<данные изъяты>
Дело № 2-775/14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Плесецк 02 июля 2014 года. Плесецкий районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
при секретаре Попковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукина Ильи Александровича об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» № 168 от 22 мая 2014 года «О досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» И.А. Лукина»,
установил:
Лукин И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов МО «Плесецкое» № 168 от 22 мая 2014 года «О досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» И.А. Лукина», мотивируя доводы тем, что решением Совета депутатов МО «Плесецкое» №2 от 01 ноября 2012 года он был избран председателем Совета депутатов МО «Плесецкое» на постоянной освобожденной основе на срок полномочий Совета депутатов МО «Плесецкое» третьего созыва, то есть до октября 2016 года. На основании указанного решения с ним был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Совета депутатов МО «Плесецкое» № 168 от 22 мая 2014 года его полномочия председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» досрочно прекращены. Считает, что указанным решением нарушены его права и свободы как гражданина, имеющего право осуществлять депутатскую деятельность в органах местного самоуправления в качестве председателя Совета депутатов МО «Плесецкое». Оспариваемое решение принято с существенным нарушением порядка его принятия, содержание решения не соответствует требованиям закона, решение является необоснованным. Так, ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов МО «Плесецкое» поступило письмо, подписанное депутатом Улановым Н.В., в котором требовалось включить в повестку дня очередной сессии Совета депутатов вопрос о досрочном прекращении его полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое», к которому прилагался проект решения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое», пояснительная записка к проекту решения и требование депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя за подписью девяти депутатов. ДД.ММ.ГГГГ было созвано заседание комиссии по местному самоуправлению, этике и регламенту Совета депутатов МО «Плесецкое» для рассмотрения указанного проекта решения. Но инициатор, внесший проект решения, покинул заседание, вследствие чего предварительное рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий действующего председателя Совета не состоялось. В связи с чем комиссия приняла решение вернуть проект решения инициатору на доработку. Ни до, ни после внесения требования депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов у него каких-либо объяснений по поводу фактов, изложенных в требовании о досрочном прекращении полномочий и пояснительной записке, не было истребовано. ДД.ММ.ГГГГ он внес в Совет депутатов отзыв на указанное требование, в котором пояснил, что сведения о злоупотреблении и превышении им должностных полномочий, а так же иных нарушении законодательства не соответствуют действительности, за исключением незаконного увольнения специалиста Совета депутатов. ДД.ММ.ГГГГ на очередной сессии рассматривался вопрос о досрочном прекращении его полномочий председателя Совета депутатов. После доклада депутата Четверикова Р.М. депутаты Лукин И.А. и Некраш Н.И. попытались задать вопросы докладчику, что предусмотрено п. 25.2 Регламента Совета депутатов, но председательствующий на сессии Уланов Н.В. не предоставил возможности задать вопросы докладчику, что является нарушением порядка принятия решения. Далее он попросил предоставить ему слово для выступления и зачитать отзыв о досрочном прекращении полномочий, но был ограничен председательствующим в своем выступлении пятью минутами времени и не сумел изложить свой отзыв. Считает, что требование депутатов о досрочном прекращении его полномочий необоснованно, часть депутатов подписавших это требование не могли быть очевидцами изложенных в требовании событий, и были введены в заблуждение. В результате Советом депутатов МО «Плесецкое» было принято оспариваемое решение. Части 10 и 10.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают случаи досрочного прекращения полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Пункт 6 статьи 19 Устава МО «Плесецкое» также предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое». В требовании депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов не содержится предусмотренных законом оснований для прекращения указанных полномочий. Оспариваемое решение является ненормативным актом, в связи с чем в силу положений Устава МО «Плесецкое» подписывать его имеет право лишь председатель Совета депутатов МО «Плесецкое». Пункт 5 статьи 19 Устава МО «Плесецкое», предусматривает, что в случае отсутствия или временной невозможности исполнения председателем Совета депутатов своих обязанностей их исполняет заместитель председателя Совета депутатов. Однако, сразу после принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ последовало принятие решения об избрании на должность председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» ФИО5, вступившее в силу с момента принятия. То есть, ДД.