Дело № 2-7779/2014 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г.Ростов-на-Дону 02 декабря 2014 года
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молотиевского А.Г.,
при секретаре Шалгине Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению:
- Бузинова С.П., заинтересованные лица: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» о признании незаконными уведомления и распоряжения об отказе в проведении регистрационных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Бузинов С.П. обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь в нем на следующие обстоятельства.
Бузиновым С.П. 25/09/2014 были сданы в главное управление министерства юстиции Российской федерации по Ростовской области документы по форме № №, для внесения изменений в сведения о юридическим лице - Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», ОГРН №, ИНН №, КПП №.
15/10/2014 заявитель получил от ГУ Минюста РФ по РО уведомление об отказе во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Самого же решения об отказе заявителю предоставлено не было.
Как следует из уведомления, Бузинову С.П. было отказано по основанию, предусмотренному п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с получением ответчиком информации от Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское», о том, что «14 сентября 2014 г. Большой Войсковой Круг не проводился.
Заявитель считает решение об отказе во внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ принятое ответчиком незаконным по следующим основаниям:
- имеется судебная практика о том, что ГУ Минюста РФ по РО не вправе проводить правовую экспертизу предоставленных им документов.
- доказательствами проведения 14/09/2014 ХХ-го Большого Войскового отчетно-выборного круга Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» являются: видеозапись на 2-х дисках МР-3, сообщения в средствах массовой информации газета «<данные изъяты>» № (814) от ДД.ММ.ГГГГ и показаниями множества казаков.
На основании изложенного, заявитель просил суд вынести решение, которым:
- признать незаконным решение ГУ Минюста РФ по РО об отказе во внесение изменений в сведения о юридическом лице - Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»,
- обязать ГУ Минюста РФ по РО внести изменения в сведения о юридическом лице Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское», согласно документам, предоставленным Бузиновым С.П. ДД.ММ.ГГГГ вх. № №
В ходе судебного разбирательства дела, заявитель уточнил требования. В соответствии с уточнениями, заявитель просил суд вынести решение, которым:
- признать незаконными уведомление и распоряжение ГУ Минюста РФ по РО об отказе во внесение изменений в сведения о юридическом лице - Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское»,
- обязать ГУ Минюста РФ по РО внести изменения в сведения о юридическом лице Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское», согласно документам, предоставленным Бузиновым С.П. ДД.ММ.ГГГГ вх. № №
Заявитель Бузинов С.П. в судебном заседании поддержал уточненные требования, дав объяснения аналогичные, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы заявления. Пояснил, что все документы были сданы в Министерство Юстиции, при этом заинтересованное лицо не вправе проводить правовую экспертизу поданных документов, а обязано было внести изменения реестр в отношении Бузинова С.П., являющегося после 14/09/2014 атаманом ВКО «ВВД».
Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление.
Представитель Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, поддержала доводы, изложенные в приобщенных письменных возражениях на заявление. Пояснила, что ГУ Минюста РФ по РО действовало строго в рамках закона, поскольку документы, поданные Бузиновым С.П. в подтверждение того, что указанная организация сменила руководителя не соответствовали Уставу ВКО «ВВД».
Представитель Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» ФИО7, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что Бузинов С.П. пытается занять место атамана ВКО «ВВД» в связи с чем, неоднократно заявлял подобные иски в суд, фактически занимаясь сутяжничеством. Вместе с тем, в определенном в Уставе указанной организации порядке, он занять место атамана не пытался.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 "Об утверждении Административного Регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" определен регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно п. 79 указанного Регламента, по результатам рассмотрения документов уполномоченный специалист готовит заключение и проект распоряжения Минюста России (территориального органа):
- о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации;
- о продлении срока рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации;
- о государственной регистрации некоммерческой организации;
- об оставлении заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения;
- об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.
Пунктом 80 Регламента определено, что в заключении указываются все основания принятия предлагаемого решения, а при обращении в соответствующие государственные органы и организации в экспертный совет отражаются его причины и результаты.
Заключение должно быть согласовано уполномоченным специалистом с руководителем соответствующего структурного подразделения и заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций, курирующим соответствующее направление (руководителем соответствующего структурного подразделения территориального органа).
