ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-777 от 10.12.2018 Буйского районного суда (Костромская область)

дело №2-777

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2018 года

Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Капраловой Е.Л.,

при секретаре Сокоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Ольги Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней С., к МУП ЖКХ Буйского района о признании незаконным отказа в согласовании проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и установки индивидуального отопления в жилом помещении, о возложении обязанности по согласованию проекта на переустройство и (или) перепланировку и установку индивидуального отопления в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнова О.Н., действуя в интересах несовершеннолетней С., обратилась в суд с административным исковым заявлением к МУП ЖКХ Буйского района Костромской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и установки индивидуального отопления в жилом помещении, о возложении обязанности дать согласие на переустройство и (или) перепланировку и установку индивидуального отопления в жилом помещении, указав следующее.

Несовершеннолетняя дочь Смирновой О.Н. - С. имеет в собственности жилое помещение, расположенное на первом этаже четырёхквартирного дома по адресу: <адрес>. В данной квартире, кроме С., зарегистрированы и проживают её родители – Смирнова О.Н. и С.Н.

Квартира , расположенная над квартирой С., оборудована индивидуальным газовым отоплением; другие две квартиры в доме отапливаются от центральной котельной <адрес>. В связи с тем, что высока стоимость услуг по отоплению, а в весенне-осенний период (после окончания отопительного сезона) в квартире холодно и т.п., Смирновы решили оборудовать квартиру индивидуальным газовым отоплением путем отключения квартиры от центральной системы отопления и монтажа в квартире индивидуального отопления с установкой газового котла с закрытой камерой сгорания.

ДД.ММ.ГГГГ было получено согласие всех собственников жилья, проживающих в указанном доме. По требованию администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области в МУП ЖКХ Буйского района были получены технические условия, в соответствии с которыми было произведено обследование технического состояния вентиляционных и дымовых каналов; получено уведомление АО «Газпром газораспределение Кострома» о технической возможности обеспечения газом для работы газового котла; специализированной организацией разработаны соответствующие проекты - переустройства внутренней системы газооборудования квартиры и переустройства системы отопления, в которых содержатся расчеты, чертежи и схемы.

Таким образом, были подготовлены и представлены все необходимые документы. Однако МУП ЖКХ Буйского района отказало в согласовании документов, мотивируя свой отказ, тем, что необходимо представить разрешение администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района на реконструкцию центральной системы отопления и переоборудование квартиры на индивидуальное отопление (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Администрация Центрального сельского поселения Буйского муниципального района отказала выдать разрешение и предложила обратиться в отдел архитектуры (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), где отказались принять документы, пояснив, что вопрос о выдаче разрешения на переустройство системы отопления квартиры относится полностью к компетенции администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района. Смирнова О.Н. вынуждена была обратиться с жалобой в Буйскую межрайонную прокуратуру, которой по результатам проведенной проверки вынесено представление.

ДД.ММ.ГГГГ директор МУП ЖКХ Буйского района сообщил Смирновой О.Н. о том, что в проекте отсутствуют: расчеты схемы теплоснабжения от котельной <адрес>, расчеты влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом; оценка влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения здания в целом; проект перекладки распределительных трубопроводов. По мнению Смирновой О.Н., должностные лица МУП ЖКХ Буйского района не изучали предоставленные проекты, поскольку ответы на все вопросы в проектах содержатся. В частности, указано: «В соответствии с данным расчетом величина количества тепла, необходимого для обеспечения квартиры отоплением и горячим водоснабжением является незначительной в сравнении с поставляемой тепловой энергией на весь дом. Влияние отключения обогревающих элементов квартиры на систему отопления здания в целом минимально, при этом незначительно повышается устойчивость работы системы отопления».

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района отказал в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в связи с отсутствием согласования проектной документации с эксплуатационной организацией.

ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ Буйского района повторно отказало Смирновой О.Н. в согласовании проекта. Данный отказ Смирнова О.Н. считает незаконным, нарушающим права собственника квартиры – С., противоречащим ст.26 ЖК РФ, согласно которой орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя предоставления других документов, кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.24, 26, 27 ЖК РФ Смирнова О.Н., действуя в интересах несовершеннолетней С., просила суд:

признать незаконным решение МУП ЖКХ Буйского района от ДД.ММ.ГГГГ – отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и установки индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>;

обязать МУП ЖКХ Буйского района дать согласие на переустройство и (или) перепланировку и установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по названному адресу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по указанному административному иску прекращено. Дело по заявлению Смирновой О.Н., действующей в интересах несовершеннолетней С., передано на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства (л.д.148-150).

При рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства истица Смирнова О.Н., действуя в интересах несовершеннолетней С., просила: признать незаконным отказ МУП ЖКХ Буйского района в согласовании проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и установки индивидуального отопления в жилом помещении; обязать ответчика согласовать проект на переустройство и (или) перепланировку и установку индивидуального отопления в жилом помещении.

Смирнова О.Н. отрицала наличие в представленной ею ответчику проектной документации недостатков, на которые указаны ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому она считает незаконным отказ ответчика в согласовании проектной документации на переустройство системы отопления квартиры, и полагает, что ответчик обязан согласовать имеющуюся документацию.

По мнению Смирновой О.Н., ответчик предвзято относится к Смирновым, поскольку у других жителей <адрес> при наличии аналогичной проектной документации при разрешении вопроса относительно индивидуального отопления не возникало проблем с ответчиком.

В настоящее судебное заседание истица Смирнова О.Н. и третье лицо С.Н. не явились; извещены о времени и месте проведения заседания надлежаще (л.д.185).

Представитель МУП ЖКХ – Смирнов С.Ю., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении указанного иска; ссылаясь на положения действующего законодательства (л.д.173-181) полагал исковые требования необоснованными; настаивал на наличии в представленной на согласование проектной документации недостатков, перечисленных в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72).

По мнению Смирнова С.Ю., исходя из письма Минстроя России от 15.10.2014 №22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» (л.д.173), разъясняющего порядок перехода на индивидуальное отопление, проектная документация должна быть разработана на реконструкцию системы отопления дома в целом, а не отдельной квартиры (как имеет место быть в сложившейся ситуации), поскольку система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему. Отключение квартиры от централизованного теплоснабжения не должно влечь за собой ухудшения качества услуги теплоснабжения, получаемой другими жителями дома.

Учитывая, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, предусматривают, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается, Смирнов С.Ю. считает, что проект должен содержать:

-расчет, доказывающий, что индивидуальное отопление не нанесет вреда общей системе отопления;

-расчеты, подтверждающие факт того, что отключение отопления в квартире не повлияет на изменение нынешнего состояния отопительной системы дома в целом;

-расчеты, определяющие остаточное потребление тепловой энергии от остальных стояков в системе теплоснабжения;

-заключение о том, что нормы теплогидравлического режима будут соблюдены, и отключение от централизованного теплоснабжения никак не поваляет на общее состояние здания.

О необходимости выполнения названных расчетов, иных мероприятий ответчик указал в технических условиях, изготовленных для истицы. Представленная истицей проектная документация не соответствует техническим условиям, поэтому не была согласована ответчиком.

Смирнов С.Ю. полагает об отсутствии оснований для согласования представленной проектной документации и в связи с тем, что переход на индивидуальное отопление предполагает расторжение договора энергоснабжения, чему препятствует наличие у семьи истицы задолженности (л.д.144) перед МУП ЖКХ Буйского района по оплате жилищно-коммунальных услуг (ст.546 ГК РФ).

Основной причиной невозможности согласования проектной документации в настоящее время, по мнению Смирнова С.Ю., является то, что схема теплоснабжения Центрального сельского поселения Буйского муниципального района предусматривает централизованное теплоснабжение подключенных потребителей и не предусматривает использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирных домах по причине нарушения гидравлического режима тепловых сетей в котельной, нарушения теплоснабжения потребителей, снижения эффективности работы котельных (п.4.8); в Генеральном плане названного поселения не предусмотрено изменение существующей схемы теплоснабжения (п.2.4) (л.д. 121-123, 133-136).

В суд от МУП ЖКХ Буйского района также поступили письменные возражения относительно исковых требований Смирновой О.Н. (л.д.94-99), в которых указано следующее.

Истцу необходимо было выполнить все условия, содержащиеся в технических условиях от ДД.ММ.ГГГГ. Однако не все пункты данных условий выполнены, а именно:

абз.2 п.5 – расчет влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом отсутствует;

абз.3 п.5 – оценка влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения здания в целом отсутствует;

п.6 – отсутствует проект перекладки распределительных трубопроводов (из подвала собственника убрать распределительные трубопроводы, где врезаны стояки, идущие в квартиру , и перенести распределительные трубопроводы в подвальное помещение собственников, пользующихся центральным отоплением, и заизолировать их (схема перекладки прилагается). Технический план неточен. В доме подвальное помещение разделено стенами собственниками дома, которые имеют отдельный вход в подвальное помещение (л.д.99);

абз.2 п.8 – заземление здания и квартиры отсутствует, также, как и проект на него, а для подключения газового котла и безопасной его эксплуатации заземление необходимо;

п.11 – предоставленный истцом протокол не подтверждает согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме на проведение индивидуального газового отопления, так как в протоколе не отражены итоги голосования по названному (второму) вопросу; имеется список лиц, присутствующих на собрании, без указания долевой собственности и итогов голосования по данному вопросу. Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют о том, что либо жители не согласны на перевод квартиры на индивидуальное отопление, либо вопрос не рассматривался, тогда как, без согласия всех собственников отключение квартиры от центрального отопления не допускается;

п.12 – отсутствует проект на наружный газоход от квартиры ;

п.14 – не получено разрешение администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района на реконструкцию центральной системы отопления.

