ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7765/2013 от 23.07.2013 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

  Дело № 2-7765/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 июля 2013 года

 Вахитовский районный суд города Казани в составе:

 председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.

 с участием прокурора Исмагилова И.К.

 при секретаре Нутфуллиной А.Р.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решений Казанской городской Думы №2-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и №3-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований»,

УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Казанской городской Думы №2-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и №3-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований». В обоснование требований заявителем указано, что 29 сентября 2007г. Кабинет Министров Республики Татарстан (далее по тексту - КМ РТ) принял Постановление № 527 «О выдвижении инициативы о преобразовании и изменении границ муниципальных образований». Источник публикации: "Республика Татарстан", N 197, 03.10.2007, "Ватаным Татарстан", N 205, 06.10.2007, "СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 24.10.2007, N 39, ст. 1492. Поскольку Постановлением КМ РТ №527 не установлен срок вступления его в законную силу, следовательно, данное Постановление в соответствии с п. 4 Указа Президента РТ УП-352 от 08.05.2002г., вступает в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, т.е. 14 октября 2007г. 05 октября 2007г. Казанская городская дума своими Решениями № 2-22 и № 3-22 поддерживает инициативу КМ РТ о преобразовании муниципальных образований г.Казани и Константиновского сельского поселения, и об изменении границ МО г.Казани. (Источник публикации газеты: Республика Татарстан № 200 от 06.10.2007г. и Казанские ведомости № 215 от 09.10.2007г.). Решением Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" источником официального опубликования муниципальных правовых актов определены газеты "Казанские ведомости" и "Шахри Казан". Следовательно, оспариваемые решения Казанской городской думы № 2-22 и № 3-22 от 05.10.2007г. вступили в силу 10.10.2007г., т.е. после опубликования в официальном источнике - «Казанские ведомости». Постановление КМ РТ № 527 ещё не вступило в законную силу, а инициатива принятая этим постановлением уже поддержана ответчиком и его решения уже вступили в законную силу. В вышеназванных оспариваемых муниципальных правовых актах указано: для учёта мнения населения на 02 декабря 2007г. назначены публичные слушания. 13.11.2007г. КМ РТ принял Постановление № 628 о внесении изменений в Постановление КМ РТ № 527 от 29.09.2007г. и предложил Представительным органам муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 постановления № 527, обеспечить в установленном законодательством порядке принятие необходимых решений, связанных с выражением мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований. Источник публикации "СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 21.11.2007, N 43, ст. 1713. Следовательно, Постановление КМ РТ от 13.11.2007г. № 628 вступает в силу 02.12.2007г. Вслед за Постановлением КМ РТ от 13.11.2007г. № 628, Казанская городская дума 14.11.2007г. принимает решения № 5-24 и № 6-24, в которых, выражая мнение населения г.Казани, поддерживает инициативу КМ РТ и даёт согласие на преобразование г.Казани и Константиновского сельского поселения Высокогорского муниципального района путём объединения, а также на изменение границ муниципальных образований и входящих в их состав поселений, перечисленных в оспариваемом акте. Источник публикации - Казанские ведомости №244 от 21.11.2007г. вступает в силу 22.11.2007г. Решения ответчика вступили в законную силу на десять дней раньше, чем Постановление КМ РТ № 628, на основании которого и были приняты акты ответчика о внесении изменений. Заявитель считает, что оспариваемые акты, как акты, вносившие изменения в них, не могут быть признаны законными, поскольку акт КМ РТ, на основании которого были приняты оспариваемые акты ещё не вступили в законную силу и возможность применения отсутствовала. Из оспариваемых актов следует, что ответчик руководствовался ст. ст. 16 и 19 Устава МО г.Казани. Согласно внесённым изменениям, ст. 19 Устава МО г.Казани уже не учитывалась. Таким образом, было нарушено конституционное право заявителя на участие в решении вопроса преобразования МО г.Казани и изменении его границ. Заявитель просит признать недействующими решения Казанской городской думы от 05.10.2007г. № 2-22 «Об Инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и № 3-22 «Об Инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований» полностью со дня принятия.

 Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.

 Представитель Казанской Городской Думы, ФИО2 в судебном заседании с заявлением не согласился, указав, что оспариваемые акты являются ненормативными и заявив о пропуске заявителем срока на обжалование.

 Судом в качестве заинтересованного лица было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «УАиГ ИК МО г.Казани»).

 Представитель МКУ «УАиГ ИК МО г.Казани», ФИО3 в судебном заседании с заявлением не согласилась.

 Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

 Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В соответствии со ст.256 ГПК РФ 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 Судом установлено, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2007 года № 527 «О выдвижении инициативы о преобразовании и изменении гра­ниц муниципальных образований» (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №527) выдвинута инициатива о преобразовании муници­пального образования г. Казани и Константиновского сельского поселения Высо­когорского муниципального района путем их объединения, которым предложено представительным органам муниципальных образований, обеспечить в установ­ленном законодательством порядке принятие необходимых решений, связанных с выражением мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.

 Казанская городская дума своими Решениями № 2-22 и № 3-22 поддержала инициативу КМ РТ о преобразовании муниципальных образований г.Казани и Константиновского сельского поселения, и об изменении границ МО г.Казани. В вышеназванных оспариваемых муниципальных правовых актах указано, что для учёта мнения населения на 02 декабря 2007г. назначены публичные слушания. 13.11.2007г. КМ РТ принял Постановление № 628 о внесении изменений в Постановление КМ РТ № 527 от 29.09.2007г. и предложил Представительным органам муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 постановления № 527, обеспечить в установленном законодательством порядке принятие необходимых решений, связанных с выражением мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.

 Суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит, поскольку заявителем пропущен срок, установленный для обращения в ст.256 ГПК РФ.

 Доводы заявителя о том, что оспариваемые им акты являются нормативными не могут быть приняты во внимание, поскольку, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании норматив­ных актов полностью или в части», существенным признаком, характеризующим нормативный правовой акт, является наличие в нем правовых норм (правил пове­дения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неодно­кратное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Постановление же Кабинета Министров Республики Татарстан №527 и оспа­риваемые заявителем решения Казанской городской Думы рассчитаны на однократное применение, не устанавливают каких-либо норм и правил поведения обязательных для неопределенного круга лиц, а потому они носят ненормативных характер и на них не распространяется порядок вступления в силу, предусмот­ренный для нормативных правовых актов.

 В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муници­пального образования и преобразование муниципальных образований осуществля­ется законом субъекта Российской Федерации. Инициативой по изменению границ муниципального образования среди прочих обладают органы государственной вла­сти субъекта Российской Федерации.

 Оспариваемыми решениями Казанской городской Думы инициа­тива Кабинета Министров Республики Татарстан была рассмотрена и поддержана депутатами Казанской городской Думы, ко­торые, как представители выборного органа местного самоуправления, обладают в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации полномочиями по обеспечению самостоятельного решения вопросов местного значения. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с главой 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются публичные слуша­ния, на которые в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны выно­сится вопросы о преобразовании муниципального образования, решением Казан­ской городской Думы №2-22 на 25 октября 2007 года были назначены публичные слушания по вопросу о преобразовании муниципальных образований города Каза­ни и Константиновского сельского поселения Высокогорского муниципального района путем объединения.

 Таким образом, как следует из положений статей 12 и 13 Федерального зако­на, принятие оспариваемых решений Казанской городской Думы, является необхо­димым элементом, предшествующим принятию закона Республики Татарстан об изменении границ и преобразовании муниципального образования г. Казани, юри­дическим закреплением выражения мнения населения г.Казани.

 При таких обстоятельствах, оспариваемые решения Казанской городской Думы приняты уполномоченным органом в пределах компетенции и предостав­ленных полномочий, соответствуют нормам федерального законодательства, не имеют самостоятельного нормативного значения и не могли нарушить предусмотренное Конституцией Российской Федерации право заявителя на участие в вопросе преобразовании муниципального образования ... и изменении его границ.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 252, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решений Казанской городской Думы №2-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и №3-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований» отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течении месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.