ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-773/2022 от 29.08.2022 Багаевского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-773/2022

УИД 61RS0002-01-2022-001305-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Веселый 29.08.2022

Багаевский районный суд Ростовской области

в составе судьи Рябининой Г.П.,

с участием прокурора в процессе Кологойды М.А.,

при секретаре Соповой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Веселовского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Веселовская СОШ , Администрации Веселовского района, ОО Администрации Веселовского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Веселовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к МБОУ Веселовская СОШ,, Администрации Веселовского района, ОО Администрации Веселовского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению.

Требования обосновывает тем, что прокуратурой Веселовского района во исполнение приказа Генеральной прокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», а также поручения прокуратуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии дополнительных мер по усилению надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на доступность образования» проведена проверка деятельности образовательных учреждений Веселовского района. По результатам которой выявлены следующие нарушения.

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 1 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с ФЗ от 27 июля 2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

В соответствии с пп.а,е п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Абзацем 2 пункта 6.5.12 Свода правил предусмотрено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 6.5.12 Свода правил, пп.а,е п. 3 Порядка при входе в административное здание МБОУ СОШ , расположенного по адресу: <адрес>, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

Для всех категорий инвалидности указанные объекты не удовлетворяют требования безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в том числе, прав и свобод несовершеннолетних.

Указанные нарушения подтверждаются объяснением директора МБОУ Веселовская СОШ и информацией отдела образования Администрации Веселовского района от ДД.ММ.ГГГГ.

МБОУ СОШ №1 является муниципальным бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества МБОУ Веселовская СОШ является муниципальное образование «Веселовский район», функции учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Отдел образования Администрации Веселовского района.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Отдел образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления района, органами местного самоуправления городского и сельских поселений, общественными организациями и объединениями.

Отдел образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования. Из вышесказанного следует, что на Отдел образования Администрации Веселовского района возложена обязанность по соблюдению законодательства о защите прав инвалидов муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.

Таким образом, обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства защите прав инвалидов и об образовании является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Состав лиц, посещающих МБОУ Веселовская СОШ непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании пом. прокурор Веселовского района Кологойда М.А. заявленные требования поддержал в полном обьеме, просит их удовлетворить.

Представители ответчика МБОУ Веселовская СОШ , Администрации Веселовского района, Отдела образования Администрации Веселовского района в судебное заседание не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Подали письменные заявления о признании иска в полном обьеме. Письменные заявления о признании иска приобщены к материалам дела. В заявлении указали, что последствия признания иска разьяснены и понятны.

Пом. прокурора Кологойда М.А. не возражает на признание иска ответчиком.

Суд принимает признание иска ответчиками, так как оно не противоречит закону и не ущемляет законные права и интересы третьих лиц. Учитывая признание иска ответчиками, суд удовлетворяет заявленные исковые требования без рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Веселовского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Веселовского района Ростовской области в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу выделить финансовые средства МБОУ Веселовская СОШ № 1 на приобретение информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.

Обязать МБОУ Веселовская СОШ в течение месяца после выделения Администрацией Веселовского района финансовых средств обеспечить наличие при входе в административное здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Веселовская средняя общеобразовательная школа информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения через Багаевский районный суд.

Судья: Г.П.Рябинина