ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-777 от 18.02.2011 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-777/2011 г. 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2011 г., г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием:

представителя прокуратуры г. Перми – Зарубина А.С., на основании служебного удостоверения,

заявителя Балакиной М.И. и ее представителя Бакирова Р.Р., на основании ходатайства,

заявителя Скочек М.И. и ее представителя Керженцева А.В., на основании ходатайства,

заявителя Лысцовой В.Г. и ее представителей Королевой Е.А. и Самойловой И.С., на основании ходатайства,

заявителя Постаноговой М.А.,

представителя заинтересованного лица Пермской городской Думы – Ожегова А.В., на основании доверенности от 10.12.2010 г.,

представителя заинтересованного лица Администрации города Перми – Савиновой А.Р., на основании доверенности от 25.12.2009 г.,

представителя заинтересованного лица Управления развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми – Кисляковой О.В., на основании доверенности от 14.12.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Балакиной Маргариты Ивановны, Тарановой Клавдии Ивановны, Постаноговой Муслимы Ахматнуровны, Соловьевой Марии Михайловны, Скочек Марии Ивановны и Лысцовой Веры Григорьевны, о признании правового акта местного самоуправления недействительным в части,

заинтересованные лица: Пермская городская Дума, Администрация города Перми, Управление развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми, Региональная энергетическая комиссия Пермского края, Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края,

У с т а н о в и л:

Балакина М.И., Таранова К.И., Постаногова М.А., Соловьева М.М., Скочек М.И. и Лысцова В.Г., в порядке Гл. 24 ГПК РФ, обратились в суд с заявлением о признании недействующим в части решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 «О внесении изменения в Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг»» (далее решение от 24.11.2009 г. № 286), просили признать недействующим решение Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, в части повышения тарифов на отопление в малоэтажных домах.

Уточнив при подготовке к рассмотрению дела предмет заявленных требований /л.д.165-166/, заявители просят признать недействительным следующие положения решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 «О внесении изменения в Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг»»: пункт 1, в части установления расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг на отопление для 1, 2, 3 и 4-х этажных домов до 1999 года постройки; пункт 2, в части изложения пункта 1 приложения к Решению Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг», в редакции, имеющей подпункты 1.1.1., 1.1.2. и 1.1.3.

В качестве оснований заявленных требований заявители указывают, что оспариваемые положения решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, повлекли существенное повышение размера коммунальной платы за отопление, в т.ч. для 2-х этажных жилых домов до 1999 года постройки с 17.96 руб. за кв.м. в 2009 г. до 37.09 руб. за кв.м. в 2011 г., т.е. более, чем в два раза (на 106.51%), что является нарушением принципа равенства ст. 19 Конституции РФ. Оспариваемые положения решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 противоречат п.п. 10, 13, 16, 20-23, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306. Для изменения тарифов не было законных оснований, поскольку срок действия нормативов – не менее трех лет, в течение которых, нормативы изменению не подлежат (п. 16 Правил), не имело место изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил). При установлении нормативов потребления Пермской городской Думой необоснованно применен расчетный метод, тогда как такой метод мог быть применен только в случае, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (п. 20 Правил). Заявители полагают, что Пермской городской Думой выбран самый простой метод установления нормативов - расчетный, тогда как, имелась объективная возможность для применения аналогового или расчетного методов. При установлении нормативов потребления Пермской городской Думой необоснованно не проведена дифференциация домов в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства (п. 10 Правил). При осуществлении расчета норм потребления, Пермской городской Думой необоснованно использован показатель расчетной температуры воздуха в целях проектирования – 35 градусов (п. 45 Положения).

В судебном заседании заявители Балакина М.И., Постаногова М.А., Скочек М.И. и Лысцова В.Г. на своих требованиях и приведенных в их обоснование доводах, настаивали в полном объеме, просили признать недействующими оспариваемые положения решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286.

Заявитель Балакина М.И. также пояснила, что при применении оспариваемых положений решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, размер платы за коммунальные услуги, в частности за отопление, вырос очень существенно. Для малообеспеченных граждан, которые проживают преимущественно в домах малоэтажной застройки, оплачивать коммунальные услуги стало практически невозможным, что нарушает гарантированное ст. 55 Конституции РФ и ст. 9 Устава Пермского края, ее (заявителя) право на достойную жизнь. Доводы Балакиной М.И. также отражены в письменных объяснениях /л.д.211-212/, которые приобщены к материалам дела.

Заявители Таранова К.И. и Соловьева М.М. в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Представители заявителей Бакиров Р.Р., Керженцев А.В., Королева Е.А. и Самойлова И.С. требования доверителей и приведенные в их обоснование доводы поддержали в полном объеме.

