ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-777/2022 от 12.07.2022 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 июля 2022 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания: Шеставиной З.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-777/2022 по исковому заявлению Широковой О.А, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, УФК по ЯНАО о взыскании денежных средств, возложении обязанности предоставить для ознакомления документацию, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Широкова О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО о взыскании недовыплаченных денежных средств, возложении обязанности предоставить для ознакомления документацию, компенсации морального вреда. В обоснование требований иска указала, что проходит федеральную государственную гражданскую службу РФ в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в должности начальника отдела защиты прав потребителей. Полагает, что со стороны ответчика допускались нарушения ее трудовых прав в части недоначисления и невыплаты в полном объеме положенного денежного содержания за декабрь 2020г., апрель, май октябрь 2021 года, поскольку не применил ко всем составляющим денежного содержания истца районный коэффициент и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Также по мнению истца неверно ей рассчитаны и выплачены отпускные в мае и октябре 2021 год. В исковом заявлении представила собственный расчет полагающихся выплат за спорные периоды и компенсацию за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ, общий размер недовыплаченных сумм за данные периоды составил: 470 999 рублей 24 копейки, компенсация за задержку выплат в общей сумме 79 766,91 рулей. Также считала, что ответчиком ей недоначислены премии за особо важные и сложные задания, связанные с противодействием коронавирусной инфекции за 2021 год. Она обращалась к работодателю с требованиями предоставить ей документацию о порядке начисления ей денежного содержания и выплат премий, ответчик на ее требования не реагировал, в силу чего она была вынуждена обращаться в государственную инспекцию труда и к прокурору. Требования истца ответчиком по прежнему остались неисполненными. Просила взыскать с ответчика вышеуказанные суммы и компенсации, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет отпускных и премий за 2021 год, предоставить сведения о начислении ей премий за 2019-2020г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Истцом неоднократно уточнялись и увеличивались исковые требования, в окончательном варианте истец просила взыскать с ответчика: недоначисленное и невыплаченное денежное содержание: за декабрь 2020 года в размере 146 300 рублей 85 копейки; за март 2021 года в размере 20 800 рублей; за апрель 2021 года в размере 254 799 рублей 99 копеек, за май 2021 года в размере 85 458 рублей 91 копейка, а всего 507 359 рублей 75 копеек; недоначисленные и недовыплаченные суммы ежемесячных, ежеквартальных и годовых премий за выполнение особо важных и сложных заданий за фактически отработанное время в общем размере 543 831 рубль 27 копеек, из которых 346 785 рублей 66 копеек - взыскать общую сумму по ежемесячным премиям; 95 110 рублей 83 копейки - взыскать общую сумму по квартальным премиям; 45 934 рубля 78 копеек — общую сумму по годовой премии; 56 000 рублей - взыскать сумму премии за особо важные и сложные задания в связи с распространением вируса КОВИД-19 за 2021 год; также просила признать действия ответчика по начислению квартальной премии за особо важные и сложные задания за фактически отработанное время за 1 квартал 2021 года и премий за особо важные и сложные задания за фактически отработанное время за март и апрель 2021 года фиксированной суммой, включающей районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера – незаконными; просила признать назначенные ей фиксированные суммы ежемесячной премии в марте 2021 года в сумме 16 000 рублей, в апреле 2021 года в сумме 61 000 рублей, квартальной премии за 1 квартал 2021 года в размере 135 000 рублей суммами премий без включения в них районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; денежную компенсацию в виде процентов за задержку выплаты денежного содержания на основании ст. 236 ТК РФ в размере 88 175 рублей 77 копеек (из расчета: 28 323 рубля 84 копейки + 14 023 рубля 81 копейка +40 368 рублей 81 копейка +5 459 рублей 31 копейка), рассчитанную исходя из периода задолженности по невыплате мне денежного содержания в полном объеме; взыскать недоначисленную оплату денежного содержания истца на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске в мае 2021 года и октябре 2021 года в общем размере 109 882 рубля 98 копеек; взыскать сумму районного коэффициента, примененного к расчету на общую сумму недовыплаченных премий в 2021 году в размере 271 915 рублей 63 копейки; взыскать сумму процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, примененную к расчету на общую сумму недовыплаченных премий в 2021 году в размере 435 065 рублей 01 копейка; возложить на ответчика обязанность предоставить информацию о характере и назначении выплаченных премиях в 2019 году и 2020 году а также копии приказов о назначенных и выплаченных истцу премиях за период 2019-2020 гг.

