ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-772/2021 от 15.09.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Давыдовой Н.В.,

при секретаре Меркуловой Е.С.,

с участием представителя истца Министерства сельского хозяйства Тульской области по доверенности Гуменной А.А.,

представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-772/2021 по уточненному исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Тульской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных в виде гранта,

установил:

Министерство сельского хозяйства Тульской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных в виде гранта, указывая о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года №1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», постановлением правительства Тульской области от 07.03.2017г. утверждены Правила предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Грант предоставляется главным распорядителем бюджетных средств — министерством сельского хозяйства Тульской области из бюджета Тульской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области, на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий (п.1 Правил).

Целью предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров является увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции (крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90% затрат, для ведения иных видов деятельности- в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей, но не более 90% затрат, при этом срок использования средств государственной поддержки начинающим фермерам составляет 18 месяцев с даты её получения (п.2 Правил).

Условиями предоставления гранта являются: наличие протокола Конкурсной комиссии об отборе К(Ф)Х, с указанием размера гранта; заключение К(Ф)Х с Министерством Соглашения о предоставлении гранта с заявителями, прошедшими конкурсный отбор.

В соответствии с пунктом 1.1 протокола заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных животноводческих ферм, на развитие материально - технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса от 22.08.2018 года, одним из заявителей на получение гранта на поддержку начинающих фермеров в 2018 году зарегистрирована ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО1.

Рассмотрев все представленные участниками конкурса документы, на основании результатов оценки поступивших заявок в соответствии с критериями отбора, а также по итогам очного собеседования, Конкурсная комиссия приняла решение: признать одним из победителей конкурса на получение грантов на поддержку начинающих фермеров в 2018 году и установить размер гранта ФИО1. Размер гранта составил 3 000 000 рублей.

29 августа 2018 года между министерством сельского хозяйства Тульской области в лице заместителя министра сельского хозяйства Тульской области ФИО2 и индивидуальным предпринимателем - ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу — производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с платежным поручением от 13.09.2018 года на расчетный счет ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО1 министерством сельского хозяйства Тульской области перечислены средства в размере 3 000 000 рублей.

В соответствии с Соглашением начинающий фермер, в данном случае ИП глава К(Ф)Х ФИО1, обязался принять грант и распорядиться им в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Соглашением.

Грант предоставляется с целью реализации начинающим фермером бизнес - проекта «Создание К(Ф)Х мясо-молочного направления» (п. 1.1.2. Соглашения).

В рамках заключенного Соглашения, в обязанности министерства сельского хозяйства Тульской области входит осуществление контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (п. 4.1.7. Соглашения).

Пункт 22 приложения к Правилам предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса «Общие положения, условия и порядок предоставления, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в части мероприятия по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров», утвержденным постановлением правительства Тульской области от 07.03.2017 , закрепил основные положения о том, что в случае выявления в течении 18 месяцев со дня получения гранта нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и (или) непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные планом расходов, а также недостижения получателем гранта показателей результативности предоставления гранта Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта об устранении выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

В случае неустранения получателем гранта выявленных нарушений Министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока устранения нарушений направляет письменное требование получателю гранта о возврате в бюджет Тульской области полученного гранта в полном объеме.

Получатель гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования о возврате в бюджет Тульской области полученного гранта обязан перечислить в бюджет Тульской области сумму полученного гранта в полном объеме (п.23 приложения к Правилам).

В случае, если субсидии не возвращены в установленный срок, они взыскиваются Министерством в доход бюджета Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством (п.24 приложения к Правилам).

Министерство сельского хозяйства Тульской области вправе потребовать от начинающего фермера вернуть полученный грант в полном объеме в случаях: нецелевого расходования средств гранта, нарушения порядка использования гранта; неподтверждения целевого использования гранта; неиспользования средств гранта в полном объеме в установленный Соглашением срок; невыполнения условия по созданию дополнительных рабочих мест (создание постоянных рабочих мест является одним из условий предоставления гранта начинающим фермерам); невыполнения обязательства по ведению деятельности в рамках действующего хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта; непредоставления отчетности в порядке, по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства (приложение к Соглашению); непредоставления в Министерство сельского хозяйства Тульской области промежуточных и годовых отчетов о финансово - экономическом состоянии по формам и в сроки, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; непредоставления по требованию Министерства дополнительных документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих целевое использование средств государственной поддержки; непредоставления в Министерство отчета о реализации плана - расходов по истечении 18 месяцев со дня получения гранта; расторжения Соглашения.

