Дело №2-900/2012
Решение
Именем Российской Федерации
«08» ноября 2012 года г.Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Карнеевой Е.К., при секретаре Грибановой К.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора к Советской районной администрации города Брянска о понуждении к совершению действий,
Установил:
Брянский транспортный прокурор Д.Г. Абушенко обратился в суд с иском к Советской районной администрации города Брянска о понуждении к совершению действий в порядке ст.45 ГПК РФ, ссылаясь на то, что 16.08.2011 г. Брянской транспортной прокуратурой совместно с отделом санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Брянской области и ЦГИМС МЧС России по Брянской области проведена проверка исполнения законодательства на водных объектах Брянской области, в ходе которой было выявлено, что прилегающая территория водного объекта «Детский пляж «Снежка» до 26.08.2008 года состояла на учете в ЦГИМС МЧС России по Брянской области в качестве рекреационной зоны - пляжа. С 2008 года данная прибрежная территория является участком массового пребывания людей для купания и занятия спортом, то есть является несанкционированным пляжем, однако техническое освидетельствование, надзор за пляжем и проведением его в соответствии с санитарными нормами не проводится. На прибрежной территории находится спортивный инвентарь, который частично разрушен, а несущие конструкции спортивных сооружений срезаны, полуразрушены и сломаны скамейки, грибки от солнца, отсутствует питьевая вода. Вдоль береговой линии расположены высохшие деревья, которые представляют опасность для окружающих людей, береговая линия водоема размыта, спуск к воде отвесный, скорость водного течения превышает нормы скорости течения, предусмотренного для признания рекреационной зоны пляжем, дно водного объекта заилено, не исследовано водолазами, на водной поверхности реки торчат сухие обломки деревьев, дно замусорено стеклом и просим бытовым мусором, что представляет большую опасность для купающихся. На момент проверки на указанной территории производился выпас скота. Установленный знак «Купание запрещено» не соответствует требованиям п 1.2.3 «Правил охраны жизни людей на водоемах Брянской области», утвержденными постановлением администрации Брянской области от 15 февраля 2006 года № 101 (не указаны границы действия знака).
Истец просил суд обязать Советскую районную администрацию г. Брянска предоставить гражданам сведения о запрете купания в водном объекте п. Снежеть Советского района г. Брянска через средства массовой информации; установить специальные информационные знаки о запрете купаться, соответствующие требованиям предусмотренным правилам охраны жизни людей на водоемах Брянской области, утвержденными постановлением администрации Брянской области от 15 февраля 2006 года № 101, а также установить аншлаги о запрете купаться в водном объекте, находящемся на территории р. Снежеть Советского района г. Брянска; провести работы по уборке и проведению в соответствии с санитарно-эпидемическими нормами прилегающей территории р. Снежеть Советского района г. Брянска, от засорения, бытового мусора, убрать (привести в соответствие с техническими параметрами) разрушенный спортивный инвентарь.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от <дата> Глинистая А.И. поддержала исковые требования просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Советской районной администрации г.Брянска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области по доверенности от <дата> Щербак С.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что в компетенцию Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области не входят функции по контролю и надзору за пляжами в целом.
Представитель третьего лица - «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области» (ЦГИМС МЧС России по Брянской области) по доверенности от <дата> Берковский А.А. поддержал заявленные исковые требования Брянского транспортного прокурора, указав, что к вопросам местного самоуправления относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Представитель третьего лица - Администрация г. Брянска по доверенности от <дата> Шелест Э.В. исковые требования поддержала, однако указала, что у Брянского транспортного прокурора нет полномочий для обращения в суд с указанным иском, в связи с чем иск подан ненадлежащим истцом.
Представитель третьего лица - Управление Роспотребнадзора по Брянской области по служебному удостоверению Самойленко И.В. также поддержал заявленные требования. Пояснил, что они ежегодно проводят социально гигиенический мониторинг - мероприятия по проверке качества воды, которая не соответствует гигиеническим требованиям и санитарным нормам.
Представитель третьего лица - МУП «Спецавтохозяйство» по доверенности от <дата> Щевяков А.Г. исковые требования не признал, пояснил, что в их полномочия не входит обслуживание и уборка пляжей. Также как и представитель администрации г. Брянска считал Брянского транспортного прокурора ненадлежащим истцом.
Представитель третьего лица - Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенности от <дата> Талюко В.А. исковые требования не признал, указал, что прибрежная полоса, на территории которого находится пляж на р. Снежка не является собственностью муниципального образования, поскольку границы указанного пляжа не относятся к территории Советского района.
Часть 4 ст.167 ГПК РФ определяет, что суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также
согласно ч.3 той же статьи в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 16.08.2011 г. Брянской транспортной прокуратурой совместно с отделом санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Брянской области и ЦГИМС МЧС России по Брянской области проведена проверка исполнения законодательства на водных объектах Брянской области, в ходе которой было выявлено, что прилегающая территория водного объекта «Детский пляж «Снежка», до 26.08.2008 года состояла на учете в ЦГИМС МЧС России по Брянской области в качестве рекреационной зоны - пляжа, который является несанкционированным местом отдыха людей у воды, также было выявлено санитарно-эпидемиологические нарушения - нарушены требования п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Указанный несанкционированный пляж расположен в 30 метрах от жилых домов вдоль ул.Нижне-Заречная Советского района г.Брянска.
Согласно представленных Брянской транспортной прокуратуре документов ЦГИМС МЧС России по Брянской области до 2008 г. «Детский пляж «Снежка» состоял на учете в Центре ГИМС МЧС России по Брянской области и по результатам проводимых ежегодных технических освидетельствований допускался к эксплуатации, однако с 2008 года он был закрыт в виду его бесперспективности. В настоящее время бывший пляж является несанкционированным местом отдыха людей у воды.
Согласно имеющемуся в материалах дела сообщения Советской районной администрации г. Брянска детский пляж находился на техническом обслуживании МУП «Спецавтохозяйство».
В связи с заключением акта технического освидетельствования водного объекта от 26.08.2008 г. для массового отдыха граждан детский пляж на р. Снежеть не соответствует правилам охраны жизни людей.
Постановлением Брянской городской администрацией от 20.03.2009 г. № 325-П «О первоначальных мерах по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах в г. Брянске на 2009 г.» детский пляж «Снежка» не включен в список мест массового отдыха, купания и занятия спортом на водных объектах г. Брянска.
В соответствии с п.15 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В соответствии с. п.1.3 правил охраны жизни людей на водоемах Брянской области, утвержденных постановлением администрации Брянской области от 15 февраля 2006 г. № 101, участки водных объектов для массового отдыха, купания и занятия спортом устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с действующим водным законодательством, согласно п. 1.4 указанных правил решением органа местного самоуправления водный объект закрепляется за конкретным юридическим лицом, которое несет ответственность за его благоустройство, санитарное состояние и охрану жизни людей. Эксплуатация зон рекреации без ежегодного технического освидетельствования должностными органами ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области запрещается (п. 1.7 правил).
Пункт 3.9 правил охраны жизни людей на водоемах Брянской области предусматривают, что если техническое состояние зоны рекреации не отвечает требованиям охраны жизни людей на воде или окружающей среды, пользования объектом запрещается, а должностные лица и владельцы зон рекреации, нарушение правила пользование зонами рекреации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. А согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 6 ч. 5 Водного кодекса информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Таким образом, выявленные нарушения законодательства не обеспечивают охрану природных ресурсов и защиту жизни или здоровью граждан, которые стали возможны вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 11 ГПК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а на основании ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона № 2202 - 1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Брянского транспортного прокурора к Советской районной администрации города Брянска о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать Советскую районную администрацию г. Брянска предоставить гражданам сведения о запрете купания в водном объекте п. Снежеть Советского района г. Брянска через средства массовой информации; установить специальные информационные знаки о запрете купаться, соответствующие требованиям предусмотренным правилам охраны жизни людей на водоемах Брянской области, утвержденными постановлением администрации Брянской области от 15 февраля 2006 года № 101, а также установить аншлаги о запрете купаться в водном объекте, находящемся на территории р. Снежеть Советского района г. Брянска; провести работы по уборке и проведению в соответствии с санитарно-эпидемическими нормами прилегающей территории р. Снежеть Советского района г. Брянска, от засорения, бытового мусора, убрать (привести в соответствие с техническими параметрами) разрушенный спортивный инвентарь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.К.Карнеева