Представитель заявителя Скочек М.И. – Керженцев А.В. также пояснил, что по его мнению, при принятии оспариваемого решения Пермской городской Думы, возможно было допущено нарушение процедуры принятия правового акта местного самоуправления. В настоящее время ст. 157 Жилищного кодекса РФ не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с чем, решение Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 следует признать недействующим.

Представитель заинтересованного лица Пермской городской Думы – Ожегов А.В. с заявленными требованиями не согласен, пояснил, что оспариваемый правовой акт местного самоуправления принят компетентным органом местного самоуправления, с соблюдением установленной процедуры. Полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, на момент принятия решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, были установлены ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Фактически доводы заявителей основаны на их несогласии с решением представительного органа местного самоуправления, что не может являться основанием дл признания решения недействующим. В настоящее время, с учетом изменения редакции ст. 157 Жилищного кодекса РФ, а также того, что законом Пермского края отдельные государственные полномочия по изменению нормативов потребления коммунальных услуг, органам местного самоуправления города Перми не переданы, Пермская городская Дума не может вносить какие либо изменения в нормативы потребления коммунальных услуг, в т.ч. на отопление.

Пермской городской Думой представлены письменные возражения относительно заявленных требований /л.д.93-95/, аналогичного содержания, в которых также указано, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению произведено в целях привидения их в соответствие с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, все расчеты нормативов осуществлены в четком соответствии с названными Правилами.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Перми – Савинова А.Р. с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что именно Администрация города Перми выступила с инициативой принятия оспариваемого правового акта, поскольку имели место указания различных контролирующих органов о необходимости приведения норм потребления коммунальных услуг по отоплению в соответствие с требованиями закона. При разработке проекта оспариваемого решения учитывались все условия, оговоренные в действующем на тот момент законодательстве, в т.ч. проверялась возможность использования аналогового и экспертного методов расчетов. При определении метода расчетов было организовано экспертное исследование, по результатам которого, специалист пришел к выводу об отсутствии возможности применения, помимо расчетного, иных методов установления норма потребления. Считает, что доводы заявителей о нарушении их прав несостоятельны, поскольку расчет норм потребления осуществлен в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, для малообеспеченных слоев граждан РФ предусмотрены различные меры социальной поддержки, в т.ч. при оплате коммунальных услуг, установление норм потребления коммунальных услуг в зависимости от уровня доходов населения, законом не предусмотрено.

Администрацией города Перми представлены письменные возражения относительно заявленных требований /л.д.130-132/, аналогичного содержания.

Представитель заинтересованного лица Управления развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми – Кислякова О.В. с заявленными требованиями не согласна, дала объяснения аналогичные объяснениям представителей заинтересованных лиц Ожегова А.В. и Савиновой А.Р. также указала, что при определении методики расчета нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, изучалась техническая документация на жилые дома, а также состояние обеспеченности жилых домов по городу Перми приборами учета потребления коммунальных услуг по отоплению, в результате такого изучения специалист пришел к выводу о том, что применение аналогового метода невозможно, поскольку отсутствовало достаточное количество приборов учета, кроме того, многоквартирные дома до 1999 года постройки, особенно малоэтажные, имеют различия по материалам из которых они построены (стены, кровля, и пр.), а значит и существенные различия по показателям теплопроводности. С учетом названных обстоятельств, при установлении нормативов был применен дифференцированный подход, в зависимости от этажности и года постройки, чего не было предусмотрено ранее действовавшими нормативами.

Управлением развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми представлены письменные возражения относительно заявленных требований /л.д.126-128/ аналогичные по своему содержанию, возражениям Администрации города Перми.

Заинтересованные лица Региональная энергетическая комиссия Пермского края и Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей для участия в судебном заседании не направили, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей названных заинтересованных лиц.

Региональной энергетической комиссией Пермского края представлен письменный отзыв относительно заявленных требований /л.д.91-92/, согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, установленные оспариваемым решением Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, дифференцируют нормативы потребления в зависимости от этажности и года постройки жилых домов, при этом нормативы изменились как в сторону снижения, так и в сторону увеличения по отношению к действовавшим в 2009 г. Постановлением региональной энергетической комиссии Пермского края от 01.12.2009 г. № 6, установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги для муниципального образования Пермский городской округ на 2010 г. в размере 116.9%, при проверке соблюдения предельного индекса, не было установлено его превышение, максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги составил 116.6%.

