ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-772/2021 от 26.10.2021 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

27RS0015-01-2020-000652-35

Дело № 2-772/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

при секретаре Севериной Д.В.

с участием представителя истца ФИО1, действующей по доверенности,

представителя ответчика МУП «Янтарь» ФИО2, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к МУП «Янтарь» о признании действий по выставлению квитанций за холодное водоснабжение и водоотведение незаконными, обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к МУП «Янтарь» о признании действий по выставлению квитанций за холодное водоснабжение и водоотведение незаконными, обязании произвести перерасчет, по тем основаниям, что ФИО3 является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме <адрес>, с октября 2018 года по текущую дату квитанции на оплаты коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению предоставляет МУП «Янтарь». Действия ответчика по выставлению квитанций за выше оказанные услуги считает незаконным по следующим основаниям: сети водоснабжения и водоотведения военного городка база №2 по ул.Гарнизонная д.29.30.31,32,33 находятся на балансе Министерства Обороны, не находятся ни в аренде, ни в оперативном управлении МУП «Янтарь». Как сетедержателю ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны в Ванинском районе Постановлением Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края №33/6 от 20.11.17 г., №36/4 от 25.11.2020г. установлены тарифы по холодному водоснабжению и водоотведению для населения. Применение данных тарифов подтверждается квитанциями выставляемыми ФГБУ «ЦЖКУ», где по строке ГВС на ХВС отражены тарифы для населения п.Ванино на холодное водоснабжение, а так же квитанциями управляющей организации УК ООО «ГУЖФ».

Просил: признать действия Ответчика по выставлению квитанций в период с октября 2018 года по июнь 2021 года на холодное водоснабжение и водоотведение незаконным; обязать Ответчика снять начисления за период с октября 2018 года по июнь 2021 и закрыть лицевой счет, прекратить выпускать квитанции по адресу <адрес>; денежные средства оплаченные в период с октября 2018 года по май 2019 г. зачесть в счет погашения задолженности за потребленные коммунальные услуги перед ФГБУ «ЦЖКУ».

Определением от 16 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.

Истец ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила иск в части признания действий Ответчика по выставлению квитанций в период с октября 2018 года по июнь 2021 года на холодное водоснабжение и водоотведение незаконным; обязании Ответчика снять начисления за период с октября 2018 года по июнь 2021 и закрыть лицевой счет, прекратить выпускать квитанции по адресу <адрес>- удовлетворить в полном объеме, в части требований обязания ответчика зачесть денежные средства оплаченные в период с октября 2018 года по май 2019 г. в счет погашения задолженности за потребленные коммунальные услуги перед ФГБУ «ЦЖКУ»- отказалась, о чем представила заявление.

Определением от 26.10.2021 г. производство по делу в части требований ФИО3 об обязании ответчика зачесть денежные средства оплаченные в период с октября 2018 года по май 2019 г. в счет погашения задолженности за потребленные коммунальные услуги перед ФГБУ «ЦЖКУ»- прекращено, в связи с отказом истца от иска.

Представитель ответчика МУП «Янтарь» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Постановлением администрации Ванинского муниципального района от 15.09.2017г. № 808 МУП «Янтарь» определена как гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок Ванино». В январе 2018г. ООО «ГУ ЖФ», осуществляющее управление МКД по ул. Гарнизонная, 29-33, в соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ, обратилось в МУП «Янтарь» с заявлением на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения указанных домов. В этой связи, между МУП «Янтарь» и ООО «ГУ ЖФ» был заключен договор « на отпуск питьевой воды и прием сточных вод» № 1-103 со сроком действия с 01.01.2018г. по 01.08.2020г., по условиям которого, МУП «Янтарь» обязуется подавать ООО «ГУ ЖФ», через централизованную сеть, холодную воду и принимать сточные воды на объекты по ул. Гарнизонная, 29-33, п. Ванино. В период с 01.01.2018г. по 30.09.2018г. счета - фактуры на весь объем воды, потребленной населением МКД по ул. Гарнизонная, 29-33, п. Ванино, выставлялись на оплату ООО «ГУ ЖФ». ООО «ГУ ЖФ» в свою очередь выставляла квитанции на оплату коммунальных услуг населению, данный факт Истец подтверждает квитанциями. В связи с введением в адрес ООО «ГУ ЖФ» процедуры наблюдения (банкротство) и чтобы не нарасти дебиторскую задолженность, Стороны приняли решение о переходе с 01.10.2018г., населения многоквартирных домов по ул. Гарнизонная 29-33, на прямые договоры с МУП «Янтарь», что не является нарушением законодательства РФ. Наличие долга у ГУ ЖФ перед МУП «Янтарь» на момент принятия решения о переходе на прямые договоры подтверждается определением Арбитражного суда г. Москвы о принятии заявления МУП «Янтарь» о включении требований в реестр кредиторов должника ООО «ГУ ЖФ». Плата за коммунальные ресурсы всем потребителям МУП «Янтарь» начисляется по тарифу, утвержденному Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 06.12.2017г. № 36/1 на 2018-2020 годы для МУП «Янтарь», и каждый год подлежит корректировки. Для установления Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края тарифов на питьевую воду и водоотведение, МУП «Янтарь» предоставляет производственную программу, в которой наряду с другими показателями входит и планируемый объем реализации холодной воды. В указанном объеме включаются все потребители холодной воды МУП «Янтарь» (население, юридические лица, бюджетные организации, прочие потребители). В производственную программу на 2018г.-2020г. включены и объемы холодной воды населения жилого фонда по ул. Гарнизонная, 29-31, п. Ванино, и объемы воды для ФГБУ «ЦЖКУ». Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленного отзыва, в соответствии с уставной деятельностью, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является гарантирующим поставщиком холодной воды и отвода сточных вод для населения, проживающих по адресу: п. Ванино, ул. Гарнизонная, д.32. Учреждение приобретает холодную воду у МУІ1 «Янтарь». Согласно требованиям, п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является теплоснабжающей организацией.

Суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив письменные уточнения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона.

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, которая в свою очередь включает в себя: плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч.1 ст. 157.2 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;

2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Согласно ч.2 ст. 157.2 ЖК РФ, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что собственником жилого помещения - квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес> является ФИО3

Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>., в период с 27.07.2015 г. осуществлял ООО «ГУЖФ», договор управления от 27.07.2015 г. (л.д.115-131).

Постановлением Администрации Ванинского муниципального района от 15.09.2017 г. № 808, МУП «Янтарь» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского поселения «рабочий поселок Ванино» (л.д.83).

В соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства № 644 от 29.07.2013г. гарантирующая организация обязана заключать договоры водоснабжения и водоотведения с каждым абонентом, который подал заявку на заключение договора, при наличии технической возможности (п.6; 8; раздел II Правил).

01 января 2018 года МУП Янтарь (гарантирующий поставщик) ООО «ГУЖФ» исполнитель) заключили договор № 1-103 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно которого поставщик обязуется подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду через систему водоснабжения сетедержателя и осуществлять прием сточных вод исполнителя в централизованную систему водоотведения через систему водоотведения сететедержателя. Исполнитель обязуется оплачивать принятую холодную воду и водоотведение в объемах, в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором.

Согласно уведомлению кредитора от 17.09.2018 г. № 110/3269 «о введении процедуры наблюдения», определением Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2018 г. по делу № А40-78208/18-18-94 в отношении должника ООО «ГУЖФ» введена процедура наблюдения, МУП «Янтарь» рекомендовано обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о включении требования (непогашенной задолженности) в реестр требований кредиторов для целей участия в первом собрании кредиторов.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2018г., принято заявление МУП «Янтарь» о включении требований в реестр требований кредиторов должника ООО «ГУ ЖФ» к производству. Как следует из вышеуказанного определения, размер задолженности ООО «ГУ ЖФ» перед МУП «Янтарь» составляет 980290,77 рублей.

В соответствии с ч.5 ст.157.2 ЖК РФ, по истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 настоящей статьи.

01.10.2018 г., заключено соглашение №1 к договору № 1-103 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, между МУП Янтарь и ООО ГУЖФ, согласно которому, МУП Янтарь обязуется поставлять питьевую воду и прием сточных вод только для использования и содержания общего имущества МКД.