В судебном заседании истец на иске настаивала по сованиям, изложенных в исковом заявлении, уточнениях и заявлениях об увеличении исковых требований.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО ФИО3 предстаивтел письменные возражения на иск, в которых исковые требований не признала ввиду отсутствия задолженностей перед истцом по выплате денежного содержания. Сослалась на пропуск истцом срока исковой давности обращения в суд с требованиями за период с 2019г. по 1 квартал 2021 года, просила применить последствия пропуска данного срока. Также указала на нервный расчет, представленный истцом. Также указала, что истец занимала в Управлении должность начальника отдела защиты прав потребителей в соответствии с приказом от -л. Приказом от -л истец уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". С , должностной оклад начальника отдела территориального органа, с учетом произведенных индексаций (Указы Президента РФ от , от ), составляет 6 014 рублей, ежемесячное денежное поощрение - в размере одного должностного оклада (подраздел 2 Указа Президента РФ от ). ФИО1 были установлены следующие надбавки и оклад за классный чин: ежемесячная надбавка (ст. 50 ч.5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") – 20%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы – 105%; выплата за классный чин «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса» - 2 162 руб. (Приложение Указа Президента РФ от ). Таким образом, денежное содержание ФИО1, без учета северной надбавки (80%) и районного коэффициента (50% для федеральных госслужащих), составляет: оклад 6014 руб. + ежемесячное денежное поощрение 6014 руб. + оклад за классный чин 2162 руб. + ежемесячная надбавка (105°о) 6315 руб. = 21 708 рублей. От данной суммы, 21 708 руб., районный коэффициент 50% составляет 10584 руб. (21708х50%), северная надбавка 80% составляет 17 367 руб. (21708х80%.=17 367). Указывает, что денежное содержание ФИО1 при полном месяце работы, составляло 49 928 рублей. Порядок выплаты премий в учреждении установлен приказом от "Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска". Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что порядок премирования в территориальных органах Роспотребнадзора — устанавливается руководителем территориального органа. Порядок премирования госслужащих Управления осуществляется на основании Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, утвержденном приказом руководителя Управления от - 2.8 и 2.9 данного Положения предусмотрено, что все премии в Управлении начисляются фиксированными суммами, включающими в себя районный коэффициент и северную надбавку. И их выплаты осуществляются — по усмотрению руководителя. Пунктом 2.1 Положения указано, что премия не является гарантированной частью денежного содержания. Таким образом, указанные в расчетных листках ФИО1 размеры премий включают в себя районный коэффициент и северную надбавку. В соответствии с п. 3.1 Положения материальная помощь состоит из 1 оклада месячного денежного содержания госслужащего (должностной оклад + оклад за классный чин). Таким образом, размер материальной помощи истца составляет 6014 + 2162 = 8 176 руб. Согласно п. 6.1 Положения единовременная выплата госслужащему состоит из двух месячных окладов денежного содержания. То есть, единовременная выплата к отпуску ФИО1 составляет 16 352 руб. (8176 руб. х 2=16 352 руб.). Сослалась на выдачу истцу всех документов, связанных с работой. Порядок начислений и выплат премий, связанных с «противодействием» КОВИД-19 в 2021 году установлены распоряжением Правительства РФ от - данному распоряжению, выплаты установлены специалистам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, которым истце не привлекалась и не осуществляла никаких мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, как непрофильный сотрудник, (не медицинский работник). В судебном заседании представители ответчика ФИО4, ФИО5, ФИО6, Юнг О.Р., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, доводы, изложенные в письменных возражениях поддержали.