В соответствии с п. 81 Регламента уполномоченный специалист направляет согласованное в соответствии с п. 80 Административного регламента заключение директору Департамента по делам некоммерческих организаций (заместителю начальника территориального органа, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью) на утверждение, проект распоряжения - на согласование.
Пунктом 84 Регламента определено, что в случае согласия с заключением, заместитель Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, или начальник территориального органа (заместитель начальника территориального органа, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью) подписывает прилагаемый к нему проект распоряжения Минюста России или его территориального органа.
При несогласии указанных должностных лиц с проектом распоряжения они возвращают его с заключением уполномоченному специалисту на доработку с указанием конкретных причин.
Устранение причин возврата проекта распоряжения, его повторное направление на подпись производятся в сроки, исключающие возможность нарушения установленных сроков принятия решения о государственной регистрации.
Подписанное распоряжение Минюста России или его территориального органа передается на регистрацию в отдел документационного обеспечения (соответствующее структурное подразделение территориального органа), который в тот же день направляет копию распоряжения Минюста России (территориального органа) в Департамент по делам некоммерческих организаций (соответствующее структурное подразделение территориального органа).
Согласно п. 89 Регламента, при принятии решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, об оставлении заявления о государственной регистрации без рассмотрения или о приостановлении государственной регистрации уполномоченный специалист:
- вносит информацию об отказе в регистрации некоммерческой организации, об оставлении заявления о государственной регистрации без рассмотрения или о приостановлении государственной регистрации в ведомственный реестр некоммерческих организаций;
- подготавливает и представляет на подпись директору Департамента по делам некоммерческих организаций или начальнику территориального органа (заместителю начальника территориального органа, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью) соответствующее уведомление.
Порядок принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций регулируется положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст.ст. 13.1, 23, 23.1), а также Административным регламентом, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в обязанности уполномоченного специалиста входит не только проверка соблюдения формальных требований закона, предъявляемых к представляемым документам (соответствие перечню, соблюдения порядка оформления), но и достоверность и непротиворечивость сведений. При этом ответственность за достоверность представляемых документов несет заявитель.
25/09/2014 в ГУ Минюста РФ по РО с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, обратился Бузинов С.П., представив помимо заявления о внесении соответствующих изменений, протокол ХХ-го Большого Войскового отчетно-выборного круга ВКО «ВВД» от 14/09/2014, в соответствии с которым Бузинов С.П. избран на должность войскового атамана ВКО «ВВД».
Таким образом, 25/09/2014 в ГУ Минюста РФ по РО поступило заявление по форме № № о внесении изменений в сведения о войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно о прекращении полномочий ФИО1 и возложении полномочий войскового атамана на Бузинова С.П. на основании протокола ХХ-го Большого Войскового отчетно-выборного круга войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» от 14/09/2014.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» во внесении изменений в сведения о войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, документы на которое были представлены 25/09/2014 вх. № 01-20032/2014, отказано.
Вышеуказанные сведения в отношении ВКО «Всевеликое войско Донское» не были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц поскольку в представленных документах имелись недостоверные сведения.
Согласно требованиям ст. 53 Гражданского кодекса РФ, порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами, к которым, согласно требованиям ст. 52 ГК РФ, относится Устав.
В соответствии с пунктами 35, 36 и 50 Устава войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» определен специальный порядок созыва высшего органа управления - Большого Войскового Круга Войска Донского, к исключительной компетенции которого отнесено избрание и досрочное прекращение полномочий войскового атамана.
Согласно п. 35 Устава заседания Войскового Круга созываются советом атаманов не реже одного раза в год, дата созыва и место проведения определяются советом атаманов по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами и Советом при Президенте РФ по делам казачества и утверждаются приказом войскового атамана не менее чем за 2 месяца до его проведения.
В соответствии с п. 36 Устава ответственность за организационное обеспечение заседания Войскового Круга возлагается приказом войскового атамана либо по его поручению первым заместителем (товарищем) войскового атамана на войсковое правление, окружные казачьи общества.
Согласно п. 50 Устава инициаторами выдвижения кандидатуры на должность войскового атамана могут быть совет атаманов по представлению совета стариков или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.
На основании п. 74 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, с целью проверки достоверности представленных заявителем сведений Главным управлением был направлен запрос в войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» о предоставлении информации относительно соблюдения вышеуказанного порядка подготовки Войскового Круга.
В соответствии с информацией представленной ВКО «Всевеликое войско Донское» 14/09/2014 Большой Войсковой Круг не проводился.
Согласно решению Совета атаманов от 17/09/2014 проведение Большого Войскового Круга назначено на 22/11/2014 в городе Новочеркасске.
В соответствии с решением Большого Войскового круга ВКО «ВВД», состоявшегося 8/06/2013, атаманом ВКО избран ФИО1.
Указом Президента Российской Федерации от 7/10/2013 № ФИО1 утвержден атаманом ВКО «ВВД».
Его полномочия до настоящего времени не прекращены.
Соответствующие сведения внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления и ЕГРЮЛ 23/10/2013 и 24/10/2013.
Установив вышеуказанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Бузинова С.П. по следующим основаниям.
Порядок созыва и проведения Большого войскового круга регулируется положениями пп.35-42 Устава ВКО, при этом представители (выборные казаки) делегируются (избираются) на заседаниях высших органов управления окружных казачьих обществ.
Решение о его проведении принимается советом атаманов ВКО не позднее чем за 2 месяца до его проведения.
Принимая во внимание, имеющееся в материалах дела письмо ВКО «ВВД» № 714-ВД/01 о том, что 14/09/2014 Большой Войсковой Круг Войска Донского по выборам войскового атамана не проводился, подтвержденное ответами окружных казачьих обществ на запрос суда о том, что окружными казачьими обществами не делегировались полномочия кому-либо, а также не направлялись выборные казаки на какие-либо мероприятия под руководством Бузинова С.П., суд считает установленным факт того, что 14/09/2014 Большой Войсковой Круг Войска Донского по выборам войскового Атамана не проводился, поскольку пунктами 35, 36 и 50 Устава ВКО «Всевеликое войско Донское» определен специальный порядок созыва высшего органа управления - Большого Войскового Круга Войска Донского, к исключительной компетенции которого отнесено избрание и досрочное прекращение полномочий войскового атамана.
Поскольку приведенными пунктами Устава не предусмотрена процедура проведения в станицах Ростовской области выборов казаков-делегатов для участия в Большом войсковом круге, приобщенные заявителем протоколы выборов, не могут быть расценены судом в качестве доказательств, свидетельствующих о соблюдении Бузиновым С.П. Устава ВКО «ВВД» в части созыва высшего органа управления - Большого Войскового Круга Войска Донского.
Одновременно, суд приходит к выводу, что состоявшееся собрание казаков в городе <адрес> 14/09/2014, о проведении которого имеется объявление в газете «Частная лавочка» от 25/09/2014, не может являться допустимым и надлежащим доказательством проведения Большого войскового круга, поскольку оно не соответствует определенному в Уставе ВКО «ВВД» порядку проведения Большого войскового круга.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ГУ Минюста РФ по РО об отказе во внесении изменений в сведения о войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, документы на которое были представлены 25/09/2014 вх. № 01-20032/2014.
Кроме того, с учетом пояснений заявителя о том, что он оспаривает как уведомление, так и распоряжение, суд усматривает, что фактически Бузиновым С.П. оспаривается решение Минюста России об отказе во внесении изменений в сведения о ВКО «Всевеликое войско Донское», оформленное в соответствии с нормами Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 для вручения заявителю в виде уведомления, а также распоряжение, являющееся внутренним актом Минюста РФ по РО.
Таким образом, установив по делу соответствие вынесенных Главным Управлением Минюста РФ по РО распоряжения и уведомления требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Административному регламенту, утвержденному Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, а также обоснованность их вынесения материалами дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения об отказе во внесении изменений в сведения о войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское», представленных 25/09/2014 вх. № 01-20032/2014.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Бузинова С.П., заинтересованные лица: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» о признании незаконными уведомления и распоряжения об отказе в проведении регистрационных действий - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 08 декабря 2014 года.
Судья Молотиевский А.Г.