Дело № 2-773/2021
Изготовлено 30 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
при секретаре Самсоновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Губернатору Мурманской области ФИО2 и Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о взыскании задолженности по оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочных работ, процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Губернатору Мурманской области ФИО2 и Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о взыскании задолженности по оплате сверхурочных работ, процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была назначена исполняющей обязанности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
В соответствии с п.5.1 служебного контракта, истцу были установлены: ненормированный рабочий день, 36 часовая пятидневная служебная неделя с выходными днями в субботу и воскресенье.
На основании устного поручения ответчика, Губернатора Мурманской области ФИО2, с конца <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГФИО1 представляла интересы Правительства Мурманской области в лице Министерства энергетики и ЖКХ по Мурманской области, Комитета по тарифному регулированию Мурманской области и Министерства финансов Мурманской области в качестве представителя каждого лица при разрешении досудебных и судебных споров по арбитражным делам №А45-7691/2020 по иску Комитета по тарифному регулированию МО, №А45-8112/2020 по иску Министерства энергетики и ЖКХ МО, №А-45/8113/2020 по иску Минфина МО; готовила от имени указанных ведомств необходимые документы, в том числе иски, дополнения к искам, ходатайства, отзывы, жалобы, возражения, проекты мировых соглашений), вела переговоры с представителями ответчика – Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области, представителями третьих лиц.
Поскольку судебные заседания проводились в период с 05:00 до 09:00 утра, а также в связи с тем, что для подготовки исковых заявлений и всех необходимых доказательств по каждому из дел, подготовке к судебным заседаниям, затрачивалось достаточно много времени.
В силу специфики работы ФИО1 и полной занятости, как в течение рабочего времени, так и за его пределами, все подготавливаемые ею документы и непосредственная подготовка к каждому судебному заседанию осуществлялась исключительно в выходные нерабочие дни либо в праздничные дни, за пределами рабочего времени. Некоторые судебные заседания проходили в период очередного оплачиваемого отпуска истца, однако в силу поручения она принимала в них такое же активное участие, как в самих судебных заседаниях, так и непосредственно при подготовке к ним.
Таким образом, полагает, что ее привлекали к сверхурочным работам. Однако оплата сверхурочной работы за весь 2020 год ответчиками произведена не была.
Просит суд взыскать с ответчиков невыплаченное денежное содержание за привлечение к сверхурочным работам в размере <данные изъяты>, компенсацию за задержку выплаты, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
В период нахождения гражданского дела в производстве суда, истцом неоднократно уточнялись исковые требования.
Истец ФИО1 в судебном заседании, уточнив исковые требования, просила суд взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области задолженность по заработной плате за работы в выходные и нерабочие праздничные дни, по оплате сверхурочных работ в размере <данные изъяты>; компенсацию за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>; взыскать с Губернатора Мурманской области ФИО2, Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в счет компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>; взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области почтовые расходы в размере <данные изъяты>; расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
Также поддержала доводы, изложенные в иске и дополнениях к нему.
Ответчик Губернатор Мурманской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил в суд своих представителей.
Представители ответчика Губернатора Мурманской области ФИО2 – ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснила, что доказательств, привлечения истца к сверхурочным работам, к работам в выходные и выходные праздничные дни не имеется. Кроме того, служебным контрактом истцу установлен ненормированный рабочий день с предоставлением гарантии в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью три календарных дня. Также истцом не учтено, что в соответствии со ст.101 ТК РФ ограничения на продолжительность работы за пределами норм рабочего времени не установлены. Заключая служебный контракт о работе в условиях ненормированного рабочего дня, работник подтверждает согласие на привлечение его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Полагали, что нарушения трудовых прав истца со стороны Губернатора Мурманской области ФИО2 не имеется, просили в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области – ФИО5 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в течение 2020 года отсутствуют служебные записки от имени ФИО1 об оплате ей сверхурочной работы, также в Министерство не поступало распоряжений Губернатора Мурманской области об оплате истцу сверхурочной работы, как дополнительно отработанных часов, так и дополнительно отработанных дней (в том числе в выходные дни), в табелях учета рабочего времени отметок о работе в выходные праздничные дни не имеется, количество отработанных фактически часов указано согласно норме. Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание истцу выплачено в порядке, предусмотренном Положением о материальном стимулировании работников Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, в сроки, утвержденные в Служебном распорядке Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, задолженности перед истцом не имеется. Просила суд в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Механизм реализации указанного конституционного права, закреплен в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 названного Закона; далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно статье 73 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу субъекта урегулированы Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».
