Дело № 2-774/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск | 25 июня 2014 года |
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Халиулин А.Д.,
при секретаре Ерофеевой Н.Н.,
с участием истца Кручинина Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Кручинина Г.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о включении периода прохождения военной службы по призыву в общий трудовой стаж в льготном исчислении и перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кручинин Г.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл включить в его общий трудовой стаж период прохождения военной службы по призыву с 10 мая 1975 года по 25 мая 1977 года в войсковой части № 2423 из расчета один день военной службы за два дня работы и произвести перерасчет пенсии.
В обоснование исковых требований указал на то, что 25 февраля 2014 года ему была назначена досрочная трудовая пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период прохождения военной службы по призыву зачтен в его страховой стаж в календарном исчислении. Однако, в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня. Пенсионный органа, рассмотрев его заявление от 22.04.2014 года, незаконно отказал в применении положений п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и перерасчете размера пенсии, в связи с чем истец просил удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании истец Кручинин Г.М. доводы и требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили отзыв на иск, из содержания которого следует, что ответчик просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Исследовав материалы гражданского дела, выплатное дело Кручинина Г.М. выслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали не менее половины установленного срока и имеют требуемый страховой стаж, трудовая пенсия им начисляется с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам (ст. 27 п. 1 подп. 2 абз. 2 Федерального закона № 173-ФЗ).
В силу подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы.
Судом установлено, что истец Кручинин Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 25 февраля 2014 года является получателем досрочной трудовой пенсии по старости при неполном льготном стаже по Списку № 2 в соответствии с абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период прохождения истцом военной службы по призыву с 10 мая 1975 года по 25 мая 1977 года был засчитан в его страховой стаж в календарном исчислении. Общий страховой стаж истца составляет 33 года 3 месяца 16 дней, специальный стаж - 7 лет 9 месяцев 19 дней.
Из материалов дела следует, что ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл письмом от 24.04.2014 года отказало Кручинину Г.М. в перерасчете размера пенсии по стажу (зачете периода военной службы в двойном размере), что явилось основанием для обращения истца с иском о включении в его общий трудовой стаж периода прохождения военной службы по призыву с 10 мая 1975 года по 25 мая 1977 года из расчета один день военной службы за два дня работы и о перерасчете размера пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01.01.2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Приведенные в иске истцом Кручининым Г.М. доводы о необходимости применения к спорным правоотношениям п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» суд считает основанными на неверном толковании норм материального права.
Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27и 27.1Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного указанным постановлением Совета Министров СССР, предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеуказанный период военной службы Кручинина Г.М. подлежал включению в его общий трудовой стаж в однократном размере.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении периода прохождения им военной службы по призыву в общий трудовой стаж в льготном исчислении и перерасчете размера пенсии.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Иных требований, иных доказательств, кроме вышеизложенных, суду не представлено.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кручинина Г.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о включении периода прохождения военной службы по призыву с 10 мая 1975 года по 25 мая 1977 года в общий трудовой стаж в льготном исчислении и перерасчете размера пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий А.Д. Халиулин
Мотивированное решение составлено 27 июня 2014 года.