В своем заключении представитель прокуратуры Зарубин А.С. полагает, что требования заявителей являются обоснованными и подлежат удовлетворению по заявленным основаниям. По данным основаниям прокуратурой вносилось представление в Пермскую городскую Думу о необходимости приведения решения от 24.11.2009 г. № 286 в соответствие с действующим законодательством, однако данное представление оставлено без удовлетворения. Относительно соблюдения процедуры принятия оспариваемого правового акта местного самоуправления, полагает, что каких либо существенных нарушений требований закона Пермской городской Думой допущено не было, решение принято по вопросам отнесенным ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в редакции действовавшей в тот период времени, к полномочиям органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.

Заслушав объяснения заявителей и их представителей, представителей заинтересованных лиц, заключение представителя прокуратуры, изучив материалы настоящего дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Балакиной М.И., Тарановой К.И., Постаноговой М.А., Соловьевой М.М., Скочек М.И. и Лысцовой В.Г., и признания правового акта местного самоуправления противоречащим закону, в силу следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ № 313-ФЗ).

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (абз. 1 ст. 13 ГК РФ).

В силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 и ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. федеральных законов от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ), жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно п. 1 п. 2 ч. 1 ст. 3 федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:

достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса (п. 1 ч. 1 ст.3);

установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (п. 2 ч. 1 ст.3).

Согласно п. 1, п. 6, п. 7, п. 12 ч. 2 ст. 5 федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ), органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 1 ч. 2 ст. 5);

осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей (п. 6 ч. 2 ст. 5);

устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (п. 7 ч. 2 ст. 5);

привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (п. 12 ч. 2 ст. 5).

В соответствии с п. 3, п. 4, п.п. «д» п. 5, п.п. 19-24, п.п. 44-45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (п. 4).

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п.п. «д» п. 5).

При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 19).

При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:

1) метод аналогов;

2) экспертный метод;

3) расчетный метод (п. 20).

Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями.

Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 21).

Экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.

При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования в домах, в которых проводятся измерения, должна соответствовать правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 22).

Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (п. 23).

Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (п. 24).

Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам (п.44).

Температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта (п.45).

Как установлено судом  , 24.11.2009 г. Пермской городской Думой принят муниципальный правовой акт - Решение № 286 /л.д.8-9/, которым внесены изменения в Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 (ред. Решения Пермской городской Думы от 28.12.2004 г. № 206) «О нормативах потребления коммунальных услуг» /л.д.177-179/, в части установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, в т.ч. постановлено применять для установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление расчетный метод (п. 1 Решения от 24.11.2009 г.), п. 1 приложения к Решению от 23.12.2003 г. № 161 «Отопление» нормативов потребления коммунальных услуг, изложен в новой редакции, согласно которой, установлены нормативы потребления коммунальных услуг на отопление в зависимости от этажности и года постройки многоквартирных домов или жилых домов, в т.ч. п.п. 1.1. «Многоквартирные дома или жилые дома до 1999 года постройки», «п.п. 1.1.1. 1-этажные – 0.0298 Гкал/1 кв.м. общей площади в месяц», «п.п. 1.1.2. 2-этажные – 0.0324 Гкал/1 кв.м. общей площади в месяц», «п.п. 1.1.3. 3-4-этажные – 0.0242 Гкал/1 кв.м. общей площади в месяц».

Решение Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 опубликовано 08.12.2009 г. в печатном средстве массовой информации - Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь, вступило в силу 01.01.2010 г. (п. 4, п. 5 Решения).

При оценке представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что решение Пермской городской Думы от 24.11.2009 № 286 г. принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления городского округа по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определенных ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), ст. 5 федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», ст., ст. 7, 20 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст., ст. 40, 41, 47 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.), с соблюдением процедуры, установленной названными нормативными актами /л.д.182-200/, в т.ч. по инициативе уполномоченного субъекта правотворческой инициативы.

Доводы заявителей и представителя прокуратуры относительно того, что для изменения нормативов потребления коммунальных услуг на отопление у Пермской городской Думы не было законных оснований, поскольку срок действия нормативов – не менее трех лет, в течение которых, нормативы изменению не подлежат, а также не имело место изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.п. 13, 16 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306), суд во внимание не принимает, поскольку в рассматриваемом случае имело место приведение нормативов потребления коммунальных услуг на отопление в соответствие с требованиями действующего законодательства, в т.ч., в соответствие с Правилами установления нормативов потребления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, п. 10 которых, установлена необходимость дифференцирования нормативов потребления коммунальных услуг, в зависимости от различий в конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, чего не было предусмотрено Решением Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг». Данное обстоятельство, подтверждается представленным в судебное заседание письменным требованием Государственной жилищной инспекции Пермского края в адрес главы администрации города Перми от 31.05.2007 г. № 45-01-1067 /л.д.180/. Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161, в части нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, действовало в редакции Решения Пермской городской Думы от 28.12.2004 г. № 206, т.е. ранее установленные нормативы потребления коммунальных услуг на отопление, на момент принятия оспариваемого правового акта местного самоуправления, действовали более трех лет.

