ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-776/2016 от 18.05.2016 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-776/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2016 года г.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Наконечного С.И.,

при секретаре Панченко А.И., с участием истца Мироновой А.В., представителя ответчика по доверенности Анфилатовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой ФИО1 к Некоммерческой организации «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

Миронова А.В. обратилась в суд с требованиями к НО ««Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Многоквартирный <адрес> по<адрес> включен в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 года, утверждённую постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 №479-пр. Согласно данной Программе в 2015 году по данному многоквартирному дому должны были бытьпроведены работы покапитальному ремонту общего имущества многоквартирногодома: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт подвальных помещений; ремонт фундамента. Также, указанный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов на территории Хабаровского края, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2015 году, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2014№522-пр «Краткосрочный план реализации в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-20143 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013№479-пр». В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 170 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта по данному многоквартирному дому - формирование фонда капитальный ремонт на счет регионального оператора. В соответствии с уставом указанной организации региональным оператором является некоммерческая организация «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае». В силу положений ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и всроки, которые предусмотрены региональной программойкапитального ремонта. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 1 ст. 190 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Согласно требований положения ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме. Истец указала, что до настоящего времени ответчик не обеспечил проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном домепо адресу: р.<адрес>, согласно утвержденной Программе капитального ремонта. Следовательно, ответчик не исполнил своиобязательства, предусмотренные нормами Жилищного кодекса РФ, попроведению в2015 году капитального ремонта общего имущества указанногомногоквартирного дома, в связи с чем, нарушены её жилищные правана безопасность жилища, на осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.В этой связи истец просила обязать ответчика обеспечить в 2016 году проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном <адрес> в р.<адрес>, муниципального района имени <адрес> с проведением работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем: электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения; капитальному ремонту подвальных помещений. В целях обеспечения проведения капитального ремонта и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> в р.<адрес> муниципального района имени <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ обязать некоммерческую организацию «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» в 2016 году: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; обеспечить выполнение подрядными организациями работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец требования поддержала по основаниям изложенным в иске, суду дополнительно пояснила, что Правительство Хабаровского края самостоятельно по району определило в программе, в какие сроки будут проведены работы по капитальному ремонту по конкретному многоквартирному дому в соответствии Порядком применения критериевпри определении очередности проведения капитального ремонта в программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края, утвержденного Постановлением ПравительстваХабаровского края от 18.12.2013 №44-пр.перенести сроки работ можно только по решению собрания собственников либо без решения собственников, но в случаях, указанных в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. В связи с тем, что законодателем не определена форма решения органа местного самоуправления, указанного в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, и руководствуясь п. 4 Порядка утверждения краткосрочных планов, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2014 №138-пр, решением органа местного самоуправления, указанного в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, является Постановление администрации городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении краткосрочного плана реализации на территории городского поселения «<адрес>» в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы», на основании которого был разработан краткосрочный план Правительством Хабаровского края. Кроме того, законодательством установлено, что обязанность попроведению капитального ремонта общего имущества в МКД возникает у регионального оператора на основании программы капитального ремонта, иотсутствует норма, по которой обязанность регионального оператора попроведению капитального ремонта возникает только при наличии решения собственников или решения органа местного самоуправления. Истец указала, что Правительство Хабаровского края, принимая Порядок заимствования средств по которому собственники обязаны, еслижелают сделать капремонт в сроки, установленные региональной программой, принять решение об увеличении взносов на капремонт, на который ссылается
ответчик, фактически нарушил нормы Жилищного кодекса, поставив в
зависимость от принятого собственниками решения проведение капитального ремонта МКД, в то время как нормы Жилищного кодекса прямо указывают на необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые включены в программу капитального ремонта МКД. При этом, Правительство Хабаровского края обязано было провести оценку общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и принять минимальный взнос, обеспечивающий выполнение работ по капитальному ремонту МКД. Истец считала доводы ответчика об отсутствии у Регионального оператора обязанности финансирования работ по капремонту при отсутствии принятого решения собственниками об увеличении взноса накапремонта, который бы позволил провести капремонт МКД, указанного впрограмме, с учетом положения ч.8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 11 ГПК РФ несостоятельными. Поскольку из системного толкования норм жилищного законодательства источниками оплаты кроме взносов собственников на капремонт являются, в том числе кредиты, займы, полученные региональным оператором в целях оплаты услуг и (или)работ по капитальному ремонту, и установление 95% направлены лишь на установление финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, а исходя из положений ч. 7 ст. 182 и п. 4 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФрегиональный оператор обязан 95% взносов собственников на капремонт направить на ремонт, а оставшуюся необходимую сумму привлечь из иных источников в счет последующих взносов собственников МКД.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала и просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск и дополнительным пояснениям в судебном заседании, согласно которым в соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, действительно был включен в региональную (краевую) программу капитального ремонта постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013г. № 479-пр «Об утверждении программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы», опубликованном на «Официальном интернет-портале нормативно-правовых актов Хабаровского края» 31.12.2013 г.