ММ.ГГГГ, сразу после досрочного прекращения его полномочий председателя Совета депутатов, вновь избранный председатель Совета депутатов тут же приступил к своим обязанностям, который и был вправе подписать оспариваемое решение. Таким образом, оспариваемое решение подписано не уполномоченным лицом. В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Согласно ч. 8 ст. 15 Устава МО «Плесецкое» решения Совета депутатов МО «Плесецкое», затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Оспариваемое решение затрагивает его права как гражданина, имеющего право быть избранным в органы местного самоуправления и осуществлять свою депутатскую деятельность на постоянной основе, между тем, пунктом 4 решения установлено, что оно вступает в силу с момента принятия, что противоречит требованию указанного выше закона. Так же о нарушении порядка принятия решения свидетельствует отсутствие в нем указания об отмене раннее принятых решений Совета депутатов, что установлено статьей 21.8 Регламента Совета депутатов МО «Плесецкое». Неоднозначное толкование допускают пункты 1, 2 и 4 решения, согласно которым досрочно прекращаются полномочия председателя Совета депутатов с момента принятия решения, но в то же время председатель Совета депутатов должен передать материальные ценности, причем срок исполнения пункта 2 не указан, что создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями. Кроме того, ни Устав МО «Плесецкое», ни регламент Совета депутатов не устанавливает каких-либо требований об обосновании мотивов принятия решения об отстранении от должности председателя Совета депутатов. В связи с этим возникает правовая неопределенность, ущемляющая права председателя Совета депутатов, как выборного лица, так и гражданина, что противоречит статьям 17 и 18 Конституции Российской Федерации. В данном случае Советом депутатов с ним заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому при разрешении вопроса об отстранении от должности следует руководствоваться Трудовым кодексом в части прекращения трудового договора по инициативе работодателя, но даже в этом случае принятое решение Советом депутатов №168 от 22 мая 2014 года не обосновано. Просит признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» №168 от 22 мая 2014 года «О досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» И.А.Лукина».
В судебном заседании заявитель Лукин И.А. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что при утверждении проекта оспариваемого им решения Совета депутатов МО «Плесецкое» № 168 от 22 мая 2014 года был существенно нарушен порядок принятия решения. Так, первоначально проект указанного решения обсуждался на заседании комиссии по вопросам этики и регламента Совета депутатов МО «Плесецкое» ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку отсутствовал инициатор внесения этого проекта, проект был возвращен инициатору на доработку. Таким образом, фактически проект решения проект не обсуждался, поскольку на очередной сессии Совета депутатов МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ сразу было принято оспариваемое решение, что противоречит п. 3 ст. 13 Устава МО «Плесецкое». В ходе обсуждения проекта указанного решения ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрения вопроса о досрочном прекращении его полномочий председателя Совета депутатов ему не дали возможности задать вопросы докладчику. В оспариваемом решении не содержится указания на отмену решения Совета депутатов МО «Плесецкое» от 01 ноября 2012 года № 2 об избрании его на должность председателя Совета депутатов. В решении также не содержится предусмотренных законом оснований, по которым его полномочия были досрочно прекращены. Решение подписано заместителем председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Улановым Н.В., в то время как ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета депутатов МО «Плесецкое» уже был назначен ФИО5, который вправе был подписывать оспариваемое решение. Таким образом, решение подписано не уполномоченным лицом. В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Поскольку оспариваемое решение затрагивает его права как гражданина, имеющего право быть избранным в органы местного самоуправления и осуществлять свою депутатскую деятельность на постоянной основе, оно должно было вступить в силу после его опубликования. Между тем, пунктом 4 решения установлено, что оно вступает в силу с момента принятия, что противоречит требованию указанного выше закона. Фактически он был уволен с занимаемой должности без предварительного уведомления, что противоречит требованиям Трудового кодекса РФ.
Представители заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» Торочков В.П. и Куделина М.Л. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов МО «Плесецкое» было внесено требование о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. Пунктом 6 статьи 19 Устава МО «Плесецкое» определены случаи досрочного прекращения полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое», одним из которых является принятие решения об отстранении от должности Советом депутатов МО «Плесецкое» в соответствии с регламентом Совета депутатов МО «Плесецкое». Пунктом 6.2 регламента Совета депутатов МО «Плесецкое» установлено, что председатель, заместитель председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» могут быть освобождены от должности на основании письменного требования депутатов Совета депутатов МО «Плесецкое» об отзыве и досрочном прекращении полномочий, подписанного не менее одной трети от установленного числа депутатов. При этом, ни устав МО «Плесецкое», ни регламент Совета депутатов МО «Плесецкое» не устанавливают каких-либо требований к содержанию решения об отстранении от должности председателя Совета депутатов МО «Плесецкое», в том числе и требований по обоснованию в решении мотивов принятия такого решения. Лукин И.А. является депутатом МО «Плесецкое», то есть выборным должностным лицом, в связи с чем не является наемным работником и на него не распространяется действие трудового законодательства. Считаю, что порядок принятия оспариваемого решения депутатами был соблюден. Депутат Четвериков Р.М., который озвучил на сессии депутатов ДД.ММ.ГГГГ требование депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Лукина И.А., не являлся докладчиком, поскольку инициаторами требования являются 9 депутатов, и Четвериков Р.М. лишь донес до депутатов их позицию. Кроме того, пунктом 6 Регламента не установлен порядок обсуждения такого требования депутатов, поэтому председательствующий на сессии заместитель председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Уланов Н.В. не предоставил Лукину И.А. возможности задать вопросы Четверикову Р.М. В ходе предварительного обсуждения проекта оспариваемого решения на заседании комиссии по местному самоуправлению, этике и регламенту Совета депутатов МО «Плесецкое» ДД.ММ.ГГГГ присутствовал депутат Уланов Н.В., но в процессе обсуждения проекта покинул заседание комиссии. При этом, Уланов Н.В. не мог являться инициатором требования депутатов, поскольку это было совместное решение, подписанное 9 депутатами. Остальные депутаты на указанное заседание приглашены не были. При этом, ни Уставом МО «Плесецкое», ни Регламентом не предусмотрено обязательное предварительное обсуждение требования депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя Совета Депутатов. Кроме того, решение указанной комиссии о направлении проекта решения на доработку носит лишь рекомендательный характер. Ни действующим законодательством, ни уставом, ни Регламентом не предусмотрено требований к содержанию оспариваемого решения, в связи с чем закон не требует приводить в решении обоснования его принятия. Указанные обоснования были изложены в требовании депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов и в пояснительной записке к нему. Ссылки на нормативно-правовые акты в оспариваемом решении содержатся. Также не предусмотрена обязанность Совета депутатов истребовать у председателя Совета объяснения по изложенным в требовании фактам. Регламентом предусмотрено, что на выступление в прениях депутатом предоставляется время до 5 минут. Лукину И.А. была предоставлена возможность высказаться в прениях в течение 5 минут, что соответствует требованиям Регламента. В соответствии с п. 6.4 Регламента Совета депутатов при рассмотрении вопроса об освобождении от должности председателя ведение сессии Совета депутатов осуществляет заместитель председателя. В данном случае сессию вел заместитель председателя Уланов Н.В., который и подписал оспариваемое решение, имея на это соответствующие полномочия. Оспариваемое решение является индивидуальным актом, а в силу п. 7 ст. 6 Устава МО «Плесецкое» индивидуальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, а если подлежит официальному опубликованию – со дня официального опубликования, если в самих актах не предусмотрено иное. Указанный акт не нарушает права Лукина И.А., как человека и гражданина, поскольку он является выборным должностным лицом, поэтому в самом решении и указано, что оно вступает в силу со дня его подписания, что соответствует требованиям закона. Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным. В удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснил, что он является председателем комиссии по вопросам этики и регламента Совета депутатов МО «Плесецкое». ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии рассматривался проект решения Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. Но фактически обсуждение проекта решения не состоялось, так как инициатор проекта депутат Уланов Н.В. покинул заседание комиссии. Комиссией было принято решение направить проект инициатору на доработку, поскольку в нем не было указано обоснование принимаемого решения со ссылкой на нормативно-правовые акты. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. на очередной сессии депутатов ДД.ММ.ГГГГ Лукину И.А. не была предоставлена возможность задать вопросы докладчику депутату Четверикову Р.М., что является нарушением порядка обсуждения проекта решения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля Киринцева С.В., изучив материалы дела, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов МО «Плесецкое» от 01 ноября 2012 года № 2 депутат Лукин И.А. избран на должность председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» на постоянной основе.
