ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-773/2016 от 15.02.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2016 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Чалкиной Р.В.,

с участием : истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО2 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с требованиями к ответчику о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда».

Требования мотивированы тем, что ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда», так как знак отличия «Отличник ФНС России», которой награжден истец, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> отказ в присвоении звания ветеран труда незаконным, так как в соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» относится к числу лиц, принадлежащих к категории ветеранов труда. Таковыми в частности являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Истец ФИО2 в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. В соответствии с правилами ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав истца ФИО2, проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1270 (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:

1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;

2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 442 (с изм.).

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

Порядок награждения орденами и медалями, ведомственными знаками отличия, а также присвоения почетных званий определен Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным указомПрезидента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

В соответствии с названным Положениемв системе государственных наград установлены почетные звания, в обширном перечне которых присутствуют, в частности, следующие:

"Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации";

"Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации";

"Заслуженный юрист Российской Федерации";

"Заслуженный архитектор Российской Федерации";

"Заслуженный военный летчик Российской Федерации";

"Заслуженный военный специалист Российской Федерации";

"Заслуженный военный штурман Российской Федерации" и др.

Перечень таких знаков отличия, порядок и условия награждения ими утверждаются руководителем соответствующей службы, министерства или ведомства.

Так, приказомФедеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N "О ведомственных знаках отличия Федеральной налоговой службы" установлены такие ведомственные знаки отличия, как "Почетный работник ФНС России" и "Отличник ФНС России".

Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от ДД.ММ.ГГГГ N 398 "Об учреждении ведомственных наград Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" установлены звание "Почетный сотрудник ФСТЭК России"; знак отличия ФСТЭК России "За заслуги в защите информации"; медаль ФСТЭК России "За укрепление государственной системы защиты информации" I и II степени.

Согласно копии трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж истца ФИО2 составляет более 39 лет.

В период службы в УФНС по ХМАО-Югре с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 награждена знаком отличия «Отличник ФНС России» за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную службу в налоговых органах, о чем ему выдано удостоверение к знаку отличия, внесена запись в трудовую книжку.

Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение истца ведомственным знаком отличия было произведено от имени Министерства налоговой службы России.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. Департаментом социального развития ХМАО-Югры сообщено истцу об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку знак отличия «Отличник ФНС России» не поименован.

Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации (<адрес> – Югры) незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Такие законы, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

При установленных обстоятельствах, награждение истца ведомственным знаком отличия относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому при наличии у истца трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным. Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем признания за ним права на присвоение звания «Ветеран труда».

В статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу статьи98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО2 сумма уплаченной ей при обращении в суд государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда», удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО2.

Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ФИО2 звание « Ветеран труда».

Взыскать Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу ФИО2 судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда : Г.А.Клименко.