Дело № 2-7765/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2013 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.
с участием прокурора Исмагилова И.К.
при секретаре Нутфуллиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решений Казанской городской Думы №2-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и №3-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Казанской городской Думы №2-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и №3-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований». В обоснование требований заявителем указано, что 29 сентября 2007г. Кабинет Министров Республики Татарстан (далее по тексту - КМ РТ) принял Постановление № 527 «О выдвижении инициативы о преобразовании и изменении границ муниципальных образований». Источник публикации: "Республика Татарстан", N 197, 03.10.2007, "Ватаным Татарстан", N 205, 06.10.2007, "СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 24.10.2007, N 39, ст. 1492. Поскольку Постановлением КМ РТ №527 не установлен срок вступления его в законную силу, следовательно, данное Постановление в соответствии с п. 4 Указа Президента РТ УП-352 от 08.05.2002г., вступает в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, т.е. 14 октября 2007г. 05 октября 2007г. Казанская городская дума своими Решениями № 2-22 и № 3-22 поддерживает инициативу КМ РТ о преобразовании муниципальных образований г.Казани и Константиновского сельского поселения, и об изменении границ МО г.Казани. (Источник публикации газеты: Республика Татарстан № 200 от 06.10.2007г. и Казанские ведомости № 215 от 09.10.2007г.). Решением Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" источником официального опубликования муниципальных правовых актов определены газеты "Казанские ведомости" и "Шахри Казан". Следовательно, оспариваемые решения Казанской городской думы № 2-22 и № 3-22 от 05.10.2007г. вступили в силу 10.10.2007г., т.е. после опубликования в официальном источнике - «Казанские ведомости». Постановление КМ РТ № 527 ещё не вступило в законную силу, а инициатива принятая этим постановлением уже поддержана ответчиком и его решения уже вступили в законную силу. В вышеназванных оспариваемых муниципальных правовых актах указано: для учёта мнения населения на 02 декабря 2007г. назначены публичные слушания. 13.11.2007г. КМ РТ принял Постановление № 628 о внесении изменений в Постановление КМ РТ № 527 от 29.09.2007г. и предложил Представительным органам муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 постановления № 527, обеспечить в установленном законодательством порядке принятие необходимых решений, связанных с выражением мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований. Источник публикации "СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 21.11.2007, N 43, ст. 1713. Следовательно, Постановление КМ РТ от 13.11.2007г. № 628 вступает в силу 02.12.2007г. Вслед за Постановлением КМ РТ от 13.11.2007г. № 628, Казанская городская дума 14.11.2007г. принимает решения № 5-24 и № 6-24, в которых, выражая мнение населения г.Казани, поддерживает инициативу КМ РТ и даёт согласие на преобразование г.Казани и Константиновского сельского поселения Высокогорского муниципального района путём объединения, а также на изменение границ муниципальных образований и входящих в их состав поселений, перечисленных в оспариваемом акте. Источник публикации - Казанские ведомости №244 от 21.11.2007г. вступает в силу 22.11.2007г. Решения ответчика вступили в законную силу на десять дней раньше, чем Постановление КМ РТ № 628, на основании которого и были приняты акты ответчика о внесении изменений. Заявитель считает, что оспариваемые акты, как акты, вносившие изменения в них, не могут быть признаны законными, поскольку акт КМ РТ, на основании которого были приняты оспариваемые акты ещё не вступили в законную силу и возможность применения отсутствовала. Из оспариваемых актов следует, что ответчик руководствовался ст. ст. 16 и 19 Устава МО г.Казани. Согласно внесённым изменениям, ст. 19 Устава МО г.Казани уже не учитывалась. Таким образом, было нарушено конституционное право заявителя на участие в решении вопроса преобразования МО г.Казани и изменении его границ. Заявитель просит признать недействующими решения Казанской городской думы от 05.10.2007г. № 2-22 «Об Инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и № 3-22 «Об Инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований» полностью со дня принятия.
Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель Казанской Городской Думы, ФИО2 в судебном заседании с заявлением не согласился, указав, что оспариваемые акты являются ненормативными и заявив о пропуске заявителем срока на обжалование.
Судом в качестве заинтересованного лица было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «УАиГ ИК МО г.Казани»).
Представитель МКУ «УАиГ ИК МО г.Казани», ФИО3 в судебном заседании с заявлением не согласилась.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Судом установлено, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2007 года № 527 «О выдвижении инициативы о преобразовании и изменении границ муниципальных образований» (далее - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №527) выдвинута инициатива о преобразовании муниципального образования г. Казани и Константиновского сельского поселения Высокогорского муниципального района путем их объединения, которым предложено представительным органам муниципальных образований, обеспечить в установленном законодательством порядке принятие необходимых решений, связанных с выражением мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.
Казанская городская дума своими Решениями № 2-22 и № 3-22 поддержала инициативу КМ РТ о преобразовании муниципальных образований г.Казани и Константиновского сельского поселения, и об изменении границ МО г.Казани. В вышеназванных оспариваемых муниципальных правовых актах указано, что для учёта мнения населения на 02 декабря 2007г. назначены публичные слушания. 13.11.2007г. КМ РТ принял Постановление № 628 о внесении изменений в Постановление КМ РТ № 527 от 29.09.2007г. и предложил Представительным органам муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 постановления № 527, обеспечить в установленном законодательством порядке принятие необходимых решений, связанных с выражением мнения населения по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.
Суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит, поскольку заявителем пропущен срок, установленный для обращения в ст.256 ГПК РФ.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые им акты являются нормативными не могут быть приняты во внимание, поскольку, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части», существенным признаком, характеризующим нормативный правовой акт, является наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Постановление же Кабинета Министров Республики Татарстан №527 и оспариваемые заявителем решения Казанской городской Думы рассчитаны на однократное применение, не устанавливают каких-либо норм и правил поведения обязательных для неопределенного круга лиц, а потому они носят ненормативных характер и на них не распространяется порядок вступления в силу, предусмотренный для нормативных правовых актов.
В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования и преобразование муниципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Инициативой по изменению границ муниципального образования среди прочих обладают органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемыми решениями Казанской городской Думы инициатива Кабинета Министров Республики Татарстан была рассмотрена и поддержана депутатами Казанской городской Думы, которые, как представители выборного органа местного самоуправления, обладают в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации полномочиями по обеспечению самостоятельного решения вопросов местного значения. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с главой 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются публичные слушания, на которые в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны выносится вопросы о преобразовании муниципального образования, решением Казанской городской Думы №2-22 на 25 октября 2007 года были назначены публичные слушания по вопросу о преобразовании муниципальных образований города Казани и Константиновского сельского поселения Высокогорского муниципального района путем объединения.
Таким образом, как следует из положений статей 12 и 13 Федерального закона, принятие оспариваемых решений Казанской городской Думы, является необходимым элементом, предшествующим принятию закона Республики Татарстан об изменении границ и преобразовании муниципального образования г. Казани, юридическим закреплением выражения мнения населения г.Казани.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения Казанской городской Думы приняты уполномоченным органом в пределах компетенции и предоставленных полномочий, соответствуют нормам федерального законодательства, не имеют самостоятельного нормативного значения и не могли нарушить предусмотренное Конституцией Российской Федерации право заявителя на участие в вопросе преобразовании муниципального образования ... и изменении его границ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 252, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решений Казанской городской Думы №2-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан о преобразовании муниципальных образований» и №3-22 от 05.10.2007г. «Об инициативе Кабинета Министров Республики Татарстан об изменении границ муниципальных образований» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течении месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья: Зыбунова Е.В.