На основании изложенного, Правительство Тульской области, в лице министерства сельского хозяйства Тульской области, считает принятые на себя ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО1 обязательства, не выполненными, согласно условиям Соглашения, а также с учетом нормативно - правовых актов Тульской области.

В адрес министерства ИП ФИО4 КФХ ФИО1 17.04.2019 направила письмо о невозможности осуществления ею деятельности как ИП ФИО4 КФХ и просьбой расторжения Соглашения. В ответ ФИО1 министерством было направлено письмо от 27.05.2019 с разъяснениями вариантов расторжения Соглашения.

По размещенным данным в сети интернет (<данные изъяты>) крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 прекратило свою деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства 05.08.2019, тем самым нарушен п.п. м пункта 6 постановления правительства Тульской области от 07.03.2017 (правила предоставления грантовой поддержки (приложение )), обязательство осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие начинающих фермеров.

В нарушение п.3.3.2 Соглашения не обеспечено выполнение объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, а также строительных, монтажных работ и других мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, отчеты не предоставлены.

ФИО1 направлены уведомительные письма от 27.05.2019, от 31.07.2019, от 19.09.2019 о возврате денежных средств и предупреждения о том, что в случае не возврата денежных средств гранта, их взыскание с фермера будет осуществлено в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

До настоящего времени, принятые на себя ответчиком обязательства по Соглашению не выполнены, возврат полученных денежных средств не осуществлён.

На основании изложенного, Министерство сельского хозяйства Тульской области просило суд взыскать с ФИО1 ФИО19 денежные средства в размере 3 000 000 рублей.

Согласно уточненному исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Тульской области ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных в виде гранта, истец указал, что 30.09.2019 на расчётный счёт УФК по Тульской области ИП ГКФХ переведены денежные средства в размере 737550-50 рублей (назначение платежа — возврат субсидий прошлых лет).

Таким образом, конечная задолженность ИП ГКФХ ФИО1 составляет 2262449-50 рублей. До настоящего времени указанная задолженность не погашена.

В случае, если субсидии не возвращены в установленный срок, они взыскиваются Министерством в доход бюджета Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством (п.24 приложения к Правилам).

Министерством сельского хозяйства Тульской области были выявлены следующие нарушения: неподтверждения целевого использования гранта; неиспользования средств гранта в полном объеме в установленный Соглашением срок; невыполнения условия по созданию дополнительных рабочих мест (создание постоянных рабочих мест является одним из условий предоставления гранта начинающим фермерам); невыполнения обязательства по ведению деятельности в рамках действующего хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта; непредоставления отчетности в порядке, по формам и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства (приложение к Соглашению); непредоставления в Министерство сельского хозяйства Тульской области промежуточных и годовых отчетов о финансово - экономическом состоянии по формам и в сроки, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; непредоставления в Министерство отчета о реализации плана - расходов по истечении 18 месяцев со дня получения гранта; расторжения Соглашения.

На основании изложенного, Правительство Тульской области, в лице министерства сельского хозяйства Тульской области, считает принятые на себя ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО1 обязательства не выполненными, согласно условиям Соглашения, а также с учетом нормативно- правовых актов Тульской области.

В связи с чем, Министерство сельского хозяйства Тульской области просит взыскать с ФИО1 денежные средства в размере 2262449,50 рублей.

В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства Тульской области по доверенности Гуменная А.А. уточненные исковые требования истца поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

Пояснила в судебном заседании о том, что требования истца являются законными и обоснованными. Истец уточнил исковые требования, так как нашли платежные поручения, доказывающие возврат денежных средств ответчиком в размере 737 550 рублей 50 коп. Однако возврат был произведен с нарушением сроков в текущем финансовом году, после получения требований для возврата предоставлялось два месяца. Данная сумма была возвращена по истечении 4 месяцев. По совокупности имеющихся нарушений, в особенности закрытие КФХ, которое просуществовало менее года, и было закрыто 5 августа 2019 года, заявлены данные требования. Существование КФХ ответчика было менее года и за этот период никаких отчетов, подтверждающих целевое расходование денежных средств, подтверждающих ведение деятельности данного хозяйства, получено министерством не было. Это является также нарушением, так как за год деятельности должно быть представлено минимум 4 отчета, а именно 3 квартальных и 1 годовой отчет. По истечении 18 месяцев должен был быть представлен отчет по расходованию денежных средств, т.е. подробный отчет, указывающий расходование денежных средств в размере 3 миллионов рублей, которые были получены в виде гранта на развитие начинающего фермера. В этом отчете должны были быть представлены позиции, по которым должна происходить реализация денежных средств. Реализация денежных средств должна была производиться в строгом соответствии с бизнес - планом, который первоначально был представлен в конкурсную комиссию вместе с заявками и документами на участие в данной целевой программе. Она не может представить отчеты ФИО1, поскольку их нет, нельзя представить то, чего не было, и принести пустую папку. Если ФИО1 сдавала отчеты, то у неё должны остаться копии этих отчетов. Законодательством предусмотрено, что Министерство может взыскать, при таких нарушениях, грант в полном объеме с ответчика. Она полагает, что нет необходимости представлять какую-то справку об отсутствии в Министерстве отчетов ФИО1, это ответчик должен доказать, что сдавал отчеты в Министерство.

В судебное заседание не явилась ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3 уточненные исковые требования истца Министерства сельского хозяйства Тульской области не признал. Пояснил в судебном заседании о том, что истцом не доказано, что ФИО1 не представляла в Министерство отчеты. Ответчик ФИО1 представляла отчеты в Министерство сельского хозяйства Тульской области в подлинном экземпляре, но копии отчетов у неё не имеются. Истец обязан был представить справку (о чем истца неоднократно обязывал суд) о том, что в Министерстве нет отчетов ответчика, но представитель истца такой справки так и не представил. Пункты 4.1.8 и 4.1.9 Соглашения от 29 августа 2018 года предусматривают, что если получателями гранта не достигнуты значения показателей результативности или иные показатели, установленные субсидией, то Министерство сельского хозяйства применяет штрафные санкции. Штрафные санкции к ФИО1 применены не были. Он неоднократно спрашивал у представителя истца, для чего именно делаются отчеты. Они нужны, чтобы понять целевое или не целевое происходит расходование бюджетных средств. В том случае, если не целевое расходование бюджетных средств, то предусматриваются штрафы и неустойки, вплоть до возврата средств. На прошлой подготовке по делу он спрашивал о том, привлекалась ли ФИО1 к какой-либо ответственности, но ответа так и не получил. Он утверждает, что ФИО1 не привлекалась к ответственности. ФИО1 проработала менее года. Согласно исковому заявлению, по мнению истца, она не выполнила 6 пунктов: за весь период не сдавала ни разу отчеты, однако он утверждает обратное. Министерство сельского хозяйства, почему - то не беспокоилось, что человек не подавал им отчеты. Истец указывает, что ФИО1 не на цели гранта расходовала денежные средства. Сегодня представителем истца представлено положение о Министерстве сельского хозяйства, и представитель объясняет, что они не обязаны выезжать и проверять получателя гранта. Однако, если человек не сдает отчеты, не надо для этого выезжать, можно ему написать представление, письмо, нужно как-то реагировать. В иске также указано, что ответчик не обеспечила рабочие места, однако они при подготовке дела к судебному разбирательству представляли все документы, которые подтверждают, что рабочие места были обеспечены в том объеме, который предусматривался бизнес - планом и соглашением с Министерством сельского хозяйства, а именно в количестве трех человек. Соответствующие документы также прикладывались к отчету в Министерство сельского хозяйства. Кроме того, денежные средства, которые были выделены, ФИО1 расходовала только на цели предоставления гранта. Списание данных денежных средств происходило посредством платежных документов. ФИО1 не списывала денежные средства самостоятельно, не приходила в банк и не списывала их с расчетного счета, и потом не расплачивалась наличными. Предоставленные ФИО1 данные денежные средства были направлены на покупку земельного участка. Договор купли-продажи земельного участка им был представлен при подготовке, на сумму, которая указана в бизнес - плане, в размере 950 тыс. рублей. Кроме того, по бизнес -плану ФИО1 получила 3 млн. рублей, однако она также вкладывала в развитие хозяйства и свои личные денежные средства. Согласно Соглашению и бизнес-плану, выделенные денежные средства должны быть направлены на покупку крупного рогатого скота, строительных материалов, которые ответчиком были приобретены, о чем все необходимые документы представлены в суд и приложены к отчетам. Все, что было заложено в бизнес -плане, все это было целевое расходование. Как только ФИО1 поняла, что она влезла в долги, она не стала действовать неправомерно, она не стала их выводить, она написала письмо в Министерство, что она не справляется, что свидетельствует о том, что она действовала в правовом поле. Специалист Министерства в 2019 году посещала ФИО1, которая показала ей и земельный участок, и доски. ФИО1 не нарушала условия и порядок предоставления субсидий, она действовала по Соглашению. Возможно, ФИО1 не рассчитала свои силы. Деньги на развитие начинающих фермеров -бюджетные. Если истец, представитель истца считают, что ответчик допустила нарушения, то где какое-то наказание, предупреждение, какое-то постановление в отношении ФИО1 Когда ФИО1 написала письмо, что хочет возвратить остаток денежных средств, только тогда Министерство потребовало возвратить всю денежную сумму. Таким образом, ответчик ФИО1 не допустила нарушений условий и порядка предоставления ей гранта, указанных в Соглашении. ФИО1 полученные денежные средства потратила на цели, указанные в Соглашении, приобрела крупный рогатый скот- коров, только она не смогла их содержать, о чем сама и сообщила в Министерство. Просит отказать в иске в полном объеме.

Суд, по основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, счел необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика ФИО1

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 указанного Федерального закона).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Абзацем пятым статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 7 статьи 78 БК РФ указано, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года №1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» постановлением правительства Тульской области от 07.03.2017г. утверждены Правила предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Постановлением Правительства Тульской области от 29.06.2018 года (действующим на момент предоставления субсидии ФИО1) были внесены изменения и дополнения в Постановление правительства Тульской области от 07.03.2017г. .

Субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств — министерством сельского хозяйства Тульской области из бюджета Тульской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области, на соответствующих финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на Предоставление субсидий (п.2 Правил предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса).

Согласно подп.а п.3 Правил предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (в редакции постановления Правительства Тульской области от 29.06.2018 ) субсидии предоставляются в целях государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственным потребительским кооперативам Тульской области по следующим мероприятиям, направленным на развитие агропромышленного комплекса: в том числе, поддержка начинающим фермерам.

Согласно п.5 Правил предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, общие положения о предоставлении субсидий по мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, а также условия и порядок предоставления таких субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение приведены в приложениях N 3 - 4, 6 - 11 к настоящим Правилам.

В соответствии с п.2 Приложения к Правилам предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, целью предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров является увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции (крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений в размере, не превышающем 3млн. рублей, но не более 90% затрат, для ведения иных видов деятельности- в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей, но не более 90% затрат, при этом срок использования средств государственной поддержки начинающим фермерам составляет 18 месяцев с даты её получения.

Согласно п.6 Приложения к Правилам предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, заявку на участие в конкурсе может подать гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации с приложением документов, подтверждающих соответствие условиям, указанным в данном п.6 Приложения, в том числе, заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие начинающих фермеров (п.п.м).

Отбор заявителей на участие в конкурсном отборе и определение размера гранта осуществляется конкурсной комиссией по результатам личного собеседования и результатам балльной оценки критериев отбора. Состав конкурсной комиссии и положение о конкурсной комиссии утверждаются приказом Министерства (п.8 Приложения к Правилам).

