 34, а также специализированный сельскохозяйственный рынок, расположенный по адресу: г.Исилькуль ул.Октябрьская, 9 А, с оформлением акта обследования и категорирования мест массового пребывания людей, в том числе определить количество устанавливаемых видеокамер и мест их размещения.

Представитель истца – помощник Исилькульского межрайонного прокурора Е.В.Антонова в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Ж.А.Буякова в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика Исилькульского районного потребительского общества Кольцова Н.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, представила суду отзыв на исковое заявление в котором указано, что Исилькульское РайПО не согласно с исковым заявлением Исилькульской межрайонной прокуратуры в части организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности людей в Торговом доме «Восток» расположенном по адресу: г.Исилькуль, ул. Первомайская 50, специализированном сельскохозяйственном рынке, расположенном по адресу: г. Исилькуль, ул. Октябрьская 9А. В торговом доме «Восток» имеется: -Журнал проведения инструктажей по пресечению и предотвращению террористических действий (входит инструктаж штата Рай ПО); - Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте действий персоналом при обнаружении подозрительных предметов, угрозе взрыва, совершения взрыва и недопущению террористических проявлений, в котором содержится памятка при обнаружении подозрительного предмета угрозе взрыва и совершения взрыва; памятка при обнаружении подозрительного предмета, угрозе взрыва и совершения взрыва имеется на лестничной площадке между 1 и 3 этажами. Имеется план эвакуации 1-го, 2-го, 3-го этажей. У входа в Торговый дом «Восток» находится вывеска «Осторожно терроризм». Имеется Паспорт безопасности Торгового дома «Восток», который содержит Перечень неотложных действий обслуживающего персонала объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также проявлениях актов терроризма, Инструкцию руководящему составу на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте, Предупредительные меры и действия населения и должностных лиц при угрозе или проявлении террористического акта, Памятка персоналу при возникновении чрезвычайных ситуаций. Имеется План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических проявлений Торгового дома «Восток» Исилькульского РайПО; Инструктаж по действиям администратора Торгового дома «Восток» при угрозе террористических актов; Памятка по действиям населения и должностных лиц при угрозе террористического акта; Памятка по предупреждению террористических актов; -Памятка по действию граждан при обнаружении подозрительных предметов; Охрана торгового дома «Восток» осуществляется ООО «Триада», а также ООО «Триада» произведена установка видеокамер: l видеокамера у входной двери сзади; - 3 видеокамеры на первом этаже (входная дверь, меду рядами - 2 шт.; -1 видеокамера на лестнице между 1 и 3 этажами; -1 на 3-м этаже. В специализированном сельскохозяйственном рынке имеется: -Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (Штат Рынка), -Журнал регистрации инструктажа по Т5 на рабочем месте противопожарной и антитеррористической безопасности (предприниматели), -Журнал инструктажа антитеррористической направленности с работниками рынка Исилькульского Рай ПО, памятка об их действиях при установлении уровня террористической безопасности, -Памятка о действиях администратора при установлении уровня террористической безопасности, -Паспорт безопасности специализированного сельскохозяйственного рынка Исилькульского РайПО, который содержит Перечень неотложных действий обслуживающего персонала специализированного сельскохозяйственного рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также проявлениях актов терроризма, Инструкцию руководящему составу на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте, Предупредительные меры и действия населения и должностных лиц при угрозе или проявлении террористического акта, Памятка персоналу при возникновении чрезвычайных ситуаций; -План обороны объекта с массовым пребыванием людей специализированного сельскохозяйственного рынка Исилькульского Райпо; - План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических проявлений специализированного сельскохозяйственного рынка Исилькульского РайПО; Инструкция персоналу на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте. В специализированном сельскохозяйственном рынке имеется громкая связь. На территории рынка имеется освещение. Охраняется рынок -охранником, оснащен тревожной кнопкой на время охраны с 15 часов до 9 часов. В дневное время тревожная кнопка находится у администратора. У входа в специализированный сельскохозяйственный рынок имеется вывеска «Осторожно терроризм», Памятка при обнаружении подозрительного предмета угрозе взрыва и совершения взрыва, план эвакуации.

Заслушав представителей истца, ответчиков, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию российской Федерации и законы.

Из положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Из требований части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования).

Из п. 2 Требований следует, что перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Положениями п. 6 Требований установлено, что категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

В соответствии с п. 8 Требований, для проведения категорирования места массового пребывания людей решением главы муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей. Комиссию возглавляет глава муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатель места массового пребывания людей), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

Согласно п. 13 Требований, результаты комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в пяти экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

В соответствии с положениями п. 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления мероприятий по защите информации.

Из п.23 Требований следует, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

Пунктом 30 Требований установлено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно Постановлению главы администрации Исилькульского муниципального района от 09.10.2015 №586, создана межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей в Исилькульском муниципальном районе. В состав данной комиссии включен представитель собственника места массового пребывания людей или лица, использующего место массового пребывания людей на ином законном основании. Данным документом постановлено, что комиссии в срок до 19.10.2015 года необходимо провести обследование и категорирование мест массового пребывания людей.

Из материалов проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой следует, что Торговый дом «Восток», расположенный по адресу: г.Исилькуль, ул.Пушкина, 34, а также специализированный сельскохозяйственный рынок, расположенный по адресу: г.Исилькуль ул.Октябрьская, 9 А, являются объектами с массовым пребыванием людей, однако до настоящего времени обследование и категорирование указанных объектов не проведено.

С учетом исследованных доказательств, суд находит исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлена обязанность ответчиков Исилькульского районного потребительского общества и Администрации Исилькульского муниципального района Омской области по соблюдению указанных выше норм законодательства по предупреждению терроризма, однако данные требования не соблюдены, что препятствует своевременному принятию мер направленных на пресечение актов терроризма, минимизацию и ликвидацию последствий его проявления, могут повлечь увеличение материального yщерба и рост числа потерпевших при совершении террористических актов.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Исилькульского муниципального района Омской области, Исилькульское районное потребительское общество, провести обследование и категорирование места массового пребывания - Торговый дом «Восток», расположенный по адресу: г.Исилькуль, ул.Пушкина, 34, а также специализированный сельскохозяйственный рынок, расположенный по адресу: г.Исилькуль ул.Октябрьская, 9А, с оформлением акта обследования и категорирования места массового пребывания людей, в том числе определить количество устанавливаемых видеокамер и мест их размещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд в течении месяца.

Судья: Т.Е.Хурцилава

Мотивированное решение суда изготовлено 29.06.2016г.