Решением Совета депутатов МО «Плесецкое» от 22 мая 2014 года № 168 полномочия председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. досрочно прекращены на основании требования депутатов Совета депутатов МО «Плесецкое».
В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно ч. 5 ст. 43 указанного Федерального закона председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает оснований для досрочного прекращения председателя представительного органа муниципального образования, избираемого этим органом из своего состава.
Между тем, в силу п. 7 и п. 8 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Устава МО «Плесецкое», принятого решением Совета депутатов МО «Плесецкое» от 17 февраля 2011 года № 232, Совет депутатов МО «Плесецкое» возглавляется его председателем, избираемым Советом депутатов МО «Плесецкое» из своего состава.
Согласно п. 3 ст. 19 Устава МО «Плесецкое» председатель Совета депутатов МО «Плесецкое» избирается в порядке, предусмотренном регламентом Совета депутатов МО «Плесецкое», на срок его полномочий в качестве депутата Совета депутатов МО «Плесецкое» и работает на постоянной освобожденной основе.
Согласно п. 6 ст. 19 Устава МО «Плесецкое» полномочия председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» могут быть досрочно прекращены в случаях: подачи личного заявления о сложении полномочий, при досрочном прекращении его полномочий как депутата Совета депутатов МО «Плесецкое», при принятии решения об отстранении от должности Советом депутатов МО «Плесецкое» в соответствии с регламентом Совета депутатов МО «Плесецкое».
В силу п. 8 ст. 13 Устава МО «Плесецкое» по вопросам внутреннего распорядка своей деятельности Совет депутатов МО «Плесецкое» принимает регламент, утверждаемый решением Совета депутатов МО «Плесецкое».
В силу п. 1 ст. 6 Устава МО «Плесецкое» правом издавать (принимать) муниципальные индивидуальные правовые акты, не носящие нормативного характера в МО «Плесецкое» наделяются, в том числе, Совет депутатов МО «Плесецкое» - в форме решений ненормативного характера.
В соответствии с п. 6.1 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое», утвержденного решением Совета депутатов МО «Плесецкое» от 25 декабря 2012 года № 26 (далее – Регламент), полномочия председателя прекращаются досрочно в случаях: а) досрочного прекращения полномочий депутата в случаях, установленный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: б) принятия решения Совета депутатов об освобождении от должности; в) добровольного сложения полномочий в случае непринятия Советом депутатов решения об освобождении от должности.
В соответствии с п. 6.2 Регламента председатель может быть освобожден от занимаемой должности на основании письменного требования депутатов Совета депутатов об отзыве и досрочном прекращении полномочий, подписанного не менее одной третью от установленного числа депутатов (далее – требование об отзыве).
Согласно п. 6.3 Регламента при наличии требования об отзыве председателя этот вопрос включается в повестку дня очередной сессии Совета депутатов.
В силу п. 6.4 Регламента при рассмотрении вопроса об освобождении от должности председателя ведение сессии Совета депутатов осуществляет заместитель Председателя, а в его отсутствие - решением Совета депутатов ведение сессии Совета депутатов поручается другому депутату. Это решение принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на сессии Совета депутатов.
