Дело №2-7776/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года город Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Совиной О.А.
при секретаре Ишбулдиной А.Ф.
с участием представителя истца - помощника прокурора Хабибрахмановой Е.Б.
представителей ответчиков Нафикова Р.Ш., Назаровой Е.Н., Мурзабаевой А.С.
представителя третьего лица Михайловой Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по коллективному обращению жителей Красновосходского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в частности, на автомобильной дороге <адрес> имеются многочисленные повреждения покрытия дорожного полотна, в виде ям и выбоин, отсутствуют обочины и дорожные знаки. Данные недостатки затрудняют движение транспортных средств, нарушают права на безопасность лиц, являющихся пользователями дороги, и создают угрозу жизни и здоровью людей. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 года № 28. В указанный перечень входит и автомобильная дорога <адрес>
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 года № 102 утвержден порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан, который устанавливает правила формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан. Согласно п. 1.2 Порядка объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В соответствии с п. 1.3 Порядка главным распорядителем бюджетных средств Фонда является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Пунктом 3.3 Порядка государственным заказчиком в отношении объектов, относящихся к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения и сооружениям на них, а также связанных с ними работ (проектных работ и работ, связанных с управлением дорожным хозяйством), является подведомственное государственное казенное учреждение, осуществляющее управление дорожным хозяйством, в том числе оперативное управление указанными дорогами.
Уточнив исковые требования, прокурор Иглинского района Республики Башкортостан просил обязать Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан принять меры к устранению нарушений требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и искусственных сооружений, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения, а именно отремонтировать автомобильную дорогу <адрес>. При недостаточности находящихся в распоряжении Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан денежных средств, требующихся для ремонта автомобильной дороги <адрес> субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Хабибрахманова Е.Б. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан – Нафиков Р.Ш. иск не признал, возражение не иск представил в письменном виде.
Представитель ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Назарова Е.Н. с исковым заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, пояснила, что бюджет на 2018 год распределен и освоен, расходы на ремонт дороги <адрес> будут предусмотрены в бюджете на 2019-2021 года.
Представитель ответчика - Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан – Мурзабаева А.С. с исковым заявлением также не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на иск, указав, что главным распорядителем финансовых средств является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Ремонт дороги будет возможен при выделении денежных средств на указанные цели.
Представитель третьего лица АО «Башкиравтодор» Михайлова Г.Н. с уточненным исковым заявлением не согласилась.
Представитель третьего лица Отдела МВД России по Иглинскому району Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на иск в письменном виде.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 11 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включающих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.2 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч.3 ст.26.13 184-ФЗ).
Статьями 8, 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта Российской Федерации, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с наличием финансовой возможности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как указано в п. 12 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под «содержанием автомобильной дороги» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 33 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
В соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 года №102, главным распорядителем бюджетных средств Фонда является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожной деятельности, который на основании стратегических и программных документов, нормативных актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, а также предложений государственного заказчика и администраций муниципальных районов и городских округов осуществляет адресное (пообъектное) распределение бюджетных ассигнований Фонда и формирует проект территориального заказа.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены Государственным стандартом ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 №28. В указанный перечень входит и автомобильная дорога <адрес> протяженностью 51,8 км.
Участок дороги протяженностью 46,0 км имеет асфальтобетонное покрытие, участок с переходным типом покрытия – 5,8 км.
Дорога находится в оперативном управлении ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, ее техническое состояние поддерживается за счет средств, выделяемых на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
По коллективному обращению жителей Красновосходского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что на участке автомобильной дороги <адрес> имеются многочисленные повреждения покрытия дорожного полотна в виде ям и выбоин, отсутствуют обочины и дорожные знаки.
Наличие повреждений дорожного полотна, отсутствие обочин и дорожных знаков на указанном участке автодороги подтверждается актами выявленных недостатков от 03.09.2018 и 03.11.2018 года, фотоматериалами, фототаблицей и не оспаривается сторонами.
Так согласно акту от 03.11.2018 года на проезжей части имеются многочисленные ямы, и выбоины: 50 км + 393 м - яма длиной 2 метра, шириной 1 метр 20 см, глубиной 8 см; 50 км + 387 м - яма длиной 1 метр 20 см, шириной 90 см, глубиной 9 см; 50 км +10 м - яма длиной 3 метра 80 см, шириной 2 метра 10 см, глубиной 10 см; 48 км + 531 м - яма длиной 3 метра, шириной 2 метра 60 см, глубиной 9 см; 48 км + 539 м - яма длиной 2 метра 60 см, шириной 1 метр 30 см, глубиной 9 см; 48 км + 528 м - яма длиной 1 метр 10 см, шириной 70 см, глубиной 6 см; 47 км + 33 м - яма вблизи д. Веселый Иглинского района длиной 1 метр 60 см, шириной 90 см, глубиной 9,5 см; 45 км + 650 м на проезжей части с твердым покрытием асфальт обнаружены многочисленные ямы и выбоины, разрушения покрытия, колейность.
Между тем, согласно требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 ГОСТа.
В силу п. 6.2.1 ГОСТ дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Указанные повреждения покрытия проезжей части, отсутствие обустроенных обочин, дорожных знаков затрудняют движение транспортных средств, нарушают права на безопасность лиц, являющихся пользователями названных автомобильных дорог, и создают угрозу жизни и здоровью людей.
В момент фиксации повреждений спорный участок дороги не был обозначен соответствующими дорожными знаками (временные дорожные знаки, информационные щиты, другие технические средства), предупреждающими участников дорожного движения об опасных условиях движения.
Представление прокурора №62 от 17.05.2018 года об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации ответчиком ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан надлежащим образом не исполнено.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. 3, ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 6 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», суд приходит к выводу о несоответствии указанного участка дороги требованиям государственных стандартов ГОСТ-50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2004.
Между тем, требования данных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, поскольку обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В своих отзывах Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан указывают, что участок <адрес> требует капитального ремонта. При этом впрос финансирования проектных работ по капитальному ремонту автодороги будет рассмотрен в установленном законом порядке при формировании территориального заказа на 2019 – 2021 годы в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Однако действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с наличием финансовой возможности.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2013 № 166 (ред. от 01.08.2018) «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству» реализация мер по обеспечению сохранности автомобильных дорог, планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения является одной из основных задач Гостранса Республики Башкортостан.
Принимая во внимание, что неисполнение Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права участников дорожного движения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении уточненных исковых требований прокурора и возлагает на ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений в области дорожного движения.
С целью обеспечения исполнимости судебного решения суд считает необходимым обязать Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан устранить повреждения покрытия проезжей части дороги в виде ям и выбоин, обустроить обочины и установить дорожные знаки в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-2017, а на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству возложить обязанность по обеспечению выполнения указанных мероприятий путем распределения бюджетных ассигнований дорожного фонда и формирования проекта территориального заказа.
Доводы ответчиков о том, что неудовлетворительное состояние дороги обусловлено недостатком финансирования, а также о том, что каждым из ответчиков предприняты надлежащие меры в пределах компетенции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан устранить повреждения покрытия проезжей части дороги в виде ям и выбоин, обустроить обочины и установить дорожные знаки на участке автомобильной дороги <адрес> в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обеспечить выполнение мероприятий по устранению повреждений покрытия проезжей части дороги в виде ям и выбоин, обустройству обочин и установке дорожных знаков на участке автомобильной дороги <адрес> в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения с 20.11.2018 года.
Судья Совина О.А.