Как следует из п.22 Приложения к Правилам предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (в ред. постановления Правительства Тульской области от 29.06.2018), в случае выявления в течение 18 со дня получения гранта нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и (или) непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные планом расходов, а также недостижения получателем гранта показателей результативности предоставления гранта Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта об устранении выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

В случае неустранения получателем гранта выявленных нарушений Министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока устранения нарушений направляет письменное требование получателю гранта о возврате в бюджет Тульской области полученного гранта в полном объеме.

Пункт 23 приложения к Правилам предусмотрено, что получатель гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования о возврате в бюджет Тульской области полученного гранта обязан перечислить в бюджет Тульской области сумму полученного гранта в полном объеме.

В случае, если субсидии не возвращены в установленный срок, они взыскиваются Министерством в доход бюджета Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством (п.24 приложения к Правилам).

В соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Тульской области, утвержденным Постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 , Министерство сельского хозяйства Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области (п.1). Министерство осуществляет, в том числе разрабатывает долгосрочные целевые и ведомственные программы в установленной сфере, участвует в реализации федеральных программ в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения; способствует развитию предпринимательства и привлечению средств для развития агропромышленного комплекса (п.4).

Разрешая спорные правоотношения, судом установлено, что ответчик ФИО1 в 2018 году подавала заявку в конкурсную комиссию по отбору участников крестьянских (фермерских) хозяйств по предоставлению грантов на поддержку начинающим фермерам, на развитие семейных животноводческих ферм, на развитие материально - технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса о намерении участия в конкурсном отборе участников на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в части мероприятия по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров, в которой обязалась в том числе, осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта. Кроме того, ею был представлен бизнес-план «Создание К(Ф)Х мясо-молочного направления», предусматривающий деятельность К(Ф)Х в течение 5 лет.

В соответствии с пунктом 1.1 протокола заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных животноводческих ферм, на развитие материально - технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса от 22.08.2018 года, одним из заявителей на получение гранта на поддержку начинающих фермеров в 2018 году зарегистрирована ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО1.

Рассмотрев все представленные участниками конкурса документы, на основании результатов оценки поступивших заявок в соответствии с критериями отбора, а также по итогам очного собеседования, конкурсная комиссия приняла решение: признать одним из победителей конкурса на получение грантов на поддержку начинающих фермеров в 2018 году и установить размер гранта ФИО1. Размер гранта составил 3 000 000 рублей (п.5.1 Протокола заседания конкурсной комиссии).

29 августа 2018 года между министерством сельского хозяйства Тульской области в лице заместителя министра сельского хозяйства Тульской области ФИО2 и индивидуальным предпринимателем - ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу — производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

10.09.2018 года было заключено Дополнительное соглашение к вышеуказанному Соглашению.

В соответствии с платежным поручением от 13.09.2018 года на расчетный счет ИП ФИО4 К(Ф)Х ФИО1 министерством сельского хозяйства Тульской области перечислены средства в размере 3 000 000 рублей.

В соответствии с п.1.1 Соглашения предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Тульской области в 2018 году сроком на 18 месяцев с даты получения субсидии: в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с производством и сбытом сельскохозяйственной продукции; создание К(Ф)Х мясо-молочного производства (п.1.1.2 Соглашения).

Субсидия предоставлялась в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Тульской области, по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2018 году 3 00 000 рублей (п.2.1 Соглашения).

Субсидия предоставлялась в соответствии с Правилами предоставления субсидии (п.3.1 Соглашения).

В обязанности министерства сельского хозяйства Тульской области входило, в том числе, осуществление контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (п. 4.1.7. Соглашения).

В случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Тульской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (п.4.1.8 Соглашения).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5.1 Соглашения).

В Приложении к Соглашению от 29.08.2018 года были установлены показатели результативности, в том числе: создание постоянных рабочих мест -3 ед. -31.12.2018; поголовье коров, гол.-11 -31.12.2019; валовое производство молока в 2019 году -60,5 тонн -31.12.2019; валовое производство мяса в 2019 году -9,2 тонн-31.12.2019.

Письмом от 17.04.2019 года ответчик ФИО1 уведомила истца Министерство сельского хозяйства Тульской области о том, что в связи с тяжелым материальным положением она не может продолжать осуществлять деятельность К(Ф)Х и просит рассмотреть вопрос о расторжении с ней вышеуказанного Соглашения от 29.08.2018 года.