Согласно п. 6.5 Регламента решение Совета депутатов об освобождении от должности председателя на основании требования об отзыве принимается тайным голосованием в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Согласно п. 6.7 Регламента в случае принятия Советом депутатов решения об освобождении от должности председателя следующим вопросом, без голосования о включении в повестку дня сессии Совета депутатов, рассматривается вопрос об избрании председателя.
Как установлено в судебном заседании, основанием для принятия оспариваемого решения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. послужило требование девяти депутатов Совета депутатов МО «Плесецкое» о досрочном прекращении его полномочий, мотивированное тем, что председатель Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности, допускает превышение должностных полномочий.
Согласно п. 2 ст. 12 Устава МО «Плесецкое» Совет депутатов МО «Плесецкое» состоит из 15 депутатов (установленная численность депутатов Совета депутатов МО «Плесецкое»).
Из пояснений представителя Совета депутатов МО «Плесецкое» следует, что один из депутатов был избран в Собрание депутатов Архангельской области, в связи с чем численность депутатов Совета депутатов МО «Плесецкое» третьего созыва составляет 14 человек.
Таким образом, указанное требование подписано более чем одной третью от установленного числа депутатов и явилось основанием для рассмотрения вопроса об освобождении от должности председателя.
Указанное требование с проектом решения о досрочном прекращении полномочий председателя и пояснительной запиской поступило в адрес председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Проект решения о досрочном прекращении полномочий председателя Лукина И.А. обсуждался на заседании комиссии по вопросам этики и регламента по местному самоуправлению Совета депутатов МО «Плесецкое» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом заседания, по итогам которого было принято решение о возврате проекта его инициатору для доработки с указанием ссылки на конкретные законы, правовые акты, протоколы и иные документы, являющиеся основанием для досрочного прекращения полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А.
В дальнейшем вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Лукина И.А. был внесен в повестку дня очередной сессии Совета депутатов МО «Плесецкое от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу очередной сессии Совета депутатов МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ № на сессии присутствовали 12 из 14 депутатов. В ходе рассмотрения указанного вопроса сессию вел заместитель председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» Уланов Н.В. Требование депутатов зачитал депутат Четвериков Р.М. Впоследующем Лукину И.А. было предоставлено слово в прениях. После обсуждения вопроса было проведено тайное голосование, согласно которому 9 депутатов проголосовали «за», 2 депутата – «против», 1 бюллетень недействителен.
В соответствии с п. 25.2 Регламента депутатам Совета депутатов МО «Плесецкое» в ходе рассмотрения проектов правовых актов предоставлено право задавать вопросы к докладчику.
В судебном заседании установлено, что Лукину И.А. в ходе обсуждения вопроса о досрочном прекращении его полномочий в качестве председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» не предоставили возможность задать вопросы докладчику.
Вместе с тем, указанное нарушение установленного порядка принятия решения является несущественным и не свидетельствует о незаконности принятого депутатами решения.
Позиция депутатов была подробно изложена в требовании о досрочном прекращении полномочий председателя, и Лукину И.А. была предоставлена возможность высказать свое отношение к рассматриваемому вопросу в прениях. Кроме того, Лукин И.А. предоставил депутатам отзыв в письменном виде относительно указанного требования.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, основанием для досрочно прекращения полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» явилось требование более чем одной трети депутатов, предусмотренное п. 6.2 Регламента. Порядок принятия оспариваемого решения в целом был соблюден, решение было принято путем тайного голосования, за него проголосовало абсолютное большинство депутатов.
При этом, ни Уставом МО «Плесецкое», ни Регламентом не предусмотрена обязанность депутатов чем-либо обосновывать указанное требование, что позволяет сделать вывод о том, что основанием для предъявления такого требования может являться утрата доверия депутатов к избранному ими председателю.
Также указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрены требования к содержанию самого решения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов и не предусмотрена обязанность Совета депутатов обосновывать в нем мотивы принятия решения.
В оспариваемом решении имеются ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых оно вынесено.