По тем же основаниям суд не принимает во внимание доводы заявителей и представителя прокуратуры относительно того, что при установлении нормативов потребления Пермской городской Думой необоснованно не проведена дифференциация домов в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства (п. 10 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306), поскольку, как отмечалось выше, дифференциация домов в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, не была предусмотрена Решением Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг», п. 1 Приложения к которому, разделялись только нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах и общежитиях, оспариваемым правовым актом местного самоуправления впервые введена дифференциация жилых домов в зависимости от этажности и года постройки. При этом суд учитывает то обстоятельство, что п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома, понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики дома, под степенью благоустройства, понимается наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг. В рассматриваемом случае, вопрос о дифференциации домов в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства, при установлении нормативов потребления, являлся усмотрением представительного органа местного самоуправления – Пермской городской Думы, и, как следует из оспариваемого решения, был разрешен путем разделения домов на группы в зависимости от этажности и года постройки, что не противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 и принципам регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, установленным ст. 3 федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Также суд не принимает во внимание доводы заявителей и представителя прокуратуры относительно того, что при установлении нормативов потребления, Пермской городской Думой необоснованно применен расчетный метод, тогда как такой метод мог быть применен только в случае, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (п. 20 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306). К такому выводу суд приходит исходя из того, что при установлении норм потребления коммунальных услуг на отопление, Пермская городская Дума, как представительный орган местного самоуправления, в соответствии с п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, была вправе самостоятельно определить один из методов установления нормативов, исходя из сведений, содержащихся в документах представленных с правотворческой инициативой Администрации города Перми, а также, сведений полученных в период работы над проектом оспариваемого решения.

Как установлено судом, при подготовке проекта оспариваемого решения, Администрацией г. Перми, в т.ч. определении метода установления нормативов потребления, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 5 федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ), была привлечена экспертная организация ООО НПО «Энерготехпроект», экспертами которой были проведены исследования в сфере определения возможности применения той или иной методики установления нормативов потребления, а также, сделан расчет нормативов потребления тепловой энергии для отопления жилого фонда г. Перми. Согласно представленного для обозрения в судебном заседании заключения ООО НПО «Энерготехпроект» от 13.10.2009 г., на основании проведенных исследований, в т.ч. с изучением результатов измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах, изучением технической документации жилищного фонда, специалист пришел к выводу о том, что применение методов аналогов и экспертного, для установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление в г. Перми, на момент исследования, было невозможным, поскольку имевшихся сведений о результатах измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями было недостаточно для применения метода аналогов, для применения экспертного метода отсутствовали данные измерений, а также техническая возможность получить такие данные в г. Перми. При этом эксперт анализировал данные о домах различной этажности, годов постройки и материалов из которых они построены. С учетом изложенных выводов, эксперт посчитал наиболее возможным для установления нормативов потребления применение расчетного метода. При названных обстоятельствах, суд считает, что Пермской городской Думой вариант методики расчета нормативов потребления установлен с соблюдением обязательных условий оговоренных п. 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, в т.ч. при наличии заключения специалиста экспертной организации, а также исходных данных об обеспеченности города внутридомовыми приборами учета потребляемой тепловой энергии, а также сведений о наличии технической возможности провести дополнительные экспертные измерения путем монтажа на соответствующие категории жилых домов приборов учета. Доказательств бесспорно подтверждающих возможность применения при установлении нормативов потребления метода аналогов или экспертного метода (п.п. 21, 22 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306), суду не представлено и не исследовалось. Кроме того, заявителями и представителем прокуратуры не представлено доказательств того, что использование аналогового или экспертного методов установления нормативов, могло привести к уменьшению нормативов потребления (ст. 56 ГПК РФ).