Дом также был включен в Краткосрочный план реализации в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013г. № 479-пр» (постановление Правительства Хабаровского края от 29.12.2014г. № 522-пр), согласно которого на 2015 год запланировано проведение работ по:

- ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения;

- ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения;

- ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения;

- ремонту подвальных помещений;

- ремонту фундамента.

Всего по району имени Лазо было включено 74 многоквартирных дома.

Проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов носит плановый характер. Согласно ч 1 ст. 168 ЖК РФ, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Краткосрочные планы, согласно ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, утверждаются в целяхреализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

Таким образом, указанные сроки носят плановый характер и установлены для организации работы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не только Региональным оператором, но и собственниками, органами исполнительной власти Хабаровского края и местного самоуправления.

Основанием же для проведения (в частности, осуществления отбора подрядной организации) капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме согласно ч 1 ст. 189 ЖК РФ является решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, в данном случае орган местного самоуправления принимаетрешение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты

При этом, согласно п. 1 ч. 2. ст. 44 и ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и об использовании денежных средств фонда капитального ремонта принимаются на общем собрании собственников помещений квалифицированным большинством голосов от общего числа голосов собственников, т.е. Региональный оператор не может распоряжаться денежными средствами многоквартирного дома до получения решения, оформленного в соответствии с требованиями ст.ст. 44, 46 и 189 ЖК РФ.

Истец о необходимости принятия данного решения знала.

Краткосрочный план органа местного самоуправления и решение о проведении капитального ремонта, принимаемые органом местного самоуправления, являются различными документами.

Согласно ч. 7 ст. 178 ЖК РФ, методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления, установление обязательных квалификационных требований к руководителю, кандидату на должность руководителя регионального оператора) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Так, согласно п. 6.4. Приложения N 2 к методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минстроя России от 28 января 2016 г. № 41/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности», требования к составу информации, подлежащей включению в предложение о проведении капитального ремонта, установлены частью 3 статьи 189 ЖК РФ и исходят из части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации: срок начала капитального ремонта - указывается региональным оператором в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы (ч. 7 ст.168 ЖК РФ); перечень работ, услуг по капитальному ремонту - указывается региональным оператором в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ); стоимость работ, услуг по капитальному ремонту - указывается региональным оператором с учетом установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации размера предельной стоимости работ, услуг по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из размера минимального взноса на капитальный ремонт (ч. 4 ст. 190 ЖК РФ);объем работ, услуг по капитальному ремонту - указывается региональным оператором в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы, исходя из перечня и стоимости работ, услуг по капитальному ремонту;смета расходов на капитальный ремонт.

Положениями данных методических рекомендаций подтверждается, что Краткосрочный план органа местного самоуправления и решение о проведении капитального ремонта не могут быть одним и тем же документом, так как предложения о проведении капитального ремонта (ч. 3 ст. 189 ЖК РФ), готовятся на основании краткосрочных планов. Органы местного самоуправления принимают решения о проведении капитального ремонта только в том случае, если собственники помещений в многоквартирных жилых домах в течение 3-х месяцев с даты получения таких предложений не примут решение о проведении капитального ремонта.

При этом, такие решения органов местного самоуправления не включают многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решение о проведении капитального ремонта, а краткосрочный план местного самоуправления включает все многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту в соответствующем году.

На настоящий момент ни протокол общего собрания указанного многоквартирного дома, ни решение Администрации <адрес>, касающиеся проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,расположенном по адресу <адрес> адрес Регионального оператора не поступали.

Соответственно, Региональный оператор не имеет права привлечения подрядных организаций для выполнения указанного в исковом заявлении перечня работ до получения надлежаще оформленного протокола общего собрания собственников на проведение работ по капитальному ремонту с принятием решения по всем пунктам Повестки дня в соответствии с ч. 5 ст. 189 ЖК РФ или решения органа местного самоуправления о проведении такого ремонта, принятого в соответствии с предложениями регионального оператора.

Региональный оператор действительно в соответствии с ч. 1 ст. 190 ЖК РФ обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

При этом, в данной статье имеется в виду обязанность Регионального оператора осуществить оплату выполненных работ, а не указание на Регионального оператора как источник средств для оплаты работ по капитальному ремонту.

Так, одной из функций Регионального оператора в соответствии с п. 4 ч, 1 ст. 180 ЖК РФ, является финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Так же, согласно ч.1 ст. 182 ЖК РФ, Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно уведомления, направленного в адрес собственников помещения данного многоквартирного дома через <адрес>, стоимость работ, установленных в программе капитального ремонта и краткосрочном плане составляла: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения - <данные изъяты> руб.; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения - <данные изъяты> руб.; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения -<данные изъяты> руб.; ремонт подвальных помещений - <данные изъяты> руб; ремонт фундамента - для определения цены необходима разработка проектной документации на данный вид работ - <данные изъяты> руб.То есть, не менее <данные изъяты> тысяч рублей.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. по данному дому было начислено взносов на капитальный ремонт на сумму <данные изъяты> руб., оплачено - <данные изъяты> руб.

Таким образом, средств фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома недостаточно для проведения всех указанных видов работ. Требуются дополнительные источники финансирования.

Ни на 2015, ни на 2016 годы, ни в бюджете <адрес>, ни в бюджете края не предусмотрено субсидирования работ по капитальному ремонту за счет краевых или муниципальных средств.