Из статьи 2 Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО следует, что предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Мурманской области, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего Мурманской области (далее также - гражданский служащий).
В соответствии со статьей 13 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы, в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 15 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закреплено, что основными обязанностями гражданского служащего являются, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Согласно статье 8 Закона Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО, должности гражданской службы учреждаются настоящим Законом, иными законами Мурманской области, другими нормативными правовыми актами Мурманской области с учетом положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа Мурманской области либо лица, замещающего государственную должность Мурманской области.
В пункте 2 статьи 9 Закона Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО, приведена классификация должностей гражданской службы, согласно которой, к должностям гражданской службы относится, в том числе категория: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы (п3,4 ст.9 Закона Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО).
В судебном заседании установлено, что Постановлением Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ ФИО1 была назначена с ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности министра природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Постановлением Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность министра природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Постановлением Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, с ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от замещаемой должности министра природных ресурсов и экологии Мурманской области и уволена с государственной гражданской службы Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области переименовано в Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.
В соответствии с Законом Мурманской области от 24.10.2005 N 668-01-ЗМО "О Реестре должностей государственной гражданской службы Мурманской области", должность, замещаемая ФИО1, отнесена к высшим должностям государственной гражданской службы Мурманской области.
Из материалов дела следует, что ФИО1 представляла интересы Министерства энергетики и ЖКХ по Мурманской области, Комитета по тарифному регулированию Мурманской области и Министерства финансов Мурманской области в качестве представителя каждого лица при разрешении досудебных и судебных споров по арбитражным делам №А45-7691/2020 по иску Комитета по тарифному регулированию МО, №А45-8112/2020 по иску Министерства энергетики и ЖКХ МО, №А45-8113/2020 по иску Министерства финансов МО.
В рамках рассмотрения указанных арбитражных дел, ФИО1 принимала участие в 29 судебных заседаниях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подготовила и подала внепроцессуальные и процессуальные документы.
Участие ФИО1 в указанных судебных заседаниях, подготовка документов, их подача в суд не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Согласно представленному истцом расчету, с Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области подлежит взысканию задолженность за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 97 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).
В силу статьи 101 Трудового кодекса Российской Федерации, ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Статьей 99 ТК РФ установлено, что сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Оплата сверхурочной работы производится по правилам статьи 152 Трудового кодекса РФ, а именно за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Однако, судом должно быть учтено, что в соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих, действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Частью 1 статьи 45 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установлено, что служебное время - это время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.
Частью второй указанной статьи предусмотрено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
Из части 3 статьи 45 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.В целях компенсации гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, в соответствии с частью 4 статьи 45 настоящего Федерального закона гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона.
Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени (ч.6 ст.45 ФЗ № 79).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Представителем нанимателя в лице Губернатора Мурманской области ФИО2 и государственным гражданским служащим Мурманской области ФИО1, на основании постановления Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжения Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№, заключен срочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Мурманской области и замещении должности государственной гражданской службы Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – служебный контракт), согласно которому на ФИО1 возложены обязанности исполняющего обязанности <данные изъяты>.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 возложены обязанности <данные изъяты>.
Разделом V служебного контракта установлено служебное время и время отдыха гражданского служащего, согласно которому гражданскому служащему устанавливается ненормированный служебный день. Продолжительность служебной недели составляет 36 часов (п.5.1 Служебного контракта).
Гражданскому служащему предоставляются:
а) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;
б) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Мурманской области о государственной гражданской службе;
в) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня;
г) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи со службой в местности с особыми климатическими условиями в соответствии с законодательством Мурманской области продолжительностью 24 календарных дня (п.5.2 Служебного контракта).
Порядок оплаты труда гражданского служащего закреплен в статье 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Аналогичные положения закреплены в статье 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (п.2 ст.50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются Законом Мурманской области (п.2 ст.50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО).