В ответ ФИО1 министерством сельского хозяйство Тульской области было направлено письмо от 27.05.2019 с разъяснениями вариантов расторжения Соглашения, с указанием на возможность взыскания штрафных санкций в размере 100%, с возвратом денежных средств гранта в бюджет Тульской области в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня получения уведомления, направленного Министерством.

Кроме того, Министерством сельского хозяйство Тульской области было направлено письмо от 31.07.2019 ФИО1 о возврате неиспользуемого остатка субсидии.

30.09.2019 на расчётный счёт УФК по Тульской области ИП ГКФХ ФИО1 переведены денежные средства в размере 737550-50 рублей (назначение платежа — возврат субсидий прошлых лет), что подтверждается платежным поручением от 30.09.2019 года.

По размещенным данным в сети интернет (https://egrul.nalog.ru/lndex.html) крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 прекратило свою деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства 05.08.2019 года, что не оспаривалось представителем ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании.

После прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, истцом в адрес ответчика было направлено уведомительное письмо от 19.09.2019 о возврате денежных средств и предупреждения о том, что в случае не возврата денежных средств гранта, их взыскание с фермера будет осуществлено в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ, требования которого не исполнены ответчиком ФИО1 до настоящего времени в добровольном порядке.

Как следует из справки по грантополучателю ФИО1, составленной главным специалистом-экспертом отдела государственной поддержки и реализации программ ФИО6, в нарушении п.3.3.2 Соглашения ФИО1 не обеспечено выполнение объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, а также строительных, монтажных работ и других мероприятий, предусмотренных бизнес –проектом - отчеты не представлены.

Согласно сведениям из трудовых книжек <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, у ИП ФИО1 работали: ФИО7 с 27.12.2018 по 11.04.2019 –разнорабочим; ФИО8 – с 27.12.2018 по 11.04.2019- разнорабочим; ФИО9 – с 27.12.2018 по 11.04.2019 –разнорабочей.

По договору от 05.10.2018 года ИП глава КФХ ФИО10 заключил договор поставки ИП глава КФХ ФИО1 нетели крс (крупного рогатого скота) в количестве 6 голов, согласно счету от 15.10.2018г. Общая сумма договора-730 000 рублей 00 копеек, из которых 10,02%-73146 руб.00 коп.- собственные средства покупателя; 89,98%-656854,00 руб.00 копеек- оплата осуществляется в течение 15 банковских дней с момента получения товара на основании товарной накладной, подписанной обеими сторонами с л/с , открытого в Территориальном отделении УФК по <данные изъяты> области (п.1.1, п.3.1, п.3.2.1, 3.2.1 Договора), что также подтверждается товарной накладной от 15.10.2018 года.

По договору от 31.10.2018 года ФИО11 обязался поставить ИП ФИО1 молодняк крс в количестве 5 голов. Поставщик отгружает товар согласно счету от 31.10.2018 года. Общая сумма договора-90000 рублей. Порядок оплаты товара: 10,00% -9000 рублей- собственные средства покупателя; 90,00%-81000 рублей 00 копеек- оплата осуществляется в течение 15 банковских дней с момента получения товара на основании товарной накладной, подписанной обеими сторонами с л/с , открытого в Территориальном отделении УФК по <данные изъяты> области (п.1.1, п.3.1, п.3.2.1, 3.2.1 Договора), что также подтверждается товарной накладной от 31.10.2018 года.

В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 02.11.2018 года ИП ФИО1 приобрела у ФИО11 земельный участок, общей площадью 6200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>. Отчуждаемый земельный участок продан за 950 000 рублей, из которых сумма в размере 95000 рублей будет перечислена продавцу с расчетного счета покупателя. Оставшаяся сумма в размере 855000 рублей будет перечислена по Соглашению о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии от 29.08.2018г. на счет продавца.

