ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-775/2021 от 09.07.2021 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0013-01-2021-001153-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

9 июля 2021 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Саматова М.И.,

при секретаре судебного заседания Сериковой Е.А.,

с участием:

помощника Ставропольского транспортного прокурора Гусейнова М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ставропольского транспортного прокурора

к

ФИО1, ИП ФИО2

о признании деятельности незаконной, о запрете выполнения авиационно-химических работ,

установил:

Ставропольский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФИО1, ИП ФИО2 о признании деятельности незаконной, о запрете выполнения авиационно-химических работ, утверждая, что Ставропольской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности полетов установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ, воздушным судном выполнялись авиационно - химические работы на полях ООО «Агро-Ресурс» в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и ООО «Агро-Ресурс» ФИО3 заключен договор по внесению средств химической защиты на поля.

В целях исполнения указанного договора на основании устной договоренности ФИО2 взял у ФИО1 самолет , какие-либо документы между ними не составлялись.

ФИО2 имеет свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ UPL, в связи с чем управлял ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ воздушное судно принадлежит ФИО1

В ходе проверки законности выполнения авиационно - химических работ выявлены нарушения требований воздушного законодательства.

Согласно требованиям частей 1, 3 статьи 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации и обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с частью 4 статьи 61 ВК РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Следовательно, требования об обязательной сертификации распространяются исключительно на гражданскую авиацию.

В соответствии со ст. 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Согласно ст. 114 ВК РФ к авиационным работам относятся - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Более того, п. 1.1 и приложения 1 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" устанавливают требования, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта, в том числе и для выполнения авиационнохимических работ.

Таким образом, ФИО2 выполнял авиационно - химические работы в отсутствие сертификата эксплуатанта, получение которого обязательно для выполнение авиационно - химических работ в гражданской авиации.

Факт отсутствия сертификата эксплуатанта подтверждается объяснениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями, содержащимися в ФГИС «Реестра эксплуатантов и воздушных судов» и опубликованных на официальном сайте ФАВТ Росавиации.

ФИО2 и ФИО1 требования воздушного законодательства не исполнены, что влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасности полетов. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ответчиками требований федерального законодательства не представляется возможным, т.к. в результате авиационного происшествия или авиационного инцидента, которые могут произойти вследствие несоблюдения ответчиками установленных требований, может пострадать любой гражданин, находящийся в районе полета воздушного судна, а также любой из членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала, пассажиров.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

Прокурор просит признать незаконной деятельность ФИО1, ИП ФИО2 по производству авиационно-химических работ.

Запретить выполнение авиационно-химических работ до получения свидетельства эксплуатанта или включения воздушного судна самолета в спецификацию действующего эксплуатанта.

В судебном заседании помощник Ставропольского транспортного прокурора Гусейнов М.К. просил исковые требования удовлетворить.

Ответчики, уведомленные надлежащим образом о дате слушания дела, в судебное заседание не явились.

С согласия представителя истца судом в соответствии со ст. 233 ГПК РФ вынесено постановление о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Выслушав помощника Ставропольского транспортного прокурора Гусейнова М.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям частей 1, 3 статьи 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации и обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с частью 4 статьи 61 ВК РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Следовательно, требования об обязательной сертификации распространяются исключительно на гражданскую авиацию.

В соответствии со ст. 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Согласно ст. 114 ВК РФ к авиационным работам относятся - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

П. 1.1 и приложения 1 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" устанавливают требования, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта, в том числе и для выполнения авиационнохимических работ.

Как установлено материалами дела, Ставропольской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности полетов установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ, воздушным судном выполнялись авиационно - химические работы на полях ООО «Агро-Ресурс» в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и ООО «Агро-Ресурс» ФИО3 заключен договор по внесению средств химической защиты на поля.

В целях исполнения указанного договора на основании устной договоренности ФИО2 взял у ФИО1 самолет , какие-либо документы между ними не составлялись.

ФИО2 имеет свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ UPL, в связи с чем управлял ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ воздушное судно принадлежит ФИО1

В ходе проверки законности выполнения авиационно - химических работ выявлены нарушения требований воздушного законодательства - отсутствия сертификата эксплуатанта и включения воздушного судна самолета СП -30 КФХ RA-0699A в спецификацию действующего эксплуатанта.

Факт отсутствия сертификата эксплуатанта подтверждается объяснениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями, содержащимися в ФГИС «Реестра эксплуатантов и воздушных судов» опубликованных на официальном сайте ФАВТ Росавиации.

Вышеизложенное свидетельствует о доказанности исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ставропольского транспортного прокурора к ФИО1, ИП ФИО2 о признании деятельности незаконной, о запрете выполнения авиационно-химических работ удовлетворить.

Признать незаконной деятельность ФИО1, ИП ФИО2 по производству авиационно-химических работ.

Запретить выполнение авиационно-химических работ до получения свидетельства эксплуатанта или включения воздушного судна самолета в спецификацию действующего эксплуатанта.

Ответчик вправе подать заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий,

судья М.И. Саматов