Дело № 2-772/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2018 года г. Химки, Московская область
Химкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Мироновой Ю.В.
при секретаре Симоновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. о. Химки Московской области об обязании в течение одного года провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых в реку Чернавку вблизи земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, до установленных законом нормативов для источников питьевого водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с требованиями к администрации г. о. Химки Московской области об обязании в течение одного года провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых в реку Чернавку вблизи земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, до установленных законом нормативов для источников питьевого водоснабжения.
В обоснование требований указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению руководителя Московско-Окского бассейнового водного управления ФИО1, ссылавшегося на ненадлежащую организацию водоотведения с территории г. о. Химки проведена проверка, которой установлено, что сточные воды с части территории г. о. Химки посредством ливневой канализации отводятся в акваторию реки Чернавка с их последующим попаданием в Бутаковский залив Химкинского водохранилища. Место сброса сточных вод из коллектора ливневой канализации в реку Чернавка находится на территории земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, очистные сооружения на выходе отсутствуют. Собственник сетей ливневой канализации не установлен, в связи с чем администрацией г. о. Химки инициирована процедура по оформлению муниципальной собственности на них, на время которой их эксплуатацию, содержание и ремонт осуществляет МУП «Химводосток». В соответствии с уставом МУП «Химводосток» предприятие обеспечивает прием и транспортировку сточных вод, однако функции, связанные с очисткой поступающих ливневых сточных вод, на предприятие не возложены. Соответственно очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения возлагается на администрацию г.о. Химки.
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Представитель администрации г. о. Химки ФИО2 просил в удовлетворении иска отказать, так как администрацией предпринимаются возможные меры к разрешению возникшей ситуации, вместе с тем пояснил, что строительство очистных сооружений не запланировано в 2018 году.
Третье лицо Департамент Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, письменных возражений по делу не представил.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, принимая во внимание надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, а также то обстоятельство, что ими не представлено сведений, подтверждающих уважительность причин неявки.
Суд, заслушав позицию представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, что Межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению руководителя Московско-Окского бассейнового водного управления ФИО1, ссылавшегося на ненадлежащую организацию водоотведения с территории г. о. Химки, проведена проверка, которой установлено, что сточные воды с части территории г. о. Химки посредством ливневой канализации отводятся в акваторию реки Чернавка с их последующим попаданием в Бутаковский залив Химкинского водохранилища.
Место сброса сточных вод из коллектора ливневой канализации в реку Чернавка находится на территории земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, очистные сооружения на выходе отсутствуют.
Собственник сетей ливневой канализации не установлен, в связи с чем администрацией г.о. Химки инициирована процедура по оформлению муниципальной собственности на них, на время которой их эксплуатацию, содержание и ремонт осуществляет МУП «Химводосток».
В соответствии с уставом МУП «Химводосток», утвержденным распоряжением комитета по управлению имуществом администрации г. о. Химки от 30 марта 2012 года № 156, предприятие обеспечивает прием и транспортировку сточных вод, однако функции, связанные с очисткой поступающих ливневых сточных вод, на предприятие не возложены.
Согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», в качестве основных принципов охраны окружающей среды установлена необходимость соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, в том числе и принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пункт 1 ст. 44 ВК РФ закрепляет использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу п. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
По информации Московского-Окского бассейнового водного управления, в ходе государственного мониторинга качества воды в реке Чернавка и Химкинском водохранилище в 2016-2017 годах неоднократно выделялись факты превышения предельно допустимых значений содержания в них нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2054-р Химкинское водохранилище включено в перечень водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч. 2).
В связи с выявленными нарушениями закона межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в администрацию г. о. Химки 30 августа 2017 года внесено представление об их устранении.
Вместе с тем конкретных мер к обеспечению надлежащей эксплуатации системы ливневой канализации и очистке сточных вод вблизи земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> органами местного самоуправления г. о. Химки не принято, следствием чего явилось загрязнение источника питьевого водоснабжения Московской области и г. Москвы – Химкинского водохранилища.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области - удовлетворить.
Обязать администрацию г. о. Химки Московской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых в реку Чернавку вблизи земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, до установленных законом нормативов для источников питьевого водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Миронова
Мотивированное решение изготовлено 9 февраля 2018 года.
Судья Ю.В. Миронова