По договору поставки от 12.02.2019г. ИП ФИО12, именуемая поставщик, обязалась поставить покупателю ИП глава КФХ ФИО1 строительные материалы: доска 150Х150, 100Х100, 50Х150, 25х150, общей стоимостью 374245 рублей. Порядок оплаты товара:37424,5 рублей- собственные средства покупателя. 336820,5 рублей- оплата осуществляется в течение 15 банковских дней с момента получения товара с л/с , открытого в Территориальном отделении УФК по <данные изъяты> области (п.1.1, п.2.1, п.2.1.1, 2.1.2 Договора), что также подтверждается товарной накладной от 21.01.2019 года.

По договору поставки от 21.01.2019г. ИП ФИО12, именуемая поставщик, обязалась поставить покупателю ИП глава КФХ ФИО1 строительные материалы: доска 25Х150 в количестве 43,5 кв.м, стоимостью 369 750 рублей. Порядок оплаты товара:36975 рублей- собственные средства покупателя. 332775 рублей- оплата осуществляется в течение 15 банковских дней с момента получения товара с л/с , открытого в Территориальном отделении УФК по <данные изъяты> области (п.1.1, п.2.1, п.2.1.1, 2.1.2 Договора), что также подтверждается товарной накладной от 12.02.2019 года.

С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные доказательства, в соответствии с требованиями относимости, допустимости и достоверности, согласно ст. 67 ГПК РФ, судом установлено, что ответчик ФИО1 по Соглашению от 29.08.2018 года получила из бюджета Тульской области грант в размере 3000 000 рублей на создание К(Ф)Х мясо-молочного производства, с обязанием осуществления деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие начинающих фермеров, с расходованием денежных средств, согласно бизнес-плану проекта «Создание К(Ф)Х мясо-молочного направления».

Ответчиком ФИО1 были представлены доказательства целевого расходования гранта на создание рабочих мест, приобретение земельного участка, поголовья скота, строительных материалов.

Остаток денежных средств, полученных в качестве гранта, в размере 737550-50 рублей, был возвращен истцу 30.09.2019 года.

Вместе с тем, судом установлено, что ответчик ФИО1 прекратила свою деятельность как крестьянское (фермерское) хозяйство 05.08.2019 года, то есть менее чем через 18 месяцев после получения гранта. Таким образом, ИП КФХ ФИО1 не осуществляла деятельность в течение 5 лет, не достигла показателей результативности, в нарушение условий предоставления субсидии и своего бизнес-плана проекта.

Данное обстоятельство является основанием для предъявления истцом требования о возврате в бюджет Тульской области полученного гранта в полном объеме.

При этом истцом был соблюден обязательный претензионный порядок урегулирования спора.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований-в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья310 ГК РФ).

Доводы представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3 о том, что к ФИО1 никаких не предъявлялось штрафных санкций, предписаний, что свидетельствует о том, что она не нарушила условия и порядок предоставления гранта, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, приведенных выше.

Также, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, ответчиком ФИО1 не представлено доказательств, что ею были представлены промежуточные и годовые отчеты, предусмотренные Соглашением.

То обстоятельство, что ответчиком ФИО1 не были представлены соответствующие отчеты, подтверждается справкой по грантополучателю ФИО1, составленной главным специалистом-экспертом отдела государственной поддержки и реализации программ ФИО6

Поскольку доказательств надлежащего исполнения обязательства по Соглашению от 29.08.2018 года, а также доказательств возврата денежных средств в сумме 2262449,50 руб. ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Министерства сельского хозяйства Тульской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных в виде гранта, являются законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку истец Министерство сельского хозяйства Тульской области освобождено от уплаты госпошлины, следовательно, государственная пошлина, подлежащая к уплате по делу в сумме 19 512 рублей, подлежит взысканию в доход муниципального образования Богородицкий район Тульской области с ответчика ФИО1, не освобожденной от уплаты государственной пошлины, согласно п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные исковые требования Министерства сельского хозяйства Тульской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных в виде гранта, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) в пользу Министерства сельского хозяйства Тульской области (ИНН , ОГРН , дата регистрации 09.12.1998г., адрес регистрации: <адрес>) денежные средства в размере 2 262 449 (двух миллионов двухсот шестидесяти двух тысяч четырехсот сорока девяти) рублей 50 копеек.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального образования Богородицкий район в размере 19 512 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 19.09.2021 года