дело № 2-7767/13 Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
20 декабря 2013 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Сотниковой А.А.,
с участием представителя заявителей Анашкина С.В., Горюнова Д.В. - Глущенко В.И.,
представителя заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода Рубановой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анашкина ..., Горюнова ... об оспаривании решения Администрации Великого Новгорода об отказе в выдаче исходных данных на проектирование и строительство объекта,
у с т а н о в и л:
Анашкин С.В., Горюнов Д.В. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, указав в обоснование, что 31.10.2013 года они представили в Администрацию Великого Новгорода (далее - Администрация) заявление о выдаче исходных данных на проектирование и строительство станции технического обслуживания на 6 постов по ... на земельном участке с кадастровым номером ... (далее - объект). Письмом ... Администрация на основании п.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ отказала в удовлетворении заявления по причине отсутствия подъездов к указанному земельному участку. Заявители полагают, что отказ Администрации нарушает их права, поскольку в силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ наличие подходов, подъездов является обязательным условием разделения земельного участка, однако о разделении участка заявители не просили. В связи с изложенным, Анашкин С.В., Горюнов Д.В. просят признать незаконным отказ Администрации ... об отказе в выдаче исходных данных на проектирование и строительство объекта.
Заявители Анашкин С.В., Горюнов Д.В. в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.
Суд, руководствуясь ч.2 ст. 257 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель заявителей Глущенко В.И. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно сообщил, что заявители являются собственниками незавершенного строительством объекта (станции технического обслуживания на 6 постов), расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., возведение которого было начато в 2004 году предыдущим правообладателем ООО ... на основании разрешительных документов, выданных Администрацией Великого Новгорода. В связи с окончание срока действия данных документов заявителям необходимо получить исходные данные для завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию.
Представитель Администрации Великого Новгорода Рубанова М.О. полагала, что заявление удовлетворению не подлежит, поскольку основанием для принятия оспариваемого решения послужил пункт 2.13 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача исходных данных для проектирования и строительства», утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 14.07.2011 г. № 2869, а именно: несоответствие параметров (габаритов, месторасположения и т.д.) строящегося, реконструируемого объекта требованиям действующего законодательства Российской Федерации, технических регламентов, санитарных норм и правил. Представитель Администрации полагает, что для рассмотрения заявления о выдаче испрашиваемых данных Анашкин С.В. и Горюнов Д.В. должны на основании п.4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ выполнить рекомендацию Администрации - согласовать устройство подъезда к земельному участку с собственниками индивидуальных гаражей и Управлением ....
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ на оспаривание решения Администрации Великого Новгорода от ... заявителями не пропущен, соответственно требование заявителей подлежит рассмотрению по существу.
Судом установлено, что Анашкину С.В., Горюнову Д.В. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве каждому) принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... Право собственности заявителей на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи ... г., заключенного с ООО ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ...
31.10.2013 г. Анашкин С.В., Горюнов Д.В. обратились в Администрацию с заявлением о выдаче исходных данных на проектирование и строительство станции технического обслуживания на 6 постов по ... на земельном участке с кадастровым номером ... (далее - объект), приложив к заявлению необходимые документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровую выписку о земельном участке, эскизный проект размещения станции, доверенность на представителя.
Заявители обратились с указанным заявлением в Администрацию через МБУ Великого Новгорода «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», заявление зарегистрировано за номером ....
Письмом ... Администрация сообщила заявителям о снятии заявления от 31.10.2013 г. с рассмотрения, указав, что земельный участок с кадастровым номером ... находится внутри застройки квартала ..., подъезды и подходы к нему отсутствуют. В соответствии с п.4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием является наличие подъездов, подходов к земельному участку. В соответствии с представленным эскизным предложением, размещение подъезда к земельному участку расположено на смежных территориях собственников индивидуальных гаражей и Управления ... области. Заявителям предложено решить вопрос о согласовании устройства подъезда к земельному участку с собственниками смежных земельных участков.
Оценивая законность решения Администрации ..., суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Между тем из материалов дела не усматривается, что заявители выразили волеизъявление на разделение земельного участка с кадастровым номером ... или на изменение его границ, в связи с чем ссылка Администрации на п.4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ несостоятельна.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14.07.2011 г. № 2869 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача исходных данных для проектирования и строительства», в пункте 2.13 которого содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги, в том числе несоответствие параметров (габаритов, месторасположения и т.д.) строящегося, реконструируемого объекта требованиям действующего законодательства Российской Федерации, технических регламентов, санитарных норм и правил.
В силу 1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В рамках рассматриваемого дела доказательств законности оспариваемого решения Администрацией суду не представлено.
Напротив, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 1602 кв.м. был поставлен на кадастровый учет ... г. на основании заявления правообладателя участка ООО ... Из описания границ данного земельного участка усматривается, что смежными земельными участками являлись земли города.
Распоряжением Администрации от 17.12.2003 г. № 5227рм ООО «... утвержден проект границ указанного земельного участка и согласовано размещение на нем одноэтажного здания станции диагностики автомобилей с благоустройством прилегающей территории по ...
Согласно кадастровой выписке ... г. разрешенное использование земельного участка: для завершения строительства станции диагностики автомобилей.
Также из материалов дела следует, что заявители являются собственниками незавершенного строительством здания станции диагностики автомобилей площадью застройки 184,6 кв.м., степень готовности 65%, что подтверждается свидетельствами о регистрации права, выданными ...
Поскольку при рассмотрении настоящего дела, Администрация Великого Новгорода не доказала законность оспариваемого решения, требования заявителей подлежат удовлетворению.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Соответственно исходя из указанных норм, принимая решение о признании действия (бездействия) незаконным, суду следует одновременно возлагать на соответствующий орган (должностное лицо) обязанность совершить конкретные действия с целью устранения нарушения прав и свобод заявителя.
Как установлено в судебном заседании, заявление от 31.10.2013 г. ФИО1, ФИО2 было необоснованно снято Администрацией с рассмотрения, соответственно суд считает необходимым обязать Администрацию рассмотреть данное заявление по существу.
В силу п.п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Администрация Великого Новгорода освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Государственная пошлина в размере 100 руб., уплаченная ФИО1, ФИО2 при подаче заявления в суд на основании квитанций ... года, подлежит возврату заявителям.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление ФИО1 ..., ФИО2 ... удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Великого Новгорода ... об отказе в выдаче исходных данных на проектирование и строительство станции технического обслуживания на 6 постов ... на земельном участке с кадастровым номером ....
Обязать Администрацию Великого Новгорода рассмотреть заявление ФИО1 ..., ФИО2 ... от 31.10.2013 г. о выдаче исходных данных на проектирование и строительство станции технического обслуживания на 6 постов по ... на земельном участке с кадастровым номером ... в установленном законом порядке.
Возвратить ФИО1 ..., ФИО2 ... из местного бюджета государственную пошлину в размере 100 руб. каждому, уплаченную ... года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 23 декабря 2013 г.