ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-773/18 от 14.09.2018 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №2-773/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2018 года г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ивахненко Л.А.,

при секретаре Васюковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области, Управлению муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Переславского муниципального района Ярославской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, просит суд признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, общей площадью 63,2 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <скрыто>, по адресу: <скрыто>, согласно техническому плану, выполненному кадастровым инженером ФИО3

Требования мотивирует тем, что на основании договора купли-продажи от 19.11.2016г. истец приобрел земельный участок, расположенный по адресу: <скрыто>, кадастровый номер: <скрыто>, площадью 1500 кв.м., предназначенный для личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. Право собственности зарегистрировано 28.11.2016г., запись № <скрыто>. При покупке земельного участка прежний собственник пояснил, что на участке ранее находился жилой дом, но он сгорел, ввиду чего был снят с кадастрового учета, на участке остался фундамент от данного дома (монолитная армированная плита 11x16м). При подписании договора, были дополнительно предоставлены прежним собственником следующие документы: кадастровый паспорт на сгоревший дом (общей площадью 158,7кв.м.) от 31.08.2012г., Постановление Администрации Переславского Муниципального района от 21.09.2012г., №1384 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка», Градостроительный план земельного участка № «RU 76501301»-«165-09-12», Выписка из ПЗЗ Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района №719 от 18.10.2012г., Разрешение на строительство № «RU 76501301»-«136-07-13» от 11.07.2013г., сроком действия до 11.07.2023г.

09.08.2017г. был заключен договор со строительной организацией, на основании которого, на земельном участке был возведен 2-этажный жилой дом (на существовавшем фундаменте), общей площадью 63,2 кв.м.

25.09.2017г. был заключен договор на оказание услуг по технической инвентаризации возведенного объекта. Технический план здания выполнен кадастровым инженером ФИО3 05.10.2017г., и, с целью постановки жилого дома на кадастровый учет и регистрации права, соответствующее заявление подано в Росреестр, через Переславский филиал ГАУ ЯО «МФЦ» 28.10.2017г.

13.12.2017 г. в совершении регистрационных действий Управлением Росреестра по ЯО истцу отказано по тем основаниям, что земельный участок расположен в границах зоны национального парка «Плещеево озеро».

В связи с чем, 29.12.2017г. истец обратился в Министерство природных ресурсов с заявлением о предоставлении разрешения на строительство, с приложением всех необходимых документов. Письмом от 02.02.2018г. исх. №12-50/00806-01 было в этом отказано, ввиду того, что по сведениям, предоставленным ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», на участке уже расположен объект недвижимости. Дополнительно разъяснено, что его право на возведенный жилой дом, может быть признано в судебном порядке.

ООО «ВАШ проект+» подготовлено техническое заключение на предмет соответствия построенного жилого дома действующим строительным, противопожарным и санитарным нормам. Архитектор 000«ВАШ проект+» ФИО4, по результатам визуального осмотра, пришел к следующим выводам: Строительство жилого дома выполнено без нарушений требований СНиП 3.02.01-87 «Основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозы их жизни и здоровью. Данный жилой дом выстроен с соблюдением действующих строительных норм и правил, в том числе, правил пожарной безопасности и правил эксплуатации зданий; выполненные строительные и монтажные работы соответствуют нормативной документации, рекомендуется принять в эксплуатацию.

В судебном заседании истец ФИО1 не участвовал, извещен надлежаще, представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила обстоятельства, указанные в иске, пояснила суду также, что дом был выстроен в границах ранее возведенного предшествующим собственником фундамента на данном земельном участке, но в меньшей площади, режим зонирования не препятствует возведению и эксплуатации жилых строений в границах ФГУП НП «Плещеево озеро».

Определением Переславского районного суда от 29 июня 2018 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена соответчика на Администрацию городского округа г. Переславля-Залесского, привлечено к участию в деле в качестве соответчика УМС Администрации городского округа г. Переславля-Залесского.

Представитель ответчика Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании не участвовала, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в ходатайстве в удовлетворении заявленных требований не возражала, представил суду отзыв, указала суду, что, согласно п. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. Разрешение на строительство администрацией не отменялось, никем не оспаривалось. Внесение изменений в разрешение не производилось. Картографически в координатах в Генеральном плане и ПЗЗ Пригородного сельского поселения 2009 года территориальные зоны ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» не были отражены. Права застройщика на земельный участок допускают строительство данного объекта.

