№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Петрозаводского городского округа к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Петрозаводского городского округа обратился в Петрозаводский городской суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде. Исковые требования мотивированы тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении работ по благоустройству в районе земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ на обозначенной территории был осуществлен несанкционированный снос зеленых насаждений, чем причинен ущерб Петрозаводскому городскому округу. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Торговый холдинг «Лотос» заключен договор подряда, предметом которого является организация строительных работ на территории, прилегающей к строительной площадке по <адрес>, в районе гипермаркета <данные изъяты>. В ходе обследования представителем Администрации Петрозаводского городского округа произведен перечет зеленых насаждений, имеющихся на территории, который зафиксирован в акте натурного обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ. При выездной проверке Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры при участии представителя Администрации Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ установлено, что часть зеленых насаждений отсутствует. В соответствии с расчетом, основанном на Методике расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений при их повреждении и сносе, ущерб, причиненный вследствие несанкционированного сноса зеленых насаждений, составил <данные изъяты> руб. В добровольном порядке ущерб возмещен не был. На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения действующего законодательства, истец просит взыскать с ответчика <данные изъяты> руб. в бюджет Петрозаводского городского округа в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Торговый Холдинг «Лотос».
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика и третьего лица ООО «Торговый Холдинг «Лотос» ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
В силу ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Решением Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2010 года №26/41-813 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе.
В соответствии со ст.33 указанных Правил снос зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, допускается только по разрешениям установленной формы, выдаваемым Комиссией по обследованию зеленых насаждений.
В соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч.1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении работ по благоустройству в районе земельного участка с кадастровым номером №.
В ходе проверки установлено, что на территории, прилегающей к строительной площадке по проспекту Лесному, где осуществляет свою деятельность ООО «Торговый Холдинг «Лотос», осуществлен снос зеленых насаждений. В ходе обследования произведен перечет зеленых насаждений, что подтверждается актом натурного обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ., справкой о натурном осмотре территории от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Торговый холдинг «Лотос» и ФИО1 заключен договор подряда, в соответствии с которым ФИО1 обязуется по заданию заказчика оказать консультационные услуги, организационные и подрядные работы по ведению проекта благоустройства, согласно Приложения №1 к настоящему договору, а ООО «Торговый холдинг «Лотос» обязуется оплатить эти услуги. ФИО1 выполняет работы своими силами, либо путем привлечения субподрядчиков, при этом ФИО1 несет ответственность за действия субподрядчиков как за свои собственные. Сфера деятельности исполнителя в рамках данного договора распространяется на проект благоустройства под номинальным названием <данные изъяты> по адресу: <адрес>, (объект <данные изъяты>).
Из сведений, предоставленных Администрацией Петрозаводского городского округа следует, что в Администрацию Петрозаводского городского округа поступило обращение ООО «Торговый холдинг «Лотос» от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером № для организации хозяйственной площадки и обслуживания инженерной инфраструктуры.
На основании пп.7 п.2.13 административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам», утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация Петрозаводского городского округа отказала ООО «Торговый холдинг «Лотос» в предоставлении испрашиваемого земельного участка с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по обследованию зеленых насаждений Администрации Петрозаводского городского округа от ООО «Торговый холдинг «Лотос» поступило заявление о выдаче заявления на снос зеленых насаждений, попадающих в зону благоустройства в районе <адрес>.
В ходе проведения обследования зеленых насаждений по данной заявке Администрацией Петрозаводского городского округа был установлен факт несанкционированного сноса зеленых насаждений на участке ориентировочной площадью 0,3 га.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ходе проведенного Администрацией Петрозаводского городского округа обследования земельного участка, расположенного между <адрес>, установлено, что на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м осуществлен несанкционированный снос зеленых насаждений, выполняются работы по складированию земельного грунта. Работы по складированию грунта, сносу зеленых насаждений организованы ФИО1 Разрешение на снос зеленых насаждений, разрешение на проведение земляных работ ФИО1 в ходе проведения проверки представлены не были. ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.2.14 «Нарушение правил благоустройства» Закона Республики Карелия от 15.05.2008 №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Из объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работами по оформлению земельного участка в аренду и получению разрешения на снос зеленых насаждений на испрашиваемой территории занимался ответчик. Работы по сносу зеленых насаждений и размещению грунта были начаты до оформления прав на земельный участок и получения разрешения на снос зеленых насаждений.
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 2.14 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об административных правонарушениях», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время им получено разрешение на снос зеленых насаждений, судом не принимаются исходя из следующего.
В соответствии с разрешением на снос, обрезку зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № разрешен снос зеленых насаждений, расположенных по адресу: территория земельных участков с кадастровым номером № и № в районе <адрес>, предоставленных для организации площадки для отдыха, устройства газонов, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм.
Из письма Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при подготовке разрешения на снос, обрезку зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ №, насаждения, обследованные в ДД.ММ.ГГГГ и снесенные в отсутствии разрешения в ДД.ММ.ГГГГ, не были включены в перечень насаждений, подлежащих сносу по разрешению от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований законодательства ответчиком ФИО1 работы по сносу зеленых насаждений были начаты до оформления прав на земельный участок и получения разрешения на снос зеленых насаждений, при этом, разрешение выдавалось на снос иных насаждений.
Согласно ч.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с представленным истцом расчетом, ущерб, причиненный вследствие несанкционированного сноса зеленых насаждений, составил <данные изъяты> и подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в бюджет Петрозаводского городского округа. Представленный истцом расчет ущерба основан на Методике расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений при их повреждении и сносе (Приложение 2 к Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе), судом проверен, является верным, стороной ответчика не оспорен.
Доводы ответчика не свидетельствуют о необоснованности исковых требований.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Петрозаводского городского округа к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в бюджет Петрозаводского городского округа в возмещение ущерба <данные изъяты> руб., государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко