Дело № 2-776/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Капшученко О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
09 июня 2014 года
гражданское дело по иску прокурора Тайгинской транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому Акционерному Обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тайгинской транспортной прокуратуры, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности.
Свои требования, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения федерального законодательства:
Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> № № собственником здания вокзала Анжерская является ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> №16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Министерства транспорта РФ от <дата> № утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
В силу п. 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную подготовку лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
Проверкой установлено, что приказом начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ФИО3 от <дата>. №№ «О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности» назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожных вокзалах, в том числе на вокзале ФИО4
Однако, в нарушение указанных требований начальник вокзала до настоящего времени не прошел обучение по транспортной безопасности.
Согласно п. 5.27. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объект транспортной инфраструктуры в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
В силу п. 5.30. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.
Приказом начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ФИО5 от <дата> № № утверждены «Типовые правила пропуска на охраняемые территории Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов».
В соответствии с п. 5 Типовых правил пропуск работников, физических лиц и транспортных средств производится по соответствующим пропускам и служебным удостоверениям через контрольно-пропускные пункты и посты пропуска.
Проверкой установлено, что в настоящее время контрольно-пропускные пункты на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствуют.
В силу п.п. 10,10.5.,10.5.1.-10.5.4, 10.5.6. Требований субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности; видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности; хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.
Железнодорожному вокзалу Анжерская присвоена вторая категория объектов транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем в нарушение указанных требований видеонаблюдение на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствует.
Согласно п.п. 5.14.1. - 5.14.4. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения. совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
В нарушение указанных требований на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствует информирование в наглядной и доступной форме для всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах.
Таким образом, на железнодорожном вокзале Анжерская нарушаются требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности, что создает угрозу незаконного вмешательства в деятельность субъекта железнодорожного транспорта, а также создает предпосылки совершения террористических актов.
Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами вокзальных комплексов, а также безопасности государства.
Согласно пп. 4 п. 11 Устава Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного постановлениям Правительства РФ от <дата> № общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.
Таким образом, в силу закона обязанность по обеспечению безопасности пассажиров и транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская возложена на ОАО «Российские железные дороги» как субъекта транспортной инфраструктуры.
Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская, в том числе: обучить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, оборудовать контрольно-пропускные пункты, оборудовать в наглядной и доступной форме информирование всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, оборудовать систему видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник Тайгинского транспортного прокурора ФИО6, уточнила исковые требования, просила обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности: обучить начальника железнодорожного вокзала Анжерская, ответственного за обеспечение транспортной безопасности; оборудовать в наглядной и доступной форме информирование всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах; оборудовать систему видеонаблюдения, обеспечивающие видеоидентификацию объектов видеонаблюдения. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, дала аналогичные пояснения. Кроме того, пояснила, что Статья 8 ФЗ «О транспортной безопасности» говорит о том, что требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными. Приказом № Министерства транспорта РФ утверждены Требования, которые должны исполняться. То, что ответчик разработал планы обеспечения транспортной безопасности, не является исполнением требований законодательства. Считает, что для устранения нарушений по информированию нет необходимости в предоставлении срока, по требованиям об обучении начальника вокзала и по оборудованию системы видеонаблюдения согласны на предоставление срока для устранения нарушений до <дата> года.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО7, действующая на основании доверенности № № от <дата> года, исковые требования признала частично: по пунктам 1 и 3 требований просила установить срок для устранения нарушений. В <дата> начальник вокзала Анжерская ФИО8 прошел обучение, но с <дата> начальником назначен ФИО9, до конца <дата> он пройдет обучение, будет набираться команда. В настоящее время из 43 вокзалов по <адрес> не прошел обучение только один начальник вокзала. Для обучения необходимо набрать группу из нескольких человек, учеба проводится в <адрес>. Наглядная информация о транспортной безопасности на вокзале имеется, но не полностью. Информация по транспортной безопасности должна находиться в общем стенде, данное нарушение будет устранено в ближайшее время. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. В соответствии со статьей 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Во исполнение требований законодательства ОАО «РЖД» разработала проект Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал Анжерская» и отправило на утверждение в компетентный органом власти - Росжелдор, что подтверждается сопроводительным письмом №№ З-Сиб от <дата>. Приказом Минтранса РФ от <дата>. № утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому компетентный орган в срок, не превышающий 30-ти дней, принимает решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении. Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа. Однако, данное решение в адрес ОАО «РЖД» до настоящего времени не поступало и Планы не утверждены, а без утверждения плана безопасности, невозможно выполнить требования, которые предъявляет прокуратура. В настоящее время законодательством не определено создание на железнодорожном транспорте подразделений транспортной безопасности и организационно-правовые основы их деятельности, сил обеспечения транспортной безопасности, нет определения зон транспортной безопасности, средств досмотра, технических средств обеспечения транспортной безопасности. В том числе, отражение в Плане безопасности вопросов, касающихся, запрещенных к провозу (проносу) в зону транспортной безопасности, организации досмотра на вокзалах, и детальная разработка разделов Плана по данной тематике невозможны. Все вышеперечисленные обстоятельства не позволяют единовременно устранить недостатки, препятствующие утверждению Плана безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Таким образом, исполнение ОАО «РЖД» требований прокуратуры ставиться в зависимость от действий третьих лиц соответствующего органа государственной власти и его должностных лиц. ОАО «РЖД» предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности. В связи отсутствием согласованного Плана обеспечения транспортной безопасности, на вокзале Анжерская не оборудованы контрольно-пропускные пункты и система видеонаблюдения, поскольку документ, утверждающий данные положения, являлся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности вокзала Анжерская. Без утвержденного плана не могут оборудовать на вокзале систему видеонаблюдения, просила предоставить срок до <дата> года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> №16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Министерства транспорта РФ от <дата> № утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
В силу п. 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную подготовку лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
Согласно п. 5.27. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объект транспортной инфраструктуры в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
В силу п.п. 10,10.5.,10.5.1.-10.5.4,10.5.6. Требований субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории обязан оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности; видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности; хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.
Согласно п.п. 5.14.1. - 5.14.4. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения. совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Судом установлено, что Тайгинским транспортным прокурором в ходе в ходе проведения проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:
- начальник вокзала не прошел обучение по транспортной безопасности (пункт 5.12 Требований);
- контрольно-пропускные пункты на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствуют (п.п. 5.27., 5.30. Требований);
- видеонаблюдение на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствует (п.п. 10,10.5.,10.5.1.-10.5.4, 10.5.6. Требований);
- на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствует информирование в наглядной и доступной форме для всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах (п.п. 5.14.1. - 5.14.4. Требований) (л.д. 11-14).
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта серии ЗС №№ от <дата> года, ответчик ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КРФобАП – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе за вышеуказанные нарушения, обнаруженные при проведении проверки Тайгинским транспортным прокурором на железнодорожном вокзале Анжерская (л.д. 40-47).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> № № собственником здания вокзала Анжерская является ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 8).
Приказом от <дата> №№, ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на вокзале Анжерская назначен начальник вокзала (л.д. 9-10).
Согласно сопроводительному письму № № З-Сиб от <дата>. ОАО «РЖД» разработан проект Плана обеспечения транспортной безопасности, в том числе и объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал Анжерская», который отправлен на утверждение в Росжелдор (л.д. 37-39).
Проанализировав вышеизложенное, судом установлено, что истцом в ходе проведения проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», выявлены нарушения федерального законодательства, в том числе: начальник вокзала не прошел обучение по транспортной безопасности; видеонаблюдение и информирование в наглядной и доступной форме для всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах на железнодорожном вокзале Анжерская отсутствуют.
Суд считает, что понуждение ответчика к принятию мер по обеспечению транспортной безопасности соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности», Приказу Министерства транспорта РФ от <дата> № №, которым утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
Учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами вокзальных комплексов, а также безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.
При указанных обстоятельствах суд обязывает ответчика устранить нарушения о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», а именно:
- оборудовать в наглядной и доступной форме информирование всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах;
- обучить начальника железнодорожного вокзала Анжерская, ответственного за обеспечение транспортной безопасности до <дата> года;
- оборудовать систему видеонаблюдения, обеспечивающие видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, с учетом мнения сторон, суд считает возможным установить срок исполнения по данному пункту до <дата> года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тайгинской транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому Акционерному Обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, полностью удовлетворить.
Обязать Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги», находящееся по адресу: <адрес>, ИНН №, зарегистрированного <дата> за ОГРН №, устранить нарушения о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Анжерская Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
- оборудовать в наглядной и доступной форме информирование всех физических и юридических лиц о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах;
в срок до <дата> года:
- обучить начальника железнодорожного вокзала Анжерская, ответственного за обеспечение транспортной безопасности,
- оборудовать железнодорожный вокзал Анжерская системой видеонаблюдения.
Взыскать с Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги», в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Анжеро-Судженский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено: 16.06.2014 года.
Председательствующий: