Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-774/2017
Именем Российской Федерации
04 декабря 2017 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дживага В.А.,
с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора – Терентьевой А.А.,
при секретаре Потемкиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ответчику МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.
В обоснование заявленных исковых требований Бокситогорским городским прокурором указано, что Бокситогорской городской прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», проведена проверка МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво, расположенного по адресу: <...> на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности. В ходе проведенной проверки установлено, что образовательной организацией нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении и его территории, а именно: отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Осуществление деятельности образовательного учреждения в условиях отсутствия системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, поскольку именно детские учреждения зачастую являются объектами террора, что является крайне недопустимым. Круг лиц, которые могут находиться в здании образовательного учреждения не может быть определен, поскольку меняется состав обслуживающего учреждение персонала, а также детей, посещающих учреждение образования, и сопровождающих их лиц, в связи с этим, руководствуясь ч.1 ст.45 ГПК РФ, истец Бокситогорский городской прокурор просит обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво в срок до 31.08.2018 оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <...> системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Терентьева А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по доводам приведенным в иске.
Ответчик МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, также указано что со стороны ответчика предпринимаются меры к обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, но для установки видеонаблюдения необходимы финансовые средства, которые учреждение не имеет. В настоящее время расходы на установку видеонаблюдения запланированы на 2018 год.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспорено ответчиком – Бокситогорской городской прокуратурой проведена проверка МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво, расположенного по адресу: <...> на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что образовательной организацией нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении и его территории, а именно: отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение.
Вышеуказанное обстоятельство полностью нашло свое подтверждение в том числе и в представленном в материалы дела ответе заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво в адрес Бокситогорской городской прокуроры от 13.10.2017. При этом, судом также установлено, что вышеуказанное нарушение (отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, а также не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе и несовершеннолетним детям.
Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст.7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), детство находится под защитой государства (ст.38).
Согласно ч.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г № 1559-I) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и ее цели закреплены ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу положений ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/10), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При этом, при решении вопроса о готовности учреждения необходимо осуществлять образовательную деятельность, необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля.
В силу ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Также одной из основных задач образовательного учреждения, согласно Уставу МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» города Пикалёво является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников (п.2.5 Устава).
Анализ вышеуказанных требований закона, а также положений Устава образовательного учреждения позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению (созданию) комплексной системы безопасности территории дошкольного образовательного учреждения, путем установки системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдения, лежит именно на образовательном учреждении - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» города Пикалёво.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчика, нарушаются установленные законом правила и нормы, ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению (созданию) комплексной системы безопасности территории образовательного учреждения, поскольку до настоящего времени здание МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» города Пикалёво не оборудовано системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением, что создает реальную угрозу для сохранности муниципального имущества, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и граждан, обеспечение их безопасности, поскольку может способствовать возможности проникновения посторонних лиц на территорию учреждения в целях причинения вреда жизни и здоровью участников образовательного процесса, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, а потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» города Пикалёво об обязании оборудовать здание системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений – до 31.08.2018 соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора – удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» города Пикалёво в срок до 31.08.2018 года оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <...> системой технического контроля за обстановкой – видеонаблюдением.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» города Пикалёво в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Секретарь:
Решение в окончательной форме принято 04.12.2017.