Пунктом 4 статьи 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", установлено, что к дополнительным выплатам относится, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы по высшим должностям гражданской службы - в размере от 100 до 200 процентов должностного оклада;
Решение об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы руководителям исполнительных органов государственной власти Мурманской области принимается Губернатором Мурманской области, решение об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы иным гражданским служащим принимается представителем нанимателя.
Кроме того, выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Гражданским служащим выплачиваются премии по иным основаниям, порядок выплаты которых устанавливается представителем нанимателя. Выплаты производятся в пределах фонда оплаты труда работников государственного органа;
Также выплачивается ежемесячное денежное поощрение (в кратном отношении к размеру должностного оклада) по высшим должностям гражданской службы - в размере от 3,35 до 4,8 должностного оклада.
Из пункта 5 статьи 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливаются районный коэффициент (коэффициент), определяемый законодательством Мурманской области для работников организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, а также процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Мурманской области.
Порядок исчисления денежного содержания гражданского служащего в случаях сохранения денежного содержания и осуществления компенсационных выплат, установленных настоящим Законом, устанавливается Губернатором Мурманской области.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.6 ст. 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО).
Порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы, за выслугу лет, премий и материальной помощи, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и иных выплат устанавливаются в положениях о материальном стимулировании работников государственных органов. Примерное положение о материальном стимулировании работников государственных органов утверждается Губернатором Мурманской области по согласованию с Мурманской областной Думой (п.6 ст. 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО).
В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными пунктами настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, утверждаются в отношении должностей гражданской службы в аппарате Мурманской областной Думы постановлением Мурманской областной Думы, в отношении должностей гражданской службы в иных государственных органах - постановлением Губернатора Мурманской области (п.11 ст. 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО).
Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций (п.13 ст. 50 Закон Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО).
Во исполнение Закона Мурманской области от 13.10.2005 №660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» разработано Примерное Положение о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области, утвержденное Постановлением Губернатора Мурманской области от 17.02.2006 № 25-ПГ.
Согласно пункту 3.1. Примерного Положения о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается исходя из групп должностей гражданской службы и основных критериев определения конкретных размеров ежемесячной надбавки, которым в том числе является наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня.
Пункт 3.2. Примерного положения предусматривает, что решение об установлении конкретного размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы руководителям исполнительных органов государственной власти Мурманской области принимается Губернатором Мурманской области и оформляется соответствующим приказом (распоряжением).
В силу пункта 3.3. Примерного положения, при несвоевременном и некачественном выполнении гражданским служащим должностных обязанностей или установленных заданий, а также при нарушении гражданским служащим трудовой (служебной) дисциплины ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы может быть снижена, но не ниже минимального размера по соответствующей группе должностей, установленного Законом.
Выплата гражданским служащим ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы производится одновременно с выплатой им окладов денежного содержания за соответствующий месяц (пункт 3.5. Примерного положения).
Также имеется Положение о материальном стимулировании работников <данные изъяты>, утвержденное приказом <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному Положению о материальном стимулировании (с учетом Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ), ежемесячное денежное поощрение устанавливается при назначении гражданского служащего на должность в целях повышения заинтересованности гражданского служащего в результатах своей деятельности и качестве выполнения должностных обязанностей (п.2.1 Положения о материальном стимулировании).
Решение об установлении конкретного размера ежемесячного денежного поощрения гражданскому служащему в пределах, предусмотренных законом по соответствующей группе должностей гражданской службы, принимается представителем нанимателя на основании письменного представления непосредственного руководителя гражданского служащего, исходя из критериев, установленных согласно приложению к настоящему Положению.
Из пункта 2 приложения к Положению о материальном стимулировании следует, что для высшей группы должностей гражданской службы установлен размер ежемесячного денежного поощрения в пределах от <данные изъяты>
Кроме того, в соответствии с п. 3.1 Положения о материальном стимулировании), ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается исходя из групп должностей гражданской службы и основных критериев определения конкретных размеров ежемесячной надбавки, которыми являются:
профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
сложность, срочность выполняемой работы, знание и применение в работе компьютерной и другой техники и др.;
компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ;
качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и пр.);
наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня.
Из материалов дела следует, что пунктом 4.1 Служебного контракта установлено денежное содержание ФИО1, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Мурманской области (должностного оклада) в размере <данные изъяты> рубля в месяц;
месячного оклада в соответствии с присвоенным ей классным чином государственной гражданской службы Мурманской области (оклада за классный чин) в размере <данные изъяты>;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Мурманской области в размере <данные изъяты> % этого оклада;
ежемесячного денежного поощрения в размере <данные изъяты> должностного оклада;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Мурманской области в размере <данные изъяты> % этого оклада;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания и материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя;
других выплат, предусмотренных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере <данные изъяты> % должностного оклада.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Мурманской области в максимальном размере <данные изъяты>% этого оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере <данные изъяты> должностного оклада.
Из представленных в материалы дела копий распоряжений Губернатора МО – ФИО2№-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ; №-лс от ДД.ММ.ГГГГ;№-лс от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 ежемесячно начислялась и выплачивалась премия, в соответствии с п. 5.1 Положения о материальном стимулировании за рабочий период с <данные изъяты>.
Кроме того, согласно распоряжению Губернатора Мурманской области ФИО2№-о от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлен отпуск в количестве <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением №-о от ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением №-о от ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Статьёй 113 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни, а также установлено, что привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 Трудового кодекса РФ).
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец, замещая должность государственной гражданской службы Мурманской области, получала предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гарантии в связи с осуществлением деятельности с учетом установленного ненормированного служебного времени и не находит оснований для удовлетворения уточненных требований истца о взыскании задолженности по оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, дни отпуска, сверхурочных работ, поскольку в табелях учета рабочего времени, подписанных истцом её работа в выходные и нерабочие праздничные дни, дни отпуска, сверхурочные работы, не зафиксированы.
Также суду не представлено доказательств того, истец привлекалась к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, дни отпуска с письменного распоряжения работодателя, а именно распоряжения представителя нанимателя о привлечении к работе в спорные дни, не представлены.
Также суд принимает во внимание, что осуществляя трудовую функцию в должности министра природных ресурсов и экологии Мурманской области, ФИО1, утверждала табеля рабочего времени, следовательно, она не могла не знать о том, какое количество рабочего времени указано в табелях и будет оплачено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют распоряжения представителя нанимателя, согласно которым истец отзывается из оплачиваемого отпуска, как и отсутствуют обращения ФИО1 о необходимости отзыва из отпуска для участия в судебных заседаниях, подготовке к ним, либо сообщения о невозможности исполнения возложенных обязанностей в связи с нахождением в очередном отпуске.
Также суд принимает во внимание особый вид службы истца, категорию должности, занимаемую истцом, установленный служебным контрактом ненормированный служебный день, который подразумевает привлечение к выполнению работы, как до начала рабочего дня, так и после его окончания.
Более того, суд учитывает, что ФИО1 установлена ежемесячная надбавка за особые условия труда в максимальном размере <данные изъяты> %, предусматривающая у истца наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня, а также предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.
Все выплаты, предусмотренные служебным контрактом, истцу производились в установленном законом порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 установлены все возможные компенсации за осуществление трудовой функции сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Доказательств того, что между истцом и ответчиками заключались дополнительные соглашения о выплате премий, иных поощрений, суду не представлено.
В то же время, суд полагает, что подготовка истца к судебным заседаниям, подготовка документов, участие в заседаниях Арбитражного суда Новосибирской области и Арбитражного суда Мурманской области, произведены истцом во время, которое она сочла подходящим для выполнения данной работы, поскольку, с учетом ненормированности служебного дня, ФИО1 принимала решение о времени выполнения распоряжений представителя нанимателя, своей служебной функции.
При этом, изготовление документов вне рабочего мета, осуществление переписки с доверителями за пределами рабочего времени, следует признать личной инициативой истца и не может влечь необходимость оплаты переработки, при условии работы истца в режиме ненормированного рабочего дня.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца о взыскании задолженности по оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочных работ, не подлежат удовлетворению.
Поскольку суд отказывает во взыскании задолженности по оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочных работ, то требования о взыскании компенсации за задержку указанной выплаты и компенсации морального вреда, также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Губернатору Мурманской области ФИО2 и Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о взыскании задолженности по оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочных работ, процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ж.А. Свиридова