О том, что проектная документация не соответствует выданным техническим условиям и требует доработки, истцу было сообщено в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72).

Письменные возражения представитель ответчика Смирнов С.Ю. поддержал и отметил, что в них указано на большее количество недостатков представленной Смирновой О.Н. на согласование проектной документации, чем в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. Направляя данное письмо, ответчик полагал, что истица исправит хотя бы минимум имеющихся в проектной документации недостатков. Поскольку письмо ответчика оставлено без внимания, и Смирнова О.Н. обратилась в суд, ответчик решил указать на все имеющиеся недостатки.

Представители третьего лица - администрации Буйского муниципального района Костромской области – Киселева О.В., действующая на основании постоянной доверенности, и Смирнов А.Н., действующий на основании доверенности, разрешение иска оставили на усмотрение суда.

Киселева О.В. указала на наличие сложившегося порядка, при котором МУП ЖКХ Буйского района, как единая теплоснабжающая организация, разрабатывает технические условия на отключение квартир от существующей системы отопления и производит согласование проектной документации при её соответствии техническим условиям. Это необходимо для последующего разрешения органом местного самоуправления вопроса о выдаче разрешения на переустройство жилого помещения (установку индивидуального отопления).

Другие участники дела, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Суд, учитывая мнения присутствующих участников дела, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы - настоящего дела, дела №2а-395, заслушав присутствующих участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Действия по отключению жилого помещения от системы центрального отопления многоквартирного дома посредством демонтажа отопительных приборов в силу ч.1 ст.25 ЖК РФ представляют собой замену и перенос инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт, и охватываются понятием переустройства, основания и порядок которого предусмотрены в ст.26 ЖК РФ.

Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно перечню, установленному ч.2 ст.26 ЖК РФ.

В ст.27 ЖК РФ указано, что одним из оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п.1.7.2).

Безопасное переустройство квартиры возможно только на основании данных о техническом состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения могут установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в несущих конструкциях и коммуникациях всего дома.

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 36).

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления и энергоснабжения.

Согласно п.п.«в» п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом…

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя С. является собственницей жилого помещения, расположенного на территории Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области по адресу: <адрес> (л.д.8-14, 198-203). Вместе с ней, как установил суд, в данном жилом помещении проживают её родители – Смирнова О.Н. и С.Н.

Жилой дом, в котором проживают Смирновы, подключен к центральной системе отопления; единой теплоснабжающей организацией является МУП ЖКХ Буйского района (л.д.131-137, 139-142, 167-170).

Намереваясь перейти на отопление квартиры с использованием индивидуального источника тепловой энергии – газового котла, Смирнова О.Н., как законный представитель несовершеннолетней С., обратилась в МУП ЖКХ Буйского района с заявлением о выдаче соответствующих технических условий (л.д.138).

ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ Буйского района разработало технические условия на устройство индивидуального газового отопления в указанном жилом помещении (л.д.25-26), в соответствии с которыми необходимо, в том числе, разработать проект, который должен содержать: -оценку влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения здания в целом; -технические решения с расчетами относительно реконструкции существующей системы теплоснабжения, перенесения транзитных стояков, их изоляции, возможного перекладывания распределительных трубопроводов, стояков и т.п.; -часть (раздел), касающийся системы электроснабжения, заземления (п.п.1-6 технических условий).

Согласно техническим условиям при согласовании проекта необходимо представить протокол собрания на разрешение проведения индивидуального газового отопления, содержащий согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (п.11 технических условий).

Данные технические условия до настоящего времени являются действующими.

В 2018 году в МУП ЖКХ Буйского района для согласования был представлен выполненный в 2017 году в ООО «ПроектСтрой» проект переустройства системы отопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.36-62) и проект переустройства внутренней системы газооборудования квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.9-36) (далее – проект, проектная документация).

Установлено, что представленная проектная документация не была согласована ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ Буйского района направило в адрес Смирновой О.Н. письмо , в котором указано на несоответствие проекта техническим условиям (л.д.72). В частности, ответчик указал на следующие недостатки:

1.в проекте отсутствует лист согласования, подтверждающий факт согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на отключение квартиры от центрального отопления;

2.при разработке проекта должны быть произведены расчеты оценки влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения оставшихся квартир после отключения квартиры ;

3.в проекте не отражена перекладка распределительных трубопроводов (из подвала собственника убрать распределительные трубопроводы, где врезаны стояки, идущие в квартиру , и перенести распределительные трубопроводы в подвальное помещение собственников оставшихся квартир и заизолировать их);

4.отсутствуют проекты на линию электроснабжения и заземления газового котла.

Разработавший проектную документацию С.Н.Н. (директор ООО «ПроектСтрой»), допрошенный в суде по ходатайству стороны истца (л.д.103-105), полагал о соответствии проекта нормативным требованиям. На наличие технических условий, выданных МУП ЖКХ Буйского района, он не обращал внимания, поскольку считает, что наличие технических условий на отключение системы отопления не требуется. Вместе с тем, по мнению С.Н.Н., в проекте имеются ответы на интересующие МУП ЖКХ Буйского района вопросы. В частности, в проекте указано: «В соответствии с данным расчётом, величина количества тепла, необходимого для обеспечения квартиры отоплением и горячим водоснабжением, является значительной в сравнении с поставляемой тепловой энергией на весь дом. Влияние отключения обогревающих элементов квартиры на систему отопления здания в целом минимально, при этом, незначительно повышается устойчивость работы системы отопления» (л.д.49); в проекте имеется схема подключения котла к электросети, в которой указано, как всё подключается (л.д.60) и т.д.

С.Н.Н. пояснил, что при разработке проекта не рассматривался вопрос относительно перекладки распределительных трубопроводов в подвальном помещении дома, поскольку заказчиком было дано проектное задание только относительно квартиры. Кроме того, С.Н.Н. считает, что он не вправе был выполнять проектные работы относительно подвального помещения, поскольку оно является общим имуществом собственников дома.

Суд, со своей стороны, не может согласиться с доводами С.Н.Н. о наличии в проектной документации всех требуемых ответчиком расчетов и схем, поскольку фактически в представленной документации отсутствуют, в частности: мотивированный расчет оценки влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим системы теплоснабжения оставшихся квартир после отключения квартиры (п.5 технических условий и п.2 письма от 31.05.2018 №127(л.д.17-18, 72); решение с мотивированными расчетами относительно перекладки распределительных трубопроводов (п.6 технических условий и п.3 письма от 31.05.2018 №127) (л.д.17-18, 72). Эти расчеты, исходя из письма ответчика от 31.05.2018 №127, не были представлены Смирновой О.Н. и дополнительно к имеющейся проектной документации.

Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491).

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В ходе судебного разбирательства установлено, что документ о согласии всех собственников помещений д., расположенного <адрес>, на согласование проекта не был представлен. Таковым документом не является представленный суду истицей протокол от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным к нему листом регистрации участников общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (л.д.15-16), в связи с отсутствием сведений о конкретном количестве лиц, проголосовавших за перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление.

Исходя из анализа исследованных доказательств, можно сделать вывод о том, что требования технических условий от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не в полном объёме. Следовательно, у ответчика имелись основания для отказа Смирновой О.Н. в согласовании проектной документации.

Частью 15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17.112011 №1514-О-О, норма ч.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Согласно Письму Минстроя России от 15.10.2014 №22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

Постановлением администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области от 30.03.2015 №78 (действующим на момент рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д.193-195, 204) утверждена схема теплоснабжения Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области, которая предусматривает централизованное теплоснабжение подключенных потребителей и не предусматривает использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирных домах по причине нарушения гидравлического режима тепловых сетей в котельной, нарушения теплоснабжения потребителей, снижение эффективности работы котельных (п.4.8) (л.д.132-137).

При таких обстоятельствах (даже при согласовании проектной документации, представленной Смирновой О.Н.) законные основания для перевода квартиры, принадлежащей С., на индивидуальное газовое отопление отсутствуют, что, само по себе, является основанием для отказа в удовлетворении рассматриваемого иска. В сложившейся ситуации отказ ответчика в согласовании проектной документации права и законные интересы собственника жилого помещения не нарушает. При этом, не имеет правового значения для разрешения возникшего спора то обстоятельство, что в доме, в котором расположена квартира С., имеется жильё с индивидуальным газовым отоплением.

Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Смирновой О.Н., действующей в интересах несовершеннолетней С., следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Смирновой Ольги Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней С., к МУП ЖКХ Буйского района о признании незаконным отказа в согласовании проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и установки индивидуального отопления в жилом помещении, о возложении обязанности по согласованию проекта на переустройство и (или) перепланировку и установку индивидуального отопления в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: