РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» августа 2013 года с.Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш.
при секретаре Шакировой Р.Р.
с участием прокурора – зам. прокурора Кунашакской районной прокуратуры Багаутдиновой Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кунашакского района в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативно правового акта – Положения о благоустройстве, соблюдении чистоты и порядка на территории Ашировского сельского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Ашировского сельского поселения от 20.06.2011 г. № 05а,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Кунашакского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативного правового акта – Положения о благоустройстве, соблюдении чистоты и порядка на территории Ашировского сельского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Ашировского сельского поселения от 20 июня 2011 года за № 05а (далее по тексту - Положение), поскольку отдельные пункты указанного акта противоречат федеральному законодательству. А именно, пункт 5.2 Положения – указывает, что физические и юридические лица, независимо от их организационно правовой формы обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащим им на праве собственности или ином праве земельных участков и прилегающих территорий. В части «Прилегающих территорий» противоречит действующему федеральному законодательству. В пункте 8.4.6 Положения указано, что собственники домов и строений обязаны иметь указатели на здании с обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного образца, а на угловых домах – названия пересекающихся улиц, исправное электроосвещение ….. и включать его с наступлением темноты, что также противоречит действующему законодательству. Пунктом 11.4 Положения предусмотрено, что «процент не горящих светильников на улицах не должен превышать 10%». Данная норма также противоречит действующему законодательству. Возложение на указанных лиц обязанности по содержанию прилегающей территории – принято с превышением полномочий. Согласно п. 3.1 Положения – прилегающая территория – это часть территории с газонами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения. Указанная территория является территорией общего пользования, т.е. находится в муниципальной собственности поселения. В силу ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в т.ч. требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установления порядка участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц, номера домов, размещения и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Обязанность по выполнению работ по уборке и содержанию прилегающих территорий на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц не возлагает ни земельное законодательство, ни ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ни ФЗ «Об охране окружающей среды». Собственник может перенести бремя содержания имущества на других лиц на основании договора. В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно действующего ГОСТа Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», доля действующих светильников работающих в вечернем и ночном режимах должна составлять не менее 95%. Указанное же в положение норма о проценте не горящих светильников не более 10% противоречит нормам ГОСТа Р 50597-93. Таким образом, прокурором района заявлены требования о признании недействующим отдельных положений Положений, которые противоречат федеральному законодательству.
Представитель Совета депутатов Ашировского сельского поселения в суд не явился, извещался надлежаще. В письменном ходатайстве просят иск прокурора рассмотреть в их отсутствие
Выслушав пояснения прокурора и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Положения о благоустройстве, соблюдении чистоты и порядка на территории Ашировского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов ашировского сельского поселения от 20.06.2011 № 05 «а» в порядке п.4 ст. 20 Устава Ашировского сельского поселения обнародованы путем размещения на информационном стенде, расположенном в здании администрации поселения по адресу <...> и доступно для жителей поселения.
В ходе проверки этого нормативного правового акта органа местного самоуправления, прокурор посчитал установленным, что отдельные его положения: п. 5.2 в части слов «и прилегающих территорий», п.8.4.6 в части слов «А также собственники домов и строений», «указатели на зданиях с обозначением наименования улиц и номерных знаков утвержденного образца, а на угловых домах – названий пересекающихся улиц», на прилегающих территориях», п. 11.4 в части слов «10%» - противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействительными.
Так, пунктом 5.2 положения установлено, что физические и юридические лица, не зависимо от их организационно правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами.
Пунктом 8.4.6 Положения закреплено, что руководители организаций, в ведении которых находятся здания, а также собственники домов и строений, обязаны иметь: указатели на зданиях с обозначением наименования улицы и номерных знаков, утвержденного образца, а на угловых домах – названия пересекающихся улиц; исправное электроосвещение во дворах, у подъедов, на прилекагающих территориях и включать их с наступлением темноты.
В пункте 11.4 Положения указывается, что процент не горящих светильников на улицах не должен превышать 10%...
Пунктом 15.2 Положения установлено, что в случае выявления фактов нарушений Положения уполномоченные органы местного самоуправления и их должностные лица вправе выдать предписание об устранении нарушений, или составить акт об административном правонарушении в порядке установленном действующим законодательством, либо обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, нарушающих Правила, и о возмещении ущерба.
Согласно пункту 3.1 Положения прилегающая территория - это участок территории с газонами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающая к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
В п.4.2 Положения закреплены территории муниципального образования для их уборки и санитарного содержаниями за гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями. Так за учреждениями соцсферы (школы, дошкольные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта) закреплены участки в пределах землеотвода, а также прилегающие территории шириной 15 метров по периметру при отсутствии соседних землепользователей (п.4.2.4). За предприятиями промышленности, торговли и обещственого питания, транспорта, заправочными станциями – участики в пределах землеотвода, а также прилегающая территория шириной 50 метров по периметру при отсутствии соседних землепользователей (п. 4.2.5). За частными домовладениями (домовладельцами) – участки в границах землеотвода, а также прилегающая территория шириной до 25 метров по периметру при отсутствии соседних землепользователей, со стороны улицы – до края проезжей части дороги и т.д.
Суд соглашается с выводом прокурора о том, что по смыслу пункта 3.1 Положения - прилегающая территория - это территория общего пользования, так как Правила определяют ее как территорию, примыкающую к отведенной территории юридического или физического лица на праве собственности, аренды, ином праве пользования.
Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно ст.ст. 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно действующему законодательству территории общего пользования являются муниципальной собственностью, что участниками процесса признается и не оспаривается.
Прокурор полагает, что возложение на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание земельных участков (объектов), обязанностей по содержанию территории общего пользования, прилегающей к их имуществу, не находящейся в их собственности, владении, пользовании, является незаконным, может быть осуществлено только на основании федерального закона или договора, так как влечет за собой материальные затраты на содержание территории и угрозу привлечения к ответственности за неисполнение Правил в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
Частью 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 указанного федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Суд, осуществив проверку нормативного правового акта на соответствие федеральному закону, проанализировав его положения и нормы действующего законодательства, соглашаясь с доводами прокурора, приходит к выводу о несоответствии оспариваемых пунктов Положения федеральному закону, в частности ст. 210 ГК РФ, ст. 13 ЗК РФ, в части возложения на физических и юридических лиц, имеющих в собственности, пользовании или владении земельные участки и (или) объекты, бремени содержания имущества (территории), в отношении которого у них отсутствуют какие-либо права. Пункты 8.4.6 Положения противоречат п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части возложения на физических и юридических лиц иметь указатели на зданиях с обозначением наименования улиц и номерных знаков, учитывая, что данная обязанность в том числе предполагает установку данных указателей. Пункт 11.4 Положения не соответствует ГОСТу Р 50 597-93.
По правилам ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу названной нормы по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Мероприятия, перечисленные в оспариваемых прокурором пунктах Положения, в их соотношении с разделами 3-9 Положения, составляющие понятие содержания территорий для целей данного Положения, обязывают юридических лиц и граждан, выполнять работы на прилегающих территориях по их круглогодичной уборке, озеленению и т.д. То есть из характера таких работ следует, что они фактически относятся к выполнению собственником функций по содержанию предположительно своего имущества, поскольку влекут материальные затраты на их выполнение.
При этом и приведенные положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и Приказа Минрегионразвития обязывают орган местного самоуправления учитывать и не нарушать иные требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного, жилищного.
Таким образом, суд, установив, что оспариваемые прокурором пункты Положения благоустройства обязывают неограниченный круг лиц содержать и убирать имущество, являющееся муниципальной собственностью, а не собственностью таких лиц, иметь указатели с обозначением улиц и номерных знаков, считает возможным заявление прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194,197,198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим в части слов: «и прилегающих территорий» в пункте 5.2; «а также собственники домов и строений…», «указатели на зданиях с обозначением наименования улиц и номерных знаков утвержденного образца, а на угловых домах – названия пересекающихся улиц», «на прилегающих территориях» в пункте 8.4.6; «10%» в пункте 11.4 Положения о благоустройстве, соблюдении чистоты и порядка на территории Ашировского сельского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Ашировского сельского поселения от 20.06.2011 г. № 05а с момента его официального опубликования или обнародования.
Решение может быть обжаловано в течение 30 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий судья: Ю.Ш. Карипова