ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-774/2023 от 16.08.2023 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

УИД 43RS0017-01-2023-000792-30 дело № 2-774/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 16 августа 2023 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Запольских О.Г., с участием представителя истца – помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора Юбко Я.А., представителя ответчика по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-774/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах ФИО1, в интересах ФИО2 к администрации МО «***» *** о возложении обязанности установить пандусы,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах ФИО1 и ФИО2 обратился в суд с иском к администрации МО «***» о возложении обязанности установить пандусы. В обосновании иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов, защите прав несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что админи­страцией МО «***» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам, лицам с ограниченными возможностями передвижения и другим маломо­бильным группам населения в многоквартирных домах по адресам: ***, и ***. Так у подъезда ***, а также в самом подъезде *** дома по адресу: ***, на ступеньках отсутствуют пандусы, что нарушает права инвалида колясочника ФИО2 на доступную среду в месте ее проживания. Также установлено, что у подъезда, а также в самом подъезде дома по адресу: ***, на ступеньках отсутствуют пандусы, что нарушает права инвалида колясочника ФИО1 на доступную среду в месте ее проживания. Дом по адресу: *** обслуживается управляющей организацией - ООО «УК «Чепецкая», дом по адресу: ***, обслуживается управ­ляющей организацией - ООО «Семиград». Уточнив исковые требования, просит обязать администрацию МО «***» перед вхо­дом в подъезд ***, и в самом подъезде *** на первом этаже до лифта дома по адресу: *** на лестницах установить пандусы. Обязать администрацию МО «***» в подъезде на 1 этаже до лифта дома по адресу: *** на лестницах установить пандусы.

Определениями суда от *** и *** в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерства энергетики и ЖКХ *** и МКУ «Техцентр» ***.

Представитель истца – помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО4 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что согласно техническим заключениям ООО «Аналит» реконструкция или капитальный ремонт МКД (части дома), по адресу: *** по адресу: *** в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов признаны экономически нецелесообразными и технически невозможными за исключением приспособления крыльца для указанных целей. Просит отказать в удовлетворении иска.

Истец ФИО1 в лице законного представителя ФИО11 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - ООО «УК Чепецкая» ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее в судебном заседании указал на отсутствие технической возможности для установления пандуса в подъезде ***.

Представитель третьего лица - ООО «СемиГрад» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представили отзыв, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - ОНДиПР *** и ***ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее в судебном заседании пояснял, что если пандусы в обоих домах в складном виде будут установлены, то пожарные нормы нарушены не будут.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики и ЖКХ *** в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что реконструкция или капитальный ремонт указанных МКД в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов экономически нецелесообразна. В этой связи в целях обеспечения условий доступности жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов целесообразно приобретение нового жилого помещения с учетом соответствующих требований в предусмотренном законодательством РФ порядке.

Представитель третьего лица - МКУ «Техцентр» *** в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Согласно п.5.1 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Статьей 12 Жилищного кодекса РФ установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Частью 4.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в ч.3 ст.15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помеще­ний в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществ­ляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Как установлено ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государ­ством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечи­вающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, федеральные органы государствен­ной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социаль­ной, инженерной и транспортной инфра-структур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурноспортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, возложение такой обязанности должно проводиться с обязательным соблюдением процедуры, установленной постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее – Правила №649) и Порядком работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, на территории МО «город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденным постановлением администрации МО «город Кирово-Чепецк» Кировской области от 15.11.2017 №1342 (далее – Порядок №1342).

В соответствии с указанными Правилами и Порядком процедура обследования общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, состоит из четырех этапов: проведение обследования помещения и составление акта, содержащего выводы об отсутствии либо о наличии возможности по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида; принятие решения о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (в случае если в акте содержится вывод о невозможности приспособления имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта); принятие решение об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта дома, в котором проживает инвалид; вынесение заключения о возможности приспособления либо об отсутствии возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид с учетом его потребностей

Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 года №583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абз.3 п.3 Правил №649 (п.2 Приказа), а именно: органом государственной власти субъекта РФ (в рассматриваемом случае Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области).

Из вышеприведенных правовых норм следует, что органом местного самоуправления должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором проживает инвалид, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под такие потребности.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является инвали*** группы и передвигается на кресле-коляске, в силу чего, относится к маломобильной категории граждан, ее передвижение возможно только при помощи инвалидной коляски, что подтверждается справкой *** от *** и индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ "ГБ МСЭ ФМБА России" от *** (бюро ***). ФИО2 проживает в жилом помещении - квартире, расположенной на 3 этаже жилого дома по адресу: ***. Жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО8, являющейся матерью ФИО2 Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Семиград».

В связи с тем, что второй подъезд жилого дома, в котором проживает ФИО2, не оборудован пандусом, чтобы иметь возможность выйти из дома на улицу, ***ФИО8 обратилась в администрацию МО «***» с обращением установить в ее доме по адресу: *** подъезде *** откидной пандус.

*** администрацией МО «***» на обращение ФИО8 был дан ответ о проведении обследования общего имущества в МКД с комиссией по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мобильных групп, а также проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта МКД, после чего будет подготовлено заключение о возможности (отсутствия возможности) приспособлении жилого помещения и общего имущества МКД, в котором проживают инвалиды.

***ФИО8 обратилась в ООО «Семиград» с просьбой установить во 2 подъезде откидной пандус. В ответ на данное обращение *** ООО «Семиград» сообщило, что для решения вопроса по установке пандуса, ее заявление направлено в органы местного самоуправления - администрацию МО «***».

Также, в судебном заседании установлено, что ФИО1 является ребенком-инвалидом и передвигается на кресле-коляске, в силу чего, относится к маломобильной категории граждан, ее передвижение возможно только при помощи инвалидной коляски, что подтверждается справкой *** от *** и индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ "ГБ МСЭ по ***" от *** (Бюро ***).

ФИО1, *** г.р., проживает в жилом помещении - квартире, расположенной на 7 этаже МКД по адресу: ***. Жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО11 (3/4 доли), являющейся матерью ФИО1, и ФИО9 (1/4 доли), что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ***. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК Чепецкая».

***ФИО11 обращалась в администрацию МО «***» с заявлением об установлении пандуса для ребенка–инвалида по адресу: ***.

*** администрацией МО «***» на обращение ФИО11 был дан ответ о проведении обследования общего имущества в МКД с комиссией по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мобильных групп, а также проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта МКД, после чего будет подготовлено заключение о возможности (отсутствия возможности) приспособлении жилого помещения и общего имущества МКД, в котором проживают инвалиды.

*** ООО «УК «Чепецкая» направила в адрес администрации МО «***» заявление собственника жилого помещения *** ФИО3 по ***, а также просьбу организовать мероприятие по устройстве пандуса в ФИО3 по ***.

Администрацией МО «***» в рамках исполнения полномочий были проведены обследования общего имущества МКД по адресу ***, и г.***, составлены акты обследования.

Как следует из акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид *** от ***, в МКД по адресу: ***, имеется необходимость приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, техническая возможность для приспособления общего имущества в МКД в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует в связи с невозможностью приведения общего имущества в МКД в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Требуется проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид. Акт направлен в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ***.

Как следует их акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид *** от ***, в МКД по адресу: ***, в котором проживает инвалид ФИО2, имеется необходимость приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, техническая возможность для приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида отсутствует в связи с невозможностью приведения общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Требуется проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид. Акт направлен в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ***.

Согласно техническому заключению ООО «Аналит» от *** серия ТО *** по результатам технического обследования жилого дома по адресу ***, имеется необходимость приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в соответствие с требованиями III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в связи с затруднительными условиями проживания - выезда инвалида-колясочника из подъезда на улицу. Техническая возможность для приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности в подъезде многоквартирного дома - отсутствует в связи с невозможностью приведения общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями СП 59.13330 «СНиП 35-01- 2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр (далее СП 59.13330)» без проведения реконструкции здания. Техническая возможность для приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности входа в многоквартирный жилой дом, а именно обустроить крыльцо многоквартирного дома и установить пандус имеется.

В отношении жилого помещении в МКД по адресу ***, ***, согласно техническому заключению ООО «Аналит» от *** серия ТО *** дано аналогичное заключение, что реконструкция или капитальный ремонт многоквартирного дома (части дома), расположенного по адресу ***, *** в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов признаны экономически нецелесообразными и технически невозможными, за исключением приспособления крыльца для указанных целей. Перечень необходимых работ для обеспечения условий доступности входа в МКД указан в разделе 2.1 данного заключения.

Заключением муниципальной комиссии от ***, реконструкция или капитальный ремонт МКД (части дома), по адресу ***, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов со ссылкой на техническое заключение ООО «Аналит» от *** признаны экономически нецелесообразными.

Заключением муниципальной комиссии от ***, реконструкция или капитальный ремонт МКД (части дома), по адресу ***, *** в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов со ссылкой на техническое заключение ООО «Аналит» от *** признаны экономически нецелесообразными.

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п.п. 12 - 22 Правил №649), что является их исключительной компетенцией.

По смыслу ст.2 ГПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Из установленных судом обстоятельств следует, что на момент разрешения настоящего спора муниципальной комиссией в установленном порядке приняты решения (вынесены заключения) об отсутствии возможности приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в МКД в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Действия либо бездействия муниципальной комиссии, выводы содержащиеся в актах и заключениях, в установленном порядке заинтересованными лицами не оспаривались и незаконными не признавались, доказательств, опровергающих выводы комиссии в материалах дела не имеется.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части обязания ответчика установить пандусы в подъезде *** на первом этаже до лифта дома по адресу: *** на лестницах и в подъезде дома на 1 этаже до лифта дома по адресу: *** на лестницах.

Наличие заключений комиссии от *** и *** об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества МКД, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, является основанием для признания жилого помещения инвалида непригодными для проживания инвалида.

Вместе с тем, учитывая наличие технической возможности для обустройства крыльца и установления пандуса при входе в подъезд МКД по адресу ***, *** суд считает возможным обязать ответчика выполнить необходимые работы для обеспечения условий доступности входа в МКД, перечень которых указан в разделе 2.1 Технического заключения ООО «Аналит» от *** серия ТО ***.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО «***» *** в срок до *** выполнить обустройство крыльца и установления пандуса перед входом в подъезд *** многоквартирного дома по адресу ***, ***, в соответствии с перечнем работ, указанным Техническом заключении ООО «Аналит» от *** серия ТО ***.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Шишкин

В окончательной форме решение изготовлено 23.08.2023