Решение от ДД.ММ.ГГГГ принято Советом депутатов МО «Плесецкое», в компетенцию которого входит досрочное прекращение полномочий председателя Совета депутатов, подписано полномочным лицом – заместителем председателя Совета депутатов МО «Плесецкое», что предусмотрено п. 6.4 Регламента.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ был избран новый председатель Совета депутатов МО «Плесецкое» Торочков В.П., который и должен был подписывать оспариваемое решение, является несостоятельной, поскольку указанный председатель Совета депутатов был избран уже после вынесения решения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Лукина И.А.
Ссылку заявителя на п. 10 и п. 10.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые предусматривают случаи досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, суд также признает несостоятельной, поскольку она свидетельствует о неверном толковании заявителем указанной нормы права, так как полномочия заявителя, как депутата Совета депутатов МО «Плесецкое», оспариваемым решением не были прекращены. Данным решением досрочно прекращены полномочия заявителя лишь как председателя представительного органа.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно п. 8 ст. 15 Устава МО «Плесецкое» решения Совета депутатов МО «Плесецкое» вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) если иное не предусмотрено федеральным законом или самим решением Совета депутатов МО «Плесецкое». Решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое», затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования).
Согласно п. 7 ст. 6 Устава МО «Плесецкое» муниципальные индивидуальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, а если они подлежат официальному опубликованию (обнародованию) – со дня их официального опубликования (обнародования), если в самих актах не предусмотрено иное.
Пунктом 4 оспариваемого решения Совета депутатов МО «Плесецкое» от 22 мая 2014 года № 168 определено, что настоящее решение вступает в силу с момента принятия.
Оспариваемое решение является индивидуальным правовым актом, и вышеуказанной нормой Устава МО «Плесецкое» предусмотрено право представительного органа в данном случае предусмотреть порядок вступления его в силу.
Решение Совета депутатов МО «Плесецкое» от 22 мая 2014 года № 168 опубликовано в газете «Плесецкие новости» 27 мая 2014 года.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым решением нарушены его права и свободы как гражданина, в связи с чем оно должно вступить в законную силу после его опубликования, суд признает несостоятельными, поскольку в данном случае имеют место правоотношения, возникшие между представительным органом муниципального образования и его председателем, а не между указанным органом и гражданином, и права и свободы Лукина И.А., как гражданина, оспариваемым решением не нарушены.
Доводы Лукина И.А. в этой части свидетельствует о неверном толковании указанных правовых норм.
Таким образом, порядок вступления оспариваемого решения в законную силу не нарушен.
Ни Уставом МО «Плесецкое», ни Регламентом не предусмотрено обязательное предварительное обсуждение проекта решения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» на заседаниях профильной комиссии.
Между тем, комиссии по этике и регламенту по местному самоуправлению была предоставлена возможность обсудить проект оспариваемого решения, и обсуждение этого проекта состоялось, что подтверждается протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что в оспариваемом решении не указано об отмене решения о назначении его на должность председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» в данном случае не имеет правового значения для дела, поскольку решение о назначении Лукина И.А. на должность председателя от 01 ноября 2012 года № 2 автоматически отменено после вступления оспариваемого решения в законную силу.
Также суд признает несостоятельной и ссылку истца на нарушение положений Трудового кодекса РФ, поскольку она не имеет правового значения для дела, так как в случае, если заявитель считает, что оспариваемым решением нарушены его трудовые права, он вправе обратиться с соответствующим иском в суд.
При этом, в производстве Плесецкого районного суда Архангельской области уже имеется гражданское дело по иску Лукина И.А. к Совету депутатов МО «Плесецкое» о восстановлении трудовых прав – восстановлении в должности председателя Совета депутатов МО «Плесецкое», взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» № 168 от 22 мая 2014 года «О досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» И.А. Лукина» является законным.
При таких обстоятельствах суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Лукина Ильи Александровича об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» № 168 от 22 мая 2014 года «О досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов МО «Плесецкое» И.А. Лукина» отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2014 года.
Председательствующий: Р.А. Куйкин.
<данные изъяты>