10 августа 2020 года МУП Янтарь (ресурсоснабжающая организация) и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (сетедержатель) заключили договор №1-113 на поставку питьевой воды и прием сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду через систему водоснабжения сетедержателя холодную воду на содержание общего имущества многоквартирного дома и осуществлять прием сточных вод исполнителя в централизованную систему водоотведения через систему водоотведения сетедержателя.

В отношении с населением, МУП Янтарь, перешли на прямые договоры с населением, что подтверждается соглашением №1 к договору №1-103 ( л.д. 103), сообщением о предоставлении информации, согласно которому ООО ГУЖФ в связи с переходом на прямые договоры с населением, предоставляет МУП Янтарь сведения о проживающих по состоянию на 30.09.2018 г. по адресу: <...> конечные показания по индивидуальным приборам учета ХВС, данные по площадям, данные по пустующему фонду, данные по нормативу потребления ( л.д. 105).

С 01.06.2020 г. управляющей организацией для МКД <...> в связи с тем, что собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления и не определена управляющая организация, в порядке ЖКРФ, администрацией городского поселения «рабочий поселок Ванино» определена управляющей компанией ООО УК «Лига ДВ» (Постановление Администрации городского поселения «рабочий поселок Ванино» от 22.05.2020 г. № 243).

Из разъяснений, данных в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно сообщению УК Лига ДВ от 07.07.2020 г. военному прокурору, МУП Янтарь имеет прямые договорные отношения с жителями по ул.Гарнизонная д.32 ( л.д. 79, ).

В соответствии с ч.6 ст.157.2 ЖК РФ, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Как следует из письма Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.09.2021 г. № К27-05-262-3817, согласно утвержденной постановлением № 36/4 производственной программы, услуги водоснабжения и водоотведения ФГБУ ЦЖКУ населению не оказываются. Потребителями данных услуг являются бюджетные и прочие потребители. Услуги водоснабжения и водоотведения в доме по адресу <...> оказывает МУП «Янтарь». ФГБУ ЦЖКУ МО РФ отпускает населению горячую воду.

Согласно сообщению Филиала ФГБУ ЦЖКУ об эксплуатационной ответственности сторон от 24.07.2020 г. (л.д.80), ФГБУ ЦЖКУ не является гарантирующим поставщиком холодной воды и отвода сточных вод для потребителей по ул.Гарнизонная д.32. Указанный дом с 01.04.2017 года ( с момента организации ФГБУ ЦЖКУ), в управление структурным подразделением ФГБУ ЦЖКУ не передавался, взаиморасчеты за услуги водоснабжения и водоотведения осуществляются посредством заключения прямых договоров между поставщиком и потребителем на основании ФЗ №59 от 03.04.2018.

Граждане, проживающие в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Гарнизонная д. 32 п. Ванино Ванинского района Хабаровского края, с 01.10.2018г. по июнь 2021 г. вносят оплату за коммунальные услуги: подача холодной (питьевой) воды и прием сточных вод непосредственно поставщику МУП «Янтарь».

Таким образом, выставление МУП «Янтарь» собственнику жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, ФИО3, начислений за холодное водоснабжение и водоотведение за период с октября 2018 года по июнь 2021 года, является законным.

Из представленных в суд платежных документов судом также не установлено нарушение прав истца, поскольку в спорный период платежные документы на услуги водоснабжения и водоотведения выставлялись только МУП Янтарь, а ФГБУ ЦЖКУ, УК Лига ДВ – не выставлялись.

То обстоятельство, что комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в спорный период устанавливались тарифы для ФГБУ ЦЖКУ на питьевую воду, для населения, не свидетельствуют о нарушении права истца, поскольку применяемый МУП Янтарь тариф за оказанные услуги ниже установленного для ФГБУ ЦЖКУ, что следует из платежных документов ( л.д.22-49), Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 г.№ 33/6.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО3

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск ФИО3 к МУП «Янтарь» о признании действий по выставлению квитанций за холодное водоснабжение и водоотведение незаконными, обязании произвести перерасчет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда Романько А.М.