Дело № 2-775/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 27 августа 2012 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе,
председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,
с участием представителя ответчика ООО «Ювента» - ФИО1,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Ювента» о признании свидетельства о регистрации радиопрограммы «103 и 5» Эл № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Ювента» о признании свидетельства о регистрации радиопрограммы «103 и 5» Эл № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Иск мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю зарегистрирована радиопрограмма «103 и 5», о чем было выдано свидетельство о регистрации Эл №. На основании свидетельства о регистрации средства массовой информации учредителем радиопрограммы «103 и 5» является общество с ограниченной ответственностью «Ювента». В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон) под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, визуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. На основании положений статей 8, 31 Закона учредитель средства массовой формации приобретает право на производство и распространение продукции средства массовой информации с момента получения свидетельства о регистрации и лицензии на вещание. Лицензия на вещание данного СМИ получена ДД.ММ.ГГГГ серии №. По смыслу статьи 8 Закона учредитель вправе использовать принадлежащее ему право по своему усмотрению, но не реже одного раза в год. В случае несоблюдения указанного положения свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. Ответчик не воспользовался предоставленным правом на производство и распространение продукции средства массовой информации: данная радиопрограмма не выходила в эфир более одного года. Данный факт подтверждается Актами Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № А-В-18281-59-02/0114-СН и от ДД.ММ.ГГГГ № А-В-18281-59-02/0275. Кроме того, копия устава или заменяющего его договора, согласно статьи 20 Закона, в регистрирующий орган не направлялась, т.к. эфирное вещание учредителем не осуществлялось. Учредитель СМИ в регистрирующий орган с заявлением о приостановлении либо о прекращении деятельности в соответствии с требованиями статьи 16 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не обращался. В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22.05.2009 г. № 128 (далее - Положение), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее - Управление): п. 8.1.1. организует и осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере деятельности за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовой информации, массовых коммуникаций; п. 8.2.1. регистрирует средства массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории Пермского края; п. 8.4.1. выявляет нарушения обязательных требований в сфере массовых коммуникаций и собирает подтверждающие эти нарушения доказательства. Таким образом, Управление в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона правомочно обратиться в суд с требованием о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным. На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 15 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», просит признать свидетельство Эл № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации средства массовой информации - радиопрограммы «103 и 5» недействительным.
Истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика ООО «Ювента» - ФИО1, в суде с иском не согласился, представил письменные возражения на иск, пояснил, что Общество фактически не осуществляло вещание радиопрограммы, указанной в свидетельстве Эл № от ДД.ММ.ГГГГ по уважительной причине. С момента регистрации в качестве юридического лица и до настоящего времени ООО «Ювента» фактически не осуществляет никакую деятельность, предусмотренную уставом ООО, кроме оформления разрешительных документов. ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о регистрации средства массовой информации, ДД.ММ.ГГГГ получена лицензия на осуществление радиовещания. ДД.ММ.ГГГГ установлен передатчик звукового радиовещания, проведены его пробные включения, ДД.ММ.ГГГГ получено заключение экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (ГРЧЦ № от ДД.ММ.ГГГГ), лицензия на оказание услуг связи для целей эфирного вещания датированная ДД.ММ.ГГГГ фактически получена ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время оформляется разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Таким образом, вещание радиопрограммы «103 и 5» не осуществлялось по уважительной причине, в связи с тем, что законодательством предусмотрена длительная процедура получения лицензий, необходимых для осуществления радиовещания передач.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно абз.4 части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Согласно статье 8 вышеуказанного Закона Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях: если свидетельство о регистрации получено обманным путем; если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года; если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации; если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724, Указом Президента Российской Федерации от 03 декабря 2008 года функцию по регистрации средств массой информации выполняет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На территории Пермского края таким регистрирующим органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (Управление Роскомнадзора по Пермскому краю), действующие на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю.
Требования Управления Роскомнадзора по Пермскому краю основаны на том, что ООО «Ювента» не осуществляло выпуск и распространение радиопрограммы «103 и 5» более одного года.
Годичный срок, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона «О средствах массовой информации» может исчисляться как с момента регистрации, так и с момента последнего выхода СМИ в свет (в эфир).
Под невыходом в свет (в эфир) средства массовой информации в течение одного года, имеется в виду как первичный выход в свет (в эфир) после регистрации средства массовой информации, так и нарушение периодичности последующих выходов, когда временной промежуток между любыми двумя выпусками составляет более 1 года.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роскомнадзора по Пермскому краю зарегистрировано средство массовой информации - радиопрограмма «103 и 5». Учредителем СМИ, согласно свидетельству о его регистрации № Эл № от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Ювента». Согласно регистрационным документам данная радиопрограмма должна выходить в эфир на территории Чернушинского района Пермского края.
В соответствии со статьей 31 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящихся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции СМИ, зарегистрированный с соответствии с настоящим Законом.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ювента» получена лицензия на осуществление радиовещания радиопрограмм «103 и 5» и «Радиостанция ХИТ-ФМ». Согласно условиям осуществления деятельности по указанной лицензии, вещание продукции СМИ «103 и 5» к общему объему вещания 40 часов в неделю, время вещания ежедневно на частоте 103,5 МГц.
В подтверждение своих требований истцом представлены акт систематического наблюдения в отношении ООО «Ювента» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ювента» вещание не осуществляла; акт мероприятий по радиоконтролю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ радиоизлучения на частоте 103,5 МГЦ в эфире не обнаружено.
Представитель ответчика ООО «Ювента»- ФИО1, в суде факт не выхода в эфир радиопрограммы «103 и 5» в течение срока превышающего один год с момента регистрации средства массовой информации не оспаривал, подтвердил, что штат сотрудников радиопрограммы не сформирован, устав радиопрограммы не принят, перерегистрация СМИ не осуществлялась, заявлений о прекращении приостановлении деятельности радиопрограммы в регистрирующий орган не направлялось, указывает на наличие уважительных причин, связанных с оформлением других разрешительных документов, необходимых для осуществления вещания и деятельности связанной с оказанием услуг связи, а именно получение лицензии на вещание, заключения экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости, лицензии на оказание услуг связи, а так же разрешения на использование радиочастоты.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Принимая во внимание доводы ответчика о том, что Общество не могло осуществлять выпуск в эфир радиопрограммы «103 и 5» без соответствующих разрешительных документов и проведения согласовательных процедур, суд полагает, что ответчиком не представлено доказательств того, что указанные мероприятия были осуществлены ответчиком своевременно, наличие объективных причин, препятствующих получению разрешительных документов в сроки, позволяющие осуществить выпуск СМИ в течение года с момента регистрации.
Учредитель должен был своевременно урегулировать отношения по поводу выпуска в эфир средства массовой информации в установленном законом порядке.
Отсутствие полного пакета разрешительных документов для выпуска радиопрограммы не может исключать законность обращения Управления с требованиями о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным в соответствии с п.2 ст.15 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Поскольку ответчиком ООО «Ювента» средство массовой информации – радиопрограмма «103 и 5» в свет (в эфир) более одного года не выпускалась, доказательств обратного суду не представлено, суд полагает заявленные требования регистрирующего органа обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Ювента» о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации удовлетворить.
Признать свидетельство о регистрации средства массовой информации радиопрограммы «103 и 5» Эл № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Ю. Толпышева