ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-776/2022УИД740017-01-2022-000448-77 от 22.04.2022 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-776/2022 УИД 74RS0017-01-2022-000448-77 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Максимова А.Е.,

при секретаре Еникеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" о возложении обязанности выполнить обязательные мероприятия по антитеррористической защищенности котельных,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" (ООО "Теплоэнергетик") о возложении обязанности выполнить обязательные мероприятия по антитеррористической защищенности котельной , расположенной по адресу: <адрес>, котельной , расположенной по адресу: <адрес> и котельной , расположенной по адресу: <адрес>, в котором просит:

- обеспечить присутствие на объектах персонала физической защиты;

- привести в соответствие с установленными требованиями основное ограждение объектов по высоте (менее 2,5 м), толщине (изготовлено из металлического профлиста толщиной менее 2 мм), обеспечить наличие верхнего дополнительного ограждения (противоперелазного козырька на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты) и нижнего дополнительного ограждения для защиты от подкопа;

- оборудовать запретную зону;

- обеспечить наличие предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков, обозначающих запретную зону;

- оборудовать контрольно-пропускной пункт для прохода людей и автотранспорта;

- оборудовать объекты в соответствии с присвоенной категорией опасности по периметру территорий системой охранной сигнализации;

- оборудовать охранным освещением периметр территории объектов;

- обеспечить резервное электропитание для периметральной сигнализации, видеонаблюдения, охранного освещения.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ. проверки объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на предмет соблюдения требований антитеррористической защищенности, а также устранения выявленных нарушений по ранее внесенным актам реагирования установлено, что на котельных №,3,5, эксплуатируемых ООО "Теплоэнергетик", которым присвоена категория опасности «низкая», в нарушение требований закона отсутствует персонал физической защиты объекта; основное ограждение объектов менее 2,5 м по высоте; отсутствует верхнее дополнительное ограждение (противоперелазный козырёк на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты) и нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа; отсутствует запретная зона; отсутствуют предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки, обозначающие запретную зону; отсутствует контрольно-пропускной пункт для прохода людей и автотранспорта; отсутствует система охранной сигнализации по периметру территории объекта в соответствии с присвоенной категорией опасности; отсутствует охранное освещение по периметру объектов; отсутствует резервное электропитание для периметральной сигнализации, видеонаблюдения, охранного освещения

Здания котельных являются собственностью Муниципального образования Златоустовский городской округ, переданы органом местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» ответчику по договору аренды, а следовательно, на основании п.п. 1,2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", ответчик обязан финансировать мероприятия по обеспечению безопасности ТЭК за счет собственных средств (л.д. 4-7).

Определением суда 24 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (ОМС «КУИ ЗГО»).

В судебном заседании прокурор Козлова С.Г. на удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «Теплоэнергетик» настаивала. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Казакова Т.Б. пояснила, что указанные в иске нарушения впервые были выявлены в 2020 году, в адрес директора ООО "Теплоэнергетик" вынесено представление. Ответчик факт нарушений не оспаривал, на 2021 год были запланированы соответствующие мероприятия, которые не были проведены со ссылкой на отсутствие денежных средств.

Представитель ответчика Булатова А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Суду представила письменный отзыв (л.д. 126-128), в котором просила признать незаконными и исключить требования об оборудовании запретной зоны и обеспечении наличия предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков, ссылаясь на то, что согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458дсп оборудование запретной зоны для объектов с низкой категорией опасности признается нецелесообразным; также просила признать невозможным срок для исполнения до 31.12.2022г., назначить более длительный срок для исполнения требований прокурора, поскольку расходы на проведение мероприятий не включены в тариф для ООО «Теплоэнергетик», утвержденный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ год. Дополнительно пояснила, что на момент рассмотрения дела арендодатель направил уведомление о расторжении договора аренды, которым котельные переданы ООО «Теплоэнергетик», в связи с чем ООО «Теплоэнергетик» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области.

Представитель третьего лица ОМС «КУИ ЗГО» Гривин Р.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что на момент рассмотрения дела договор аренды является действующим, а следовательно, ответчик ООО «Теплоэнергетик» обязан выполнить все мероприятия по антитеррористической защищенности котельных. Считает, что установка ограждения не относится к капитальному ремонту и по условиям договора аренды должна производится арендатором. Оснований для возложения каких-либо обязанностей по устранению нарушений, указанных в иске прокурора, на ОМС «КУИ ЗГО» не усматривал.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон «О противодействии терроризму») основными принципами противодействия терроризму в РФ являются, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п.п.4 п.2 ст.5 Закона «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Организационно-правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее по тексту – Закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты теплоснабжения и газоснабжения.

Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов (ч.1 ст.5 Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.

Согласно указанному Положению категорирование объектов осуществляется на основании критериев категорирования, которые определяются исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба. В качестве значений показателей критериев категорирования объектов используются значения, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (п.3 Положения).

К низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера (п.4 Положения).

Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию (п.5Положения).

Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п.6 Положения).

Как следует из искового заявления и подтверждается копиями паспортов безопасности объектов ТЭК на котельные №,3, 5, утвержденных директором ООО «Теплоэнергетик» Поповым М.А., спорные объекты ТЭК председателем антитеррористической комиссии - Губернатором Челябинской области отнесены к категории опасности «низкая» (л.д. 5, 15-47).

В силу ст. 6 Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В целях реализации положений Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности).

В п. 13 ст. 2 Закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», указано, что субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно Уставу (л.д. 64-80) ООО «Теплоэнергетик» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п.2.1). Как видно из выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 81-166) общество зарегистрировано с основным видом деятельности «производство пара и горячей воды (тепловой энергии)» (код 35.30.1 ОКВЭД).

Как следует из договора аренды , заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между муниципальным образованием Златоустовский городской округ в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» и ООО «Теплоэнергетик», арендодатель предоставил арендатору в аренду муниципальное имущество, предназначенное для организации в границах ЗГО теплоснабжения, согласно акту приема-передачи, функциональное назначение имущества- теплоснабжение. Договор заключен сроком на 15 лет с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 56-59). В акте приема-передачи (л.д. 60) указаны, в том числе, котельные №,3 и 5.

Анализ вышеприведенных положений нормативно-правовых актов и организационно-правовой документации ответчика позволяет суду прийти к выводу, что содержание помещений и территорий котельных, в том числе приведение их в соответствие с требованиями антитеррористического законодательства, является обязанностью ООО «Теплоэнергетик», владеющего спорными объектами (котельными) на праве аренды.

На этом основании судом отклоняются доводы представителя ответчика о том, что Муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице ОМС «КУИ ЗГО», как собственник имущества, обязано самостоятельно осуществить мероприятия по приведению котельных в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Златоуста вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействию терроризму в котельных №,3 и 5 (л.д. 12-13).

Рассмотрев представление, директор ООО «Теплоэнергетик» Попов М.А. ДД.ММ.ГГГГ. сообщил, что мероприятия на соответствие установленным требованиям основного ограждения объектов по высоте, верхнего дополнительного ограждения (установка противоперелазного козырька на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты) и нижнего дополнительного ограждения для защиты от подкопа, вывеска знаков, обозначающих запретную зону, будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.; контрольно-пропускные пункты для прохода людей и автотранспорта на котельных № и 5 будут оборудованы до ДД.ММ.ГГГГ.; проект охранной сигнализации по периметру объектов будет выполнен до ДД.ММ.ГГГГ., охранное освещение по периметру объектов выполнено, резервное электропитание котельных существует (л.д. 14).

В период с ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Челябинской области проведена плановая выездная проверка субъекта топливно-энергетического комплекса ООО «Теплоэнергетик». В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на трех объектах топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении ООО «Теплоэнергетик» и расположенных по разным адресам, а именно: на объекте - котельная (реестровый номер ) по адресу: <адрес> (л.д. 48-49), на объекте – котельная (реестровый номер ) по адресу: <адрес> (л.д. 50-51) и на объекте – котельная (реестровый номер ) по адресу: <адрес> (л.д. 51-52). Нарушения предложено устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. заместителем прокурора г.Златоуста принято решение о проведении проверки в отношении ООО «Теплоэнергетик» в период с 19 января по ДД.ММ.ГГГГ с целью выявления возможных нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д. 8).

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ. составлены акты (л.д. 9-11), согласно которым во всех трех котельных выявлены следующие нарушения:

1. Персонал физической защиты объекта отсутствует (нарушение п.п. 1, 4 ст. 9 ФЗ-256, п. 4 подп. «а» Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности);

2.Основное ограждение объекта не соответствует установленным требованиям по высоте (менее 2,5 м), отсутствует верхнее дополнительное ограждение (противоперелазный козырек на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты) и нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа (нарушение п.п. 69, 70, подп. «в» п. 75, п.п. 82, 83 Правил, подп. «а», «б» п. 1 Приложения №1 к Правилам);

3. Отсутствует запретная зона (нарушение подп. «б» п. 2 Приложения

№1);

4.Отсутствуют предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки, обозначающие запретную зону (нарушение п. 90 Правил, подп. «д» п. 2 Приложения №1);

5.Отсутствует контрольно-пропускной пункт для прохода людей и автотранспорта) (нарушение п. 3 Приложения №1);

6. Отсутствует система охранной сигнализации по периметру территории объекта в соответствии с присвоенной категорией опасности (нарушение подп. «а» п. 4 приложения №1 к Правилам);

7.Отсутствует охранное освещение по периметру объекта (нарушение п. 13 Приложения №1 к Правилам);

8.Отсутствует резервное электропитание для периметральной сигнализации, видеонаблюдения, охранного освещения (нарушение п. 11 Приложения № 1 к Правилам.