Согласно технического заключения ООО «ВАШ проект+» жилой дом соответствует действующим строительным, противопожарным и санитарным нормам и, следовательно, не создает угрозу жизни или здоровью других граждан и не ущемляет их права ( л.д.87-88 )

Представитель ответчика УМС Администрации городского округа г. Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовал, извещены надлежаще, ходатайств, заявлений суду не представил.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал суду, что спорная постройка возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования спорного земельного участка.

Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером <скрыто> в границах национального парка «Плещеево озеро» истцом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

В силу подпункта 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) режим использования земельных участков в границах национального парка определяется в процессе функционального зонирования его территории.

Так, в национальных парках выделяются заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона хозяйственного назначения и зона традиционного экстенсивного природопользования.

Приказом Минприроды России от 15.03.2012 № 60 утверждено положение о национальном парке «Плещеево озеро» (зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2012 № 23751).

Разделом III указанного Положения установлен режим особой охраны территории национального парка, в Приложении № 2 приведены состав и описание границ функциональных зон национального парка, а в Приложении № 3 - карта функционального зонирования.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков в границах национальных парков определяется на основании того, в границах какой функциональной зоны национального парка расположен данный земельный участок.

Конкретный вид разрешенного использования земельного участка устанавливается Минприроды России в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Закона об ООПТ (согласование социально-экономической деятельности и проектов развития населенных пунктов).

В представленном в материалы дела градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> отсутствуют сведения о том, что вид разрешенного использования установлен Минприроды России в указанном порядке.

Соответственно, земельный участок ФИО1 не отведен для целей строительства.

Техническое заключение ООО «ВАШ проект+» не отвечает требованиям относимости и допустимости в качестве доказательства, поскольку, учитывая факт расположения спорного объекта строительства на территории национального парка «Плещеево озеро», обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора, является негативное воздействие на природные комплексы и объекты, оказываемое незаконной постройкой, истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный объект не наносит вред и не является источником негативного воздействия на природные комплексы национального парка «Плещеево озеро».

Истцом не предпринимались надлежащие меры к легализации спорного объекта.

Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела истец осуществлял строительство на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией Переславского муниципального района от 11.07.2013 № <скрыто>, при этом Минприроды России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, планируемых на территории национального парка «Плещеево озеро».

Соответственно, имеющееся у истца разрешение на строительство выдано неуполномоченным органом.

17.01.2018 ФИО1 обратился в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта.

Письмом от 02.02.2018 № 12-50/00806-0r Минприроды России отказало ФИО1 в выдаче испрашиваемого разрешения в связи с тем, что спорный объект на момент обращения был уже построен.

Следовательно, истец обратился в Минприроды России за выдачей разрешения на строительство после возведения самовольной постройки.

При этом Минприроды России является ненадлежащим ответчиком по настоящему по спору об узаконении самовольной постройки. ( л.д. 81-85 )

Статус третьего лица ФГУП НП «Плещеево озеро» изменен на соответчика.

Представитель соответчика ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО6

Третье лицо ФИО6 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще. Заявлений, ходатайств не представил.

Суд определил рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, соответчика, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что19.11.2016 года между ФИО1 и ФИО7 заключен договор купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым ФИО1 купил земельный участок, площадью 1500 кв.м., разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером <скрыто>, находящийся по адресу: <скрыто>. ( л.д.12), который был передан ФИО1 передаточным актом 19.11.2016 года. ( л.д.13)

Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество от 28.11.2016г. земельный участок с кадастровым номером КН <скрыто>, общей площадью 1500 кв.м. расположенный по адресу: <скрыто>, принадлежит ФИО1 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства ( л.д.14)

Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № <скрыто> от 29.11.2017 года, земельный участок с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: <скрыто>. ( л.д.15)

В соответствии с кадастровым паспортом от 31.08.2012 года, здание с инвентарным номером 12114, наименование: жилой дом, общей площадью 158,7 кв.м., расположен по адресу: <скрыто>. ( л.д.16-17)

Постановлением Администрации ПМР №1384 от 21 сентября 2012 года, утвержден градостроительный план земельного участка № «RU76501301» -«165-09-12», с кадастровым номером <номер скрыт>, расположенного по адресу: <скрыто>, разработанный для проектирования жилого дома ( л.д.18), при этом ГПЗУ выдан предшествующему собственнику земельного участка ФИО7 Ю.Ч.Е., из пояснений представителя истца следует, что на основании данного разрешения был встроен ФИО7 жилой дом на фундаменте, который сгорел, указанный объект отсутствует. Следовательно, строительство спорного жилого дома было осуществлено истцом без соответствующего разрешения и ГПЗУ органа исполнительной власти, что отвечает признакам самовольной постройки..

В соответствии техническим планом, выполненным кадастровым инженером ФИО3, 10.10.2017 года, здание, общей площадью 63,2 кв.м., расположено по адресу: <скрыто>, является жилым двухэтажным домом, 2017 года постройки ( л.д.26-32 )

Судом установлено, что земельный участок, на котором возведено спорное строение, расположен в границах ФГУП НП «Плещеево озеро», в зоне градостроительного зонирования «Ж-3» усадебная застройка и в границах особо охраняемой территории национального парка в зоне «хозяйственного назначения» (л.д.100).

Из пояснений представителя ответчика - Минприроды РФ следует, что истцу отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что самовольная постройка была уже ответчиком возведена, вид разрешенного использования участка не согласован, строение возведено в границах особо охраняемой природной территории и ее экологическая безопасность соответствующим экспертным заключением не подтверждена.

С учетом указанных возражений ответчика суд полагает необходимым учитывать следующее.

Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особых охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, не связанных с функционированием национальных парков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Положение).

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с пунктом 5.16(13) Положения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет полномочия по выдаче в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация всех объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.

Согласно п.7.1. ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об экологической экспертизе", объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения,

При этом ст. 48 ГрК РФ определено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Из системного анализа указанных нормативных актов следует, что в отношении спорного двухэтажного жилого дома проведение государственной экологической экспертизы проекта не требуется.

При рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Не оспаривается сторонами, подтверждается материалами дела, в том числе сведениями кадастрового учета земельного участка истца, что он расположен в границах населенного пункта – с <скрыто>.

Из справки ФГУП НП «Плещеево озеро» (л.д.10) следует, что участок расположен в границах НП «Плещеево озеро» в зоне хозяйственного назначения, в которой допускается строительство жилых объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в границах национальных парков населенных пунктов.

Соответственно, строительство жилого дома на принадлежащем истцу на праве собственности земельного участка соответствует виду разрешенного использования земельного участка - для личного подсобного хозяйства, расположенного в границах ФГУП НП «Плещеево озеро».

В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация всех объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.

Согласно п.7.1. ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об экологической экспертизе", объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения,

При этом ст. 48 ГрК РФ определено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Из системного анализа указанных нормативных актов следует, что в отношении спорного двухэтажного жилого дома проведение государственной экологической экспертизы проекта не требуется.

При рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового,

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 222 ГК РФ.

Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно заключению ООО «Ваш проект +» 2017г. (л.д.55) данное строение является жилым одноквартирным домом в связи с пригодностью для постоянного проживания, т.к.:

присутствуют условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приему пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище ( ванная, кухня), присутствует необходимый минимум состава помещений: жилая комната, кухня, ванная, отопление - от электрического котла, вентиляция – естественная, водоснабжение- местное от скважины, расположенной на земельном участке, канализация - местная в бетонированный выгреб, расположенный на земельном участке, Электроснабжение - централизованное., работы выполнены технически грамотно с соблюдением установленных санитарных и противопожарных норм, не нарушены права и законные интересы граждан и не создана угроза их жизни и здоровью, выполненные строительные и монтажные работы соответствуют нормативной документации, рекомендуется к принятию в эксплуатацию. (л.д.61).

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что самовольное строение возведено ФИО1 на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, с разрешенным использованием, позволяющим вести строительство жилых строений. В ходе судебного разбирательства исковые требования о сносе самовольной постройки заинтересованными лицами суду не заявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, общей площадью 63,2 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером: <скрыто>, по адресу: <скрыто>

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 19.09.2018 г.

Председательствующий Ивахненко Л.А.