Дело № 2-7770/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва восстановлении прав на получение доплаты к пенсии по возрасту и взыскании задолженности по доплате,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, указав, что Кызылский городской суд принял решение ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворив его исковые требования по возобновлению доплаты к пенсии. Ответчик решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполняет.
Просит суд, взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва задолженность по доплате к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по август 2016 года в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Истец на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Д., просила отказать в удовлетворении исковых требований истца, поскольку основания для восстановления доплаты к пенсии по возрасту и взыскании задолженности по доплате к пенсии, отсутствуют. Согласно письменным возражениям на исковое заявление представитель ответчика указала, что Закон Республики Тыва от 22.06.2015 года №91-ЗРТ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Республики Тыва», Указ Главы Республики Тыва от 24.06.2015 г. № 108 «О признании утратившим силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145», постановление Правительства Республики Тыва от 24.06.2015 г. № 312 «О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511» вступили в силу в июле 2015 года, никем не оспорены. Вышеуказанные действия законодателя в полной мере согласуются с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 11.05.2006 г. № 88-0, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления ежемесячных доплат пенсии. При этом не исключается его право изменять размер ежемесячных доплат, в том числе и отменять данные доплаты. Как указал Верховный суд Российской Федерации в Определении от 14 сентября 2005 г. № 18-Г05-8 доплата к государственной пенсии не является конституционной гарантией, и иной государственной гарантией, так как устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно, в связи с наличием дополнительных средств в бюджете субъекта, а не во исполнение требований какого-либо федерального закона. Утратившие силу акты регионального законодательства не представляют право на получение дополнительных доплат пожизненно, то есть бессрочно. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 18 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в редакции от 08 января 1998 года) и статье 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.
Указом Президента Республики Тыва от 03.09.1997 г. №78 (с учетом изменений, внесенных Указом от 24.01.2001 №841) установлены некоторые социальные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва.
Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи спрекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Пунктом 1 Указа Главы- Председателя Правительства Республики Тыва № 145 от 04 мая 2012 года "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Поскольку субъект Российской Федерации самостоятельно определяет круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменяет условия и порядок предоставления таких мер, то вправе принимать в установленном порядке решение об отмене нормативного правового акта, предусматривающего такие меры.
Указом Главы- Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" регламентирован порядок и условия назначения доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой за счет средств бюджета Республики Тыва, и одним из обязательных условий для доплаты является наличие определенного стажа, в частности, для истца этот стаж замещения государственных должностей Республики Тыва должен составлять не менее десяти лет, также необходимо наличие государственных наград Российской Федерации и (или) государственных наград Республики Тыва.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ иск А. к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии, возложении обязанности начислять и выплачивать доплату к трудовой пенсии – удовлетворить частично. Постановлено: взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу А.<данные изъяты> в счет задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии.
Из материалов дела следует, что стаж государственной гражданской службы А. достаточен для установления истцу суммы трудовой пенсии и ежемесячной доплаты.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 5 апреля 2013 г. N7-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов», Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться. Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного Кодекса и означает, в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета. Реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации и должности государственной гражданской службы, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Из содержания статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.
Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение оспариваемыми нормами закона новых расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из содержания Законов Республики Тыва от 4 декабря 2013 г. N2251 ВХ-1 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и от 09 декабря 2014 года №20-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 28 декабря 2015 года №139-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год» следует, что размер внутреннего долга Республики Тыва продолжает быть высоким и во всех случаях превышает запланированный.
В соответствии со ст.130 Бюджетного кодекса РФ и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2014 (приложение №4) и от 29.10.2015 №409 (приложение №4) «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ» Республика Тыва является высокодотационным регионом.
С учетом этого, Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 года №145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года №205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» признан утратившим силу.
Кроме этого, вступившим в законную силу с 13 июля 2015 года и действующим в настоящее время Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года №108 Указ Главы- Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года №145 также признан утратившим силу.
Поэтому доводы истца в части нарушения его прав ответчиком и наличии законных оснований для установления и выплаты доплаты к пенсии государственным служащим Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются не состоятельными.
При таких обстоятельствах следует признать, что у ответчика отсутствуют задолженности перед истцом и не имеется правовых оснований для возобновления доплаты к пенсии, то исковые требования А. к Министерству труда и социальной политике Республики Тыва не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва восстановлении прав на получение доплаты к пенсии по возрасту и взыскании задолженности по доплате, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено- 26 сентября 2016 года.
Судья Л.К. Шулуу
Копия верна Шулуу Л.К.