9.Система охранного телевидения не обеспечивает визуальный контроль объекта и прилегающей к нему территории-видеозапись (нарушение пп. «д» п. 8 Приложения №1 к Правилам).

В своих объяснениях ДД.ММ.ГГГГ. директор ООО «Теплоэнергетик» Попов М.А. указал, что запланированные на ДД.ММ.ГГГГ год мероприятия не выполнены в связи с арестом банковских счетов организации (л.д. 55).

ДД.ММ.ГГГГ. директор ООО «Теплоэнергетик» Попов М.А. повторно ссылается на арест банковских счетов, не позволяющий расходовать средства на ведение хозяйственной деятельности, а также на то, что мероприятия по устранению нарушений требуют существенного финансирования, изыскать которое в связи с низкой платежной дисциплиной потребителей коммунального ресурса не представляется возможным (л.д. 54).

Таким образом, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что в установленный срок нарушения, перечисленные в исковом заявлении, подлежат устранению арендатором – ООО «Теплоэнергетик», однако не были устранены в срок, что явилось основанием для обращения прокурора с настоящим иском.

Вместе с тем, суд соглашается с позицией ответчика о том, что оборудование запретной зоны и связанное с ним требование обеспечить наличие предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков, обозначающих запретную зону, не предусмотрено Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности для объектов ТЭК низкой категории опасности (л.д. 129-133), а следовательно, требования прокурора в указанной части не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах на ООО «Теплоэнергетик» следует возложить обязанность:

- обеспечить присутствие на объектах персонала физической защиты;

- привести в соответствие установленным требованиям основное ограждение объектов по высоте (не менее 2,5 м), толщине, обеспечить наличие верхнего дополнительного ограждения (противоперелазного козырька на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты) и нижнего дополнительного ограждения для защиты от подкопа;

- оборудовать контрольно-пропускной пункт для прохода людей и автотранспорта;

- оборудовать объекты в соответствии с присвоенной категорией опасности по периметру территорий системой охранной сигнализации;

- оборудовать охранным освещением периметр территории объектов;

-обеспечить резервное электропитание для периметральной сигнализации, видеонаблюдения, охранного освещения.

Пунктом 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором города в исковом заявлении и в судебном заседании заявлено требование о возложении на ООО «Теплоэнергетик» обязанности выполнить вышеуказанные мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В письменном отзыве ответчик ООО «Теплоэнергетик» просит установить новый срок для выполнения мероприятий, вместе с тем не указывает, какой конкретно срок имеется ввиду. При этом, суд учитывает позицию директора ООО «Теплоэнергетик», изложенную ранее в письменных ответах прокурору города, из которых видно, что обществом самостоятельно были установлены сроки выполнения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ., которые впоследствии не были соблюдены.

С учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, с целью исполнимости судебного решения, суд соглашается со сроками, указанными прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области удовлетворить частично.

Возложить на ООО «Теплоэнергетик» (ИНН , ОГРН ) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить обязательные мероприятия по антитеррористической защищенности котельной , расположенной по адресу: <адрес>, котельной , расположенной по адресу: <адрес> и котельной , расположенной по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить присутствие на объектах персонала физической защиты;

- привести в соответствие установленным требованиям основное ограждение объектов по высоте (не менее 2,5 м), толщине (не менее 2 мм), обеспечить наличие верхнего дополнительного ограждения (противоперелазного козырька на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты) и нижнего дополнительного ограждения для защиты от подкопа;

- оборудовать контрольно-пропускной пункт для прохода людей и автотранспорта;

- оборудовать объекты в соответствии с присвоенной категорией опасности по периметру территорий системой охранной сигнализации;

- оборудовать охранным освещением периметр территории объектов;

- обеспечить резервное электропитание для периметральной сигнализации, видеонаблюдения, охранного освещения.

В удовлетворении требований прокурора города Златоуста Челябинской области о возложении на ООО «Теплоэнергетик» обязанности оборудовать запретную зону, обеспечить наличие предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков, обозначающих запретную зону, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий А.Е. Максимов