Также в настоящее время банками не предоставляется кредитование Региональному оператору для использования в качестве источника финансирования капитального ремонта кредитных или заемных средств. При этом, кредитование предполагает погашение процентов за пользование кредитными средствами за счет взносов собственников помещений.

Использование (заимствование) средств у других многоквартирных домов, которые также формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и расположены на территории района им. Лазо при существующих условиях оплаты взносов на капитальный ремонт данного дома невозможно в связи с тем. что главным принципом предоставления заимствования является возвратность (ч. 4 ст. 179 ЖК РФ).

При действующих размере взносов и платежеспособности, возвратность заимствованных средств дома составит около 16 лет и 3 месяцев при условии своевременной и полной оплаты взносов, что составляет более половины срока программы капитального ремонта (до 2043 года).

Данный срок не обеспечивает возврата денежных средств для ремонта многоквартирных домов, у которых данные средства могут быть заимствованы, инфляции, а также с учетом необходимости проведения в данном доме согласно Программы капитального ремонта также работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, водоотведения, ремонта крыши, фасада, установки коллективных (общедомовых) ПУ и УУ.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», объем средств, которые Региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование краевой программы (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде и не должен превышать 95 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, или прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.

При этом, согласно ч. 3 ст. 8 указанного закона, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, при этом такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района (городского округа) края.

Таким образом, использование средств других многоквартирных домов на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> возможно только в пределах средств, собранных в <адрес>

В 2015 году исходя из собранных взносов на капитальный ремонт по всем многоквартирным домам, расположенным на территории <адрес> возможно было использовать <данные изъяты> рублей. Из них на ремонт крыш 2-х многоквартирных домов, расположенных по адресам р<адрес> было использовано, согласно поступившим протоколам, <данные изъяты> руб.

В 2016 году исходя из планируемых сборов взносов на капитальный ремонт возможно будет использование <данные изъяты> рублей.

На настоящий момент в адрес регионального оператора поступило 2 протокола на разработку проектной документации на сумму <данные изъяты> руб.

В настоящее время, руководствуясь Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.11.2015 N 381-пр «Об утверждении Порядка использования на возвратной основе средств фондов капитального ремонта одних многоквартирных домов для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах» и Приказом Регионального оператора № 66 от 31.07.2015г., в соответствии с которыми предоставление средств других домов осуществляется при условии возвратности не превышающей 6 лет, собственникам помещений в рассматриваемом многоквартирном доме необходимо на общем собрании принять решение в соответствии со ст. 189 ЖК РФ, в том числе определиться с:

- перечнем и объемом работ, в том числе возможно выбрать первоочередные виды работ, в том числе перенести сроки по тем видам работ, в выполнении которых нет необходимости;

- определить источники финансирования - в случае принятия решения о проведении всех указанных видов работ - принять решение об увеличении взноса на капитальный ремонт до 11,31 руб.

Таким образом, Региональным оператором указанные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут быть проведены после получения надлежаще оформленного протокола общего собрания собственников на проведение работ по капитальному ремонту с принятием решения по всем пунктам Повестки дня в соответствии с ч. 5 ст. 189 ЖК РФ.

Ранее наступления данных условий Региональный оператор не вправе проводить работы по капитальному ремонту указанного дома.

Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд пришёл к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.169, ч.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Таким образом, капитальный ремонт многоквартирного жилого дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений в многоквартирном доме.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ, при этом собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер, что следует из положений ч. 8.1, 8.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.3,4 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

В соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.

В силу ч.4 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

На основании ч.5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

В силу положений ч.1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Согласно ч.ч.2,3,4 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Как указано в ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) смета расходов на капитальный ремонт;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора (ч.6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Многоквартирный <адрес> по<адрес> р.<адрес><адрес> включен в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 года, утверждённую постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 №479-пр. Согласно данной Программе в 2015 году по многоквартирному дому <адрес> должны были бытьпроведены работы покапитальному ремонту общего имущества многоквартирногодома: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт подвальных помещений; ремонт фундамента. Указанный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов на территории Хабаровского края, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2015 году, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2014№522-пр «Краткосрочный план реализации в 2015 году программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-20143 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013№479-пр». Запланированные работы покапитальному ремонту общего имущества спорного многоквартирногодома Региональным оператором в 2015 году не проведены, что обусловлено отсутствием решения собственников помещений спорного многоквартирного дома о проведении капитального ремонта, принятого в соответствии с положениями ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что капитальный ремонт многоквартирного дома производится на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного <адрес> по<адрес> р.<адрес> имени <адрес>, а также в отсутствие решения органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора, принятого в соответствии с ч.6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, доказательств обратного суду не представлено, иск удовлетворению не подлежит.

При этом суд отмечает, что спорный многоквартирный дом в программу капитального ремонта включен, таким образом проведение работ по капитальному ремонту предполагается, определение же конкретного объема и видов работ по капитальному ремонту, сроков его проведения и источников финансирования капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Мироновой ФИО1 к Некоммерческой организации «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 23 мая 2016 года.

Судья / подпись /

Копия верна: судья /С.И. Наконечный/