Дело № 2 - 772 - 2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2013 года г. Вилюйск
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой П. Н., единолично,
при секретаре Петровой Н. Р.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя ФИО2,
председателя районного Совета депутатов ФИО3 рассмотрел в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об оспаривании решения 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва» от 27 сентября 2013 года.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Депутат районного Совета муниципального района «Вилюйский улус (район)» 3 созыва по Оруктахскому одномандатному округу № 5 ФИО4 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва» от 27 сентября 2013 года, указывая на следующие обстоятельства.
27 сентября 2013 года состоялась первая организационная сессия депутатов вновь избранного районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) третьего созыва.
На данной сессии, путем тайного голосования, был избран председатель районного собрания депутатов. Им стал депутат ФИО3, набравший всего 24 голоса за свою кандидатуру. Всего в первой организационной сессии участвовало 48 депутатов из 50 избранных по району. Оппонент ФИО3 депутат ФИО5 ич при тайном голосовании набрал 23 голоса. При этом один бюллетень комиссией был признан недействительным.
Данное решение от 27.09.2013 г. «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва» считает незаконным.
Согласно п. 2 ст. 43 ФЗ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме 1 (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии с Уставом (п. 2 ст. 24 Устава) и регламентом организационной сессии районного Совета 3 созыва (п. 2 регламента 1 организационной сессии), председатель районного Совета должен избираться из числа депутатов районного Совета тайным голосованием большинством голосов. Избранным председателем районного совета считается кандидат, который набрал наибольшее количество голосов.
При этом, в п. 8 Регламента 1 организационной сессии с изменениями, четко указывается-«по остальным вопросам сессия принимает решение простым большинством голосов от присутствующих на сессии». Здесь четко указано, что решения принимаются большинством от присутствующих депутатов. В п. 2 указание на большинство от присутствующих не значится.
Таким образом, можно установить, что избрание председателя районного Совета депутатов осуществляется большинством голосов от количества самих депутатов, входящих в районный Совет, которых насчитывается 50 человек. То есть, для победы кандидат должен набрать более 25 голосов депутатов районного Совета, оба кандидата набрали менее 25 голосов. Соответственно, никто из них не может быть назначен на пост председателя Совета депутатов. Так как это противоречит действующему Уставу муниципального образования и самому Регламенту сессии, а значит, не соответствует закону.
Считает, что сама процедура выборов председателя Совета была проведена с нарушениями закона. Как было указано выше, кандидат ФИО3 набрал 24 голоса, кандидат ФИО5 набрал 23 голоса, один бюллетень был признан недействительным. Однако, по каким причинам один бюллетень был признан недействительным, на основании чего и по каким критериям оценивалась его недействительность, на сессии районного Совета не указали. Кроме этого, согласно протоколу № 1 счётной комиссии районного Совета депутатов 3 созыва, председателем районного Совета избрана кандидатура ФИО3 большинством голосов от присутствующего числа депутатов, что не соответствует действительности. Так, согласно протоколу № 1 счетной комиссии, количество голосов проголосовавших за депутата ФИО3, составляет 24 голоса. Данное количество голосов не является большинством, даже от присутствовавших на данной сессии депутатов, так как присутствовало 48 депутатов.
Таким образом, данное решение нарушает её право депутата избирать и быть избранным в органы представительного органа муниципального образования и, соответственно, нарушаются права избирателей, интересы которых она представляет. Кроме этого, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ заявление может быть подано в суд, если оспариваемое решение создаёт препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в данном случае свободному волеизъявлению депутата при осуществлении им своих полномочий.
В соответствии со ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, в том числе судом. В соответствии с требованиями ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Просит отменить решение 1 организационной сессии депутатов районного Совета от 27 сентября 2013 года «Об избрании председателя районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) третьего созыва, обязать устранить допущенное нарушение - провести повторные выборы председателя районного Совета.
В судебном заседании заявитель ФИО4, представитель ФИО2 полностью поддержали заявление, привели доводы, изложенные в заявлении. Помимо этого, дополнительно указали, что при избрании председателя районного Совета депутатов третьего созыва ФИО3 была нарушена процедура тайного голосования. Согласно ч. 2 ст. 30 Регламента счетная комиссия изготавливает форму и текст бюллетеня
для тайного голосования. Однако, в нарушение данного положения, форма бюллетеня была уже изготовлена заранее главным специалистом районного Совета депутатов ФИО6 и была предъявлена для утверждения на заседании районного Совета с подписями членов мандатной комиссии. Следовательно, все бюллетени, оформленные с нарушением регламента, могут быть признаны недействительными. Согласно ч. 2 ст. 30 Регламента использованные бюллетени вкладываются в конверт, который заклеивается, ставится печать, члены счетной комиссии подписываются. В нарушение данного требования переносная урна не была опечатана, не были проставлены подписи членов счетной комиссии. Просят признать недействительными все 48 бюллетеней, оформленных с нарушением Регламента районного Совета.
Председатель районного Совета ФИО3 пояснил: Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил следующий порядок формирования представительных органов местного самоуправления. Пункт 1 статьи 35 Федерального закона установил, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Пункт 1.1. статьи 35 Федерального закона определил понятие «кворума», когда заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Пункт 3 статьи 43 Федерального закона включил понятие «квалифицированное большинство», т. е. большинство голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Федеральный закон также определил круг вопросов, по которым решение обязательно должно быть принято квалифицированным большинством. По остальным вопросам, в том числе по организации деятельности представительного органа местного самоуправления, решение принимается в порядке, определенном Уставом муниципального образования.
Пункт 2 статьи 24 Устава муниципального образования «Вилюйский район» определил, что председатель районного Совета должен избираться из числа депутатов районного Совета тайным голосованием большинством голосов.
27 сентября 2013 года, на 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва, был принят Регламент, регулирующий процедуру, ход проведения и подведения итогов голосования по вопросам данной сессии.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Регламента 1 организационной сессии, где указано «Первое заседание депутатов правомочно, если на нем присутствует более 50% от числа избранных депутатов», процедура избрания председателя районного Совета депутатов, порядок, подведение итогов голосования регулирована пунктами 1-7 статьи 4 данного Регламента.
В пунктах 1,2,3 статьи 4 данного Регламента указано следующее.
1. Из числа депутатов районного Совета депутатов на срок его полномочий тайным голосованием большинством голосов избирается председатель районного Совета депутатов.
2. Избранным на должность председателя районного Совета депутатов по результатам голосования считается кандидат, который получил наибольшее число голосов.
3. Избранный на должность председателя депутат после подведения итогов занимает место председательствующего и проводит выборы заместителя председателя районного Совета депутатов.
Проект Регламента 1 организационной сессии районного Совета депутатов был рассмотрен депутатами в течение большого отрезка времени постатейно и принят депутатами единогласно. В ходе обсуждения Регламента в пунктах 1 и 2 ст. 4 со стороны депутатов предложений по отводу или изменений не поступило. О ходе обсуждения записано в п. 5 протокола №1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва.
Указанный заявителем п. 8 статьи 4 Регламента 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва, гласящий «По остальным вопросам сессия принимает решение простым большинством голосов от присутствующих на сессии» к процедуре избрания председателя районного Совета не относится. Данный пункт относится к процедуре голосования заместителя председателя районного Совета депутатов, который рассматривался, согласно повестке сессии, третьим вопросом.
На 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва все требования закона и процедурные нормы были соблюдены. Со стороны депутатов нареканий и замечаний ни в письменной, ни в устной форме к работе сессии не было.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24 Устава и п. 2 статьи 4 Регламента 1 организационной сессии районного Совета, где определено, что «избранным считается кандидат, который набрал наибольшее количество голосов», избрание ФИО3 председателем районного Совета правомочно, так как он получил наибольшее количество голосов депутатов.
Таким образом, утверждение депутата районного Совета ФИО7 - ФИО8 о том, что регламент представительного органа противоречит Уставу муниципального района «Вилюйский улус (район)», а также то, что избрание председателя представительного органа должно быть осуществлено большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, не соответствует действительности.
В соответствии с правилами юридической техники, исходя из необходимости точности изложения, в норме Устава муниципального образования «Вилюйский район», содержащей требования к процедуре голосования при избрании председателя районного Совета, должно быть четко изложено понятие квалифицированного большинства.
Внесение изменений в порядок голосования депутатов при выборе председателя районного Совета муниципального образования «Вилюйский район» возможно только после внесения соответствующих изменений в Устав муниципального образования «Вилюйский район».
2. Состав счетной комиссии был утвержден решением №3 «Об избрании счетной комиссии районного Совета депутатов 3 созыва» единогласно на основании проекта организационной комиссии по подготовке Регламента 1 организационной сессии районного Совета.
Из протокола решения счетной комиссии по вопросу избрания председателя районного Совета депутатов следует, что всего проголосовало 48 депутатов. Из них 24 проголосовали за ФИО3, 23 депутата отдали свои голоса ФИО5 Один бюллетень признан недействительным. Данное решение принято единогласно членами счетной комиссии. Решение счетной комиссии подписано председателем и секретарем комиссии. В протоколе не зафиксированы замечания и особые мнения членов комиссии.
Протокол счетной комиссии утвержден депутатами единогласно. Счетная комиссия не обязана показывать или предъявлять бюллетени после тайного голосования другим депутатам. Хотя по требованию депутатов сессия могла принять решение о разъяснении счетной комиссии по поводу возникших вопросов.
Во время утверждения протокола счетной комиссии вопросы председателю и членам комиссии не задавались.
Согласно решению №7 сессии «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва» председателем районного Совета депутатов 3 созыва избран ФИО3. Решение было принято депутатами единогласно.
Таким образом, утверждение ФИО1 О.И о проведении выборов председателя районного Совета с нарушениями закона не имеет оснований.
3) По поводу утверждения депутатом ФИО1 О.И о нарушении её прав можно сказать следующее: При выдвижении кандидатур на должность председателя районного Совета депутатов свои кандидатуры выставили только депутаты ФИО3 и ФИО5 Фамилии этих кандидатур общим решением сессии были занесены в бюллетень для тайного голосования. Других кандидатур не было выдвинуто. Образец бюллетеня был утвержден депутатами единогласно, согласно п. 9 ст. 4 Регламента 1 организационной сессии районного Совета.
ФИО4 ни письменно, ни устно свою кандидатуру не выставляла. Все депутаты имели возможность голосовать за того или иного кандидата на пост председателя или выставить свои кандидатуры. Голосование было тайным и организовано должным образом. При обсуждении вопросов по повестке сессии всем депутатам была предоставлена возможность высказаться или внести какие-то изменения по тому или иному вопросу. Все депутаты пользовались одинаковыми правами и возможностями. Заявления по поводу нарушения прав депутатов и особое мнение депутата по поводу процедурных вопросов во время сессии не поступали.
Таким образом, заявление ФИО7 - ФИО8 по поводу нарушения её прав избрать или быть избранным не имеет основания.
Свидетель ФИО9 показал: Он избран членом счетной комиссии. До работы счетной комиссии ему никто не разъяснил права и обязанности. При подсчете бюллетеней председатель ФИО10 несколько раз перекладывал бюллетени ФИО5 на бюллетени ФИО3, на что он сделал замечания. При подсчете голосов среди членов комиссии были разногласия, возражения. Он и ФИО11 воздержались, секретарь Тимофеев В. И. после большого сомнения поднял руку. Члены комиссии не подписывались на бюллетенях. Бюллетени были заранее изготовлены, кем изготовлены, он не знает.
Свидетель ФИО11 показал: Он является членом счетной комиссии. До работы счетной комиссии ему никто права и обязанности не разъяснил. Он не согласился с решением, что один бюллетень считается недействительным. Он посчитал, что произошла техническая ошибка. Об этом сказал председателю комиссии ФИО10, предложил вынести вопрос на обсуждение депутатов. ФИО10 не разрешил, сказал, что он в этих делах имеет больше опыта. Считает, что на него оказано давление, нарушено его право.
Свидетель ФИО12 показал: Он является членом счетной комиссии. Все члены счетной комиссии один бюллетень посчитали недействительным, так как против фамилий кандидатов не было никаких знаков. Он не помнит опечатывание урны, проставление подписей. При подсчете голосов среди членов комиссии не было разногласий, никто из членов комиссии не предлагал вынести вопрос на обсуждение депутатов. После объявления решения комиссии все бюллетени утвердили на сессии. Он не изготавливал форму и текст бюллетеня. Где и кем были изготовлены бюллетени, он не может сказать. На членов комиссии не оказывалось давление, просто при подсчете голосов были разговоры. Никто не принуждал членов комиссии голосовать за недействительность одного бюллетеня. При подписании протокола комиссии все члены находились в комнате, вопросы не задавали, ни от кого не поступило особое мнение.
Свидетель ФИО10 показал: Он уже много лет подряд избирается депутатом районного Совета депутатов. Депутаты доверили ему возглавить счетную комиссию. Перед голосованием форма бюллетеня была утверждена сессией. Претензий по поводу образца бюллетеня не было. Он и члены комиссии не ставили подписи на бюллетенях. После голосования в комнате посчитали все бюллетени, было 48 бюллетеней, потом группировали по кандидатам. На одном бюллетене против фамилии одного кандидата были проставлены два знака. Этот бюллетень посчитали действительным. На одном бюллетене против фамилии кандидатов не было знаков. Данный бюллетень все члены единогласно, без каких-либо возражений, приняли как недействительный. При голосовании со стороны членов комиссии не было других мнений. На сессии он огласил решение счетной комиссии, депутаты единогласно приняли данное решение. Он не знает, кто изготавливал образец бюллетеня.
Свидетель ФИО13 показал: Он от других депутатов узнал, что один бюллетень оказался недействительным. При голосовании за образец бюллетеня он не участвовал. После получения бюллетеня ему не понравилась форма бюллетеня, не было понятно.
Свидетель ФИО14 показала: Устав муниципального района соответствует ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 27 сентября 2013 года сессия депутатов руководствовалась постоянно действующим регламентом от 09 ноября 2009 года. Считает, что оба кандидата на пост председателя районного Совета не набрали большинство голосов из числа присутствующих депутатов.
Суд, выслушав участников, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
27 сентября 2013 года в г. Вилюйске Вилюйского района Республики Саха (Якутия) состоялась первая организационная сессия депутатов вновь избранного районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) третьего созыва.
На данной организационной сессии приняло участие 48 депутатов районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) третьего созыва из 50 избранных депутатов ( 2 депутата отсутствовали по уважительным причинам), что подтверждается протоколом № 1 первой организационной сессии.
Организационной сессией депутатов районного Совета решены следующие вопросы: избраны мандатная и счетная комиссии, секретариат, утвержден временный Регламент первой организационной сессии районного Совета депутатов, избраны председатель районного Совета депутатов третьего созыва и заместитель председателя районного Совета депутатов третьего созыва.
Путем тайного голосования председателем районного Совета депутатов третьего созыва избран ФИО3, депутат по единому пропорциональному избирательному округу от Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Согласно пункту 5 ст. 23 Устава муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) районный Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности районного Совета депутатов.
Первая организационная сессия в своей работе руководствовалась принятым временным Регламентом от 27 сентября 2013 года, также действовавшим на тот момент Регламентом районного Совета муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2009 года за № 164.
Судом установлено, что при проведении тайного голосовании при избрании председателя районного Совета депутатов третьего созыва были допущены существенные нарушения Регламента районного Совета муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2009 года № 164.
Так, бюллетени для тайного голосования при избрании председателя районного Совета депутатов третьего созыва были изготовлены неустановленным лицом и подписаны членами мандатной комиссии ФИО15, ФИО16, ФИО17
Форма и текст бюллетеня для тайного голосования не изготовлены счетной комиссией, не заверены подписью председателя, секретаря счетной комиссии и печатью районного Совета, что подтверждается показаниями председателя счетной комиссии ФИО10, членов комиссии ФИО12, ФИО11, ФИО9
Председатель районного Совета ФИО3 пояснил, что бюллетени подписаны членами мандатной комиссии.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 30 Регламента от 09 ноября 2009 года мандатная комиссия производит подсчет голосов при открытом голосовании, в соответствии с ч. 2 ст. 30 Регламента для проведения тайного голосования и определения его результатов из числа депутатов избирается счетная комиссия. Тайное голосование проводится путем подачи бюллетеней. Счетная комиссия изготавливает форму и текст бюллетеня для тайного голосования. Форма и текст бюллетеня утверждается на заседании районного Совета. Счетная комиссия изготавливает необходимое количество бюллетеней, заверяет подписью председателя, секретаря счетной комиссии и печатью районного Совета. Использованные бюллетени вкладываются в конверт. Конверт заклеивается, ставится печать и подписи членов счетной комиссии.
Таким образом, изготовление бюллетеней, тайное голосование и определение его результатов должно было проводиться счетной комиссией. Следовательно, при принятии решения 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва» от 27 сентября 2013 года были допущены существенные нарушения процедуры тайного голосования.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
При таких обстоятельствах, суд должен отменить решение 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва от 27 сентября 2013 года за № 7 «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление ФИО1 об оспаривании решения 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва» от 27 сентября 2013 года.
Отменить Решение 1 организационной сессии районного Совета депутатов 3 созыва от 27 сентября 2013 года за № 7 «Об избрании председателя районного Совета депутатов 3 созыва», которым председателем районного Совета депутатов 3 созыва избран ФИО3, депутат по единому пропорциональному избирательному округу от Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий п \ п П. Н. Николаева
Копия верна. Судья П. Н. Николаева