Также суд не принимает во внимание доводы заявителей относительно того, что при применении расчетного метода, Пермской городской Думой необоснованно взяты за основу показатели расчетной температуры воздуха в целях проектирования – 35 градусов по Цельсию. К такому выводу суд приходит с учетом того, что при осуществлении расчета нормативов потребления, в соответствии с п. 44 и п. 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, Пермской городской Думой применены формулы, установленные в разделе II приложения к Правилам, исходные данные о величине tсро - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (- 3.3449 градусов по Цельсию) применены на основании сведений о среднесуточных температурах наружного воздуха за предыдущие 5 отопительных периодов, представленных ГУ «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» /л.д.96/, исходные данные о величине tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования для города Перми (- 35 градусов по Цельсию), применены на основании сведений, имеющихся в СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» принятых Постановлением Госстроя РФ от 11.06.1999 № 45 (ред. от 24.12.2002 г.).

Доводы заявителей о том, что как основание признания оспариваемого правового акта местного самоуправления противоречащим закону, следует учесть то обстоятельство, что оспариваемые положения решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, повлекли существенное повышение размера коммунальной платы за отопление, в т.ч. для 2-х этажных жилых домов до 1999 года постройки с 17.96 руб. за кв.м. в 2009 г. до 37.09 руб. за кв.м. в 2011 г., т.е. более, чем в два раза (на 106.51%), что является нарушением принципа равенства ст. 19 Конституции РФ, суд не принимает во внимание, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг на отопление оспариваемым решением установлены одинаковыми для всех потребителей, при этом дифференцированы в зависимости от этажности и года постройки жилых домов, что не противоречит положениям о порядке расчета нормативов потребления закрепленными разделом II приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, а также положениям ст. 19 Конституции РФ. То обстоятельство, что в связи с принятием и вступлением в силу решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286, для жителей домов 1-4-этажной застройки до 1999 г. и не оборудованных приборами учета расхода тепловой энергии, в т.ч. для заявителей /л.д.14,213-216/ увеличился размер платы за коммунальные услуги в части платы за отопление, не свидетельствует безусловно, о противоречии оспариваемого правового акта местного самоуправления закону, поскольку условие об увеличении платы для названной категории пользователей жилыми помещениями, установлено Правительством РФ, с учетом конструктивных и технических параметров и степени благоустройства домов, что соответствует общим принципам регулирования тарифов и надбавок установленным п. 1 п. 2 ч. 1 ст. 3 федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В рассматриваемом случае реализацию гарантированного ст. 7 Конституции РФ права на создание со стороны государства условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Российская Федерация, как социальное государство, достигает путем установления мер социальной поддержи (субсидий, компенсаций) в отношении малообеспеченных граждан являющихся пользователями жилыми помещениями и/или несущих бремя их содержания, в т.ч., по основаниям, предусмотренным ст. 159 Жилищного кодекса РФ. Иное толкование названных положений Конституции РФ, в силу ст., ст. 17, 19, 54 Конституции РФ, не допустимо, поскольку влечет нарушение прав и свобод других лиц. К аналогичным выводам пришли при работе с обращениями граждан и представлением Прокурора г. Перми заинтересованные лица, в т.ч. Пермская городская Дума, Региональная энергетическая комиссия Пермского края, и д.р. /л.д.17-18,22-23,19-20,21,34-35,64-65,66-67,59-60,203,204,205/.

С учетом изложенных обстоятельств, а также с учетом того, что оспариваемые положения Решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 «О внесении изменения в Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг»»: пункт 1, в части установления расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг на отопление для 1, 2, 3 и 4-х этажных домов до 1999 года постройки; пункт 2, в части изложения пункта 1 приложения к Решению Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг», в редакции, имеющей подпункты 1.1.1., 1.1.2. и 1.1.3., по заявленным и исследованным судом основаниям, не противоречат действующему законодательству, оснований для применения положений ст. 13 ГК РФ не имеется, в связи с чем, заявление Балакиной М.И., Тарановой К.И., Постаноговой М.А., Соловьевой М.М., Скочек М.И. и Лысцовой В.Г., удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Балакиной Маргарите Ивановне, Тарановой Клавдии Ивановне, Постаноговой Муслиме Ахматнуровне, Соловьевой Марии Михайловне, Скочек Марии Ивановне и Лысцовой Вере Григорьевне, в удовлетворении заявления о признании правового акта местного самоуправления недействительным в части, отказать.

Признать не противоречащими федеральному закону или другому нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу, по исследованным в настоящем решении основаниям, следующие положения Решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 г. № 286 «О внесении изменения в Решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг»»: пункт 1, в части установления расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг на отопление для 1, 2, 3 и 4-х этажных домов до 1999 года постройки; пункт 2, в части изложения пункта 1 приложения к Решению Пермской городской Думы от 23.12.2003 г. № 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг», в редакции, имеющей подпункты 1.1.1., 1.1.2. и 1.1.3.

Решение в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий:

Копия верна /судья Егоров Д.С./