ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7731/23 от 12.12.2023 Подольского городского суда (Московская область)

№2-7731/23

50RS0035-01-2023-003084-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Подольский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Невской Е.В.

при помощнике судьи Калитеевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «Любимый дом» об обязании совершить определенные действия, перерасчете, уменьшении размера платы, компенсации морального вреда, –

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «УК «Любимый дом», уточнив исковые требования, просил обязать ответчика произвести необходимые работы по устранению неизвестных частиц из подаваемого горячего и холодного водоснабжения за счет ответчика, провести промывание системы горячего и холодного водоснабжения, обязать выполнить перерасчет платы за холодное водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и до предоставления коммуникационных ресурсов надлежащего качества, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф.

Свои требования мотивирует тем, что является совладельцем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> бульвар, <адрес>. Являясь ответственным плательщиком коммунальных услуг, своевременно вносил плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежных документов, предоставляемых ответчиком. Между тем, ответчик длительное время поставляет коммунальный ресурс- воду ненадлежащего качества, содержащую взвесь неизвестного происхождения. Несмотря на неоднократные обращения, до настоящего времени ситуация не изменилась, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.

Истец – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик – представитель ООО «УК «Любимый дом» в судебном заседании исковые требования не признали.

Третье лицо – МУП «Водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Третье лицо – ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются совладельцами квартиры, расположенной по адресу: <адрес> б-р, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-43, 44-49).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, ФИО1 и ООО «УК «Любимый дом» заключен Договор управления многоквартирным домом №2235, по условиям которого ответчик обязан предоставлять коммунальные услуги холодного водоснабжение (ХВС), канализование (водоотведение), горячее водоснабжение (ГВС), теплоснабжение, электроснабжение, освещение мест общего пользования (МОП)) Собственнику помещений в Многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в необходимое объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок таких услуг и заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями (л.д. 19-29).

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Договора, в случае неисполнения, просрочки исполнения либо ненадлежащего исполнения Управляющей организацией обязательств по настоящему договору, а также в случае неисполнения обязательств по оплате коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациями, устранение указанных обстоятельств либо компенсация их последствии производится за счет средств управляющей организации.

Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался к ответчику с требованием устранить подачу некачественной воды (л.д. 10-11).

Согласно акту проверки качества коммунальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в воде ХВС и ГВС,отобранной из крана в санузле, выявлено наличие в воде посторонних примесей, видимых невооруженным взглядом (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ истец через Платформу обратной связи (Портал государственных и муниципальных услуг <адрес>) Госуслуги по вопросу обеспечения централизованной системы горячего водоснабжения качественным ХВС, соответствующим требованиям СанПиН по адресу: <адрес> б-р, <адрес> (л.д. 12-13).

Согласно полученному ответу, представителем ресурсоснабжающей организации МУП «Водоканал» на вводе в дом проведена проверка качества воды по адресу: <адрес> б-р, <адрес>. ХВС в зоне расположения Объекта соответствует требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Направлено письмо в Управляющую организацию ООО «Любимый дом» о необходимости проведения мероприятий по промывке внутридомовой системы водоотведения. Подача некачественной воды может быть связана с неудовлетворительной работой внутридомовой системы или ИТП, в связи с чем, Управляющая организация ООО «Любимый дом» направлены соответствующие рекомендации о необходимости качественной эксплуатации общего имущества.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО УК «Любимый дом» МКУ «ФИО5о. Подольск» перенаправлено обращение истца о проведение мероприятий по устранению нарушений (л.д. 15).

Согласно акту промывки внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> б-р, <адрес>, проведена гидропневматическая промывка внутридомовой сети горячего водоснабжения. Гидропневматическая промывка произведена до полного осветления воды в системе ГВС здания (л.д. 36).

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия с требованием произвести перерасчет оплату по услуге водоотведения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, уменьшить размер платы по услуге водоотведения, до момента подачи воды надлежащего качества. Произвести работы по устранению причины, поступления некачественной воды (л.д. 30-33).

В удовлетворении требований истца ответчиком было отказано (л.д. 14).

Согласно акту промывки внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> б-р, <адрес>, проведена гидропневматическая промывка внутридомовой сети горячего водоснабжения. Гидропневматическая промывка произведена до полного осветления воды в системе ГВС здания (л.д. 37).

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что он(истец) является совладельцем квартиры, расположенной в доме, эксплуатацию общедомового имущества и инженерных коммуникаций в котором производит ответчик. В течение юридически значимого периода времени в квартиру истца поставляется вода, имеющая взвеси неопределенного характера. До настоящего времени указанное нарушение не устранено.

В силу п.1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу п. 75 СанПиП 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. В соответствии с п. 76. СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.

Согласно пп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Под исполнителем, в соответствии с пунктом 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальным ресурсам относятся: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 149 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.

В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам. Приложением N 1 Правил, управляющая компания обязана обеспечить постоянное соответствие состава и свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН), отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признали, ссылаясь на надлежащее качество воды в жилом доме истца.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Для правильного разрешения спора по существу определением Подольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу назначена судебная химическая экспертиза, производство которой было поручено Автономному Некоммерческому Центру «Топ эксперт» (л.д.90-91).

Ответчик отказался от проведения экспертизы(л.д.97), ссылаясь на необходимость выбора позиций для исследования, реализация которой невозможна, поскольку данный выбор сам по себе требует специальных познаний.

В связи с изложенным, исходя из положений статьи 10 ГК РФ, суд приходит к выводу об уклонении ответчика от проведения судебной экспертизы, назначение которой инициировано ответчиком по поставленным им же(ответчиком) вопросам.

Статьей 79 ГПК РФ установлено, «При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым».

Истец заявил в судебном заседании, что до настоящего времени качество подаваемой в его квартиру воды не изменилось. Ответчик возражал, ссылаясь на надлежащее качество предоставляемого коммунального ресурса, следовательно должен был доказать надлежащее качество воды.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, соответствующих требованиям статей 59,60 ГПК РФ, опровергающих доводы истца, не представлено, а потому в силу положений закона ввиду уклонения от проведения судебной экспертизы, суд считает факт подачи в квартиру истца воды ненадлежащего качества доказанным.

Кроме того, по мнению суда, к доказательствам состоятельности доводов истца, следует отнести предложение ответчика о заключении мирового соглашения на условиях установления дополнительного оборудования

для очистки воды(л.д.110-111).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства факт подачи некачественной воды в квартиру истца не опровергнут, при этом, качество данного коммунального ресурса непосредственно влияет на здоровье человека, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и обязывает ответчика произвести работы по промывке системы горячего и холодного водоснабжения общедомовых сетей жилого <адрес> б-р <адрес>.

Представленные ответчиком Акты о промывке внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения соответственно от ДД.ММ.ГГГГ, 20.03.2023года(л.д.36,37) не могут быть приняты в качестве доказательства исполнения обязательств по предоставлению услуг водоснабжения надлежащего качества исходя из положений статьей 59,60 ГПК РФ. Кроме того, представленные Акты не отвечают требованиям объективности, содержат подписи только сотрудников ответчика.

Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет оплаты, начисляемой по холодному водоснабжению и водоотведению за период с ДД.ММ.ГГГГ до предоставления коммунальных ресурсов надлежащего качества.

Согласно пункту 3.4.3 Договора управления, собственник имеет право требовать изменения размера платы за жилищно-коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям посещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пункту 4.11 Договора управления, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги изменяется в порядке, определенным действующими нормативно-правовыми актами и условиями настоящего договора.

Статьей 29 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

В силу п. 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).

Судом установлено, что факт подачи воды ненадлежащего качества зафиксирован Актом о проверке качества коммунальной услуги ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств предоставления коммунальных услуг по водоснабжению надлежащего качества на момент рассмотрения дела не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом правового регулирования спорных правоотношений, принимая во внимание обращение истца с соответствующим заявлением, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению и обязывает ответчика произвести перерасчет оплаты по услуге водоснабжения (холодная вода) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ до предоставления коммунального ресурса надлежащего качества.

Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Удовлетворяя требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из того, что в судебном заседании установлено, что в результате действий ответчика, нарушены права истца. При этом, принимая во внимание степень нравственных страданий истца, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", «При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

С учетом объема удовлетворенных исковых требований, с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 1 250 рублей (2500,00/2).

Принимая во внимание представленные доказательства, оценив их в совокупности и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «УК «Любимый дом» произвести работы по промывке системы горячего и холодного водоснабжения общедомовых сетей жилого <адрес>.

Обязать ООО «УК «Любимый дом» произвести перерасчет оплаты по услуге водоснабжения (холодная вода) за период с ДД.ММ.ГГГГ и до предоставления коммунальных ресурсов надлежащего качества, по <адрес>

Взыскать с ООО «УК «Любимый дом» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 2 500 рублей, штраф 1 250 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца.

Председательствующий судья: подпись Е.В. Невская