Протокольным поредением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФК по ЯНАО. Представитель соответчика ФИО7 представила письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признала, указав, что в соответствии с. постановлением Правительства Российской Федерации от «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений», пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее — Управление, Роспотребнадзор) с осуществляет следующие полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений согласно приложению М 1 Постановления Правительства (далее - субъекты централизованного учета) по: а) начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению; б) ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности (за исключением ведения бюджетного учета операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчетности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие — государственные (муниципальные) органы. В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на оснований приказов Управления Роспотребнадзора месячное денежное содержание ФИО1 с учетом районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляет 49 928,40 руб. (21 708,00 + 10 854,00 + 17 366,40). В соответствии с пунктами 2.8, 2.9 Положения о премировании в период с января 2021 года по май 2021 года ежемесячная и квартальная премии гражданским служащим выплачивалась в соответствии с приказами Управления Роспотребнадзора фиксированными суммами, включающими в себя районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера. Следовательно, в сумме премии за особо важные и сложные задания за фактически отработанное время предыдущего месяца изначально уже включены районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера. Все гарантии, предусмотренные Федеральным законом от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящие в период служебных отношений ответчиками исполнялись. В судебном заседании представитель соответчика ФИО8, ФИО9. действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, доводы, изложенные в письменных возражениях поддержали.

Третьи лица Прокурата ЯНАО, ГИТ ЯНАО, будучи извещенными надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, представили материалы проверок по обращениям ФИО10

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, материалы внеплановой проверки ГИТ в ЯНАО по обращению ФИО1, материалы проверки Прокуратуры ЯНАО по обращению ФИО1, приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В силу пункта 1 части 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации основной обязанностью работника является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В судебном заседании установлено, что ФИО11 состояла с ответчиком в трудовых отношениях, и занимала должность начальника отдела защиты прав потребителей в соответствии с приказом от -л. С ней был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ от , с дополнительным соглашением к нему от 18.06.2014г.

В соответствии с условиями служебного контракта и дополнительного соглашения, истцу как гражданскому служащему устанавливается Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4058 (по дополнительному соглашению 4780) рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации;. ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 75 (по дополнительному соглашению 105) процентов этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в зависимости от стажа работы гражданского служащего в соответствии с действующим законодательством; выплаты районного коэффициента 50 процентов; других выплат, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами; денежное содержание выплачивается государственному служащему не реже, чем каждые полмесяца, в дни, определенные служебным распорядком; денежное вознаграждение выплачивается путем перечисления на банковский счет служащего.

В соответствии с п.п.8,9 Указа Президента Российской Федерации от "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8 п.п. "р" п.2 Указа Президента Российской Федерации от "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как видно из письма Министерства финансов Российской Федерации от г. , в соответствии со статьей 50 Федерального закона от № 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от М 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от г. .

Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по ЯНАО от -п утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования оказания материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Положение).

Ранее действовало утвержденное Приказом от -п Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службы Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, которое утратило силу с 14.01.2021г.

Вышеприведенные положения являются локальными нормативными актами работодателя и устанавливают порядок стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и работников Управления.

Премирование производится за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с решением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление, а также в целях повышения материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач. Премии выплачиваются в пределах фонда оплаты труда, утвержденного Управлению, с учетом имеющейся экономии.

При определении размера премии основными критериями являются: для гражданских служащих - конкретный вклад в выполнение заданий руководства, оперативность и профессионализм при выполнении должностных обязанностей, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы; для работников - результаты работы.

Решение о выплате и размерах премий гражданским служащим принимается руководителем Управления и оформляется приказом.

В соответствии с п.п.2.8, 2.9 действующего Положения, ежемесячная и квартальная премии гражданским служащим выплачивалась в соответствии с приказами — Управления Роспотребнадзора фиксированными суммами, включающими в себя районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера.

Таким образом, в соответствии с условиями служебного контракта и локальных нормативных актов работодателя, денежное содержание ФИО1 в спорные периоды составляло: должностной оклад государственного гражданского служащего 6014,00 руб.; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы 2 162,00 руб.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы 105% — 6 315,00 руб.; ежемесячное денежное поощрение (ЕДП) (оклад) — 6 014,00 руб.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (20%)1203,00 руб.; районный коэффициент (50%) -10 854,00 руб.; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (80%) - 17 366,40 руб.; итого, месячное денежное содержание с учетом районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составило 49 928,40 руб. Данные размеры содержания истцом не оспаривались.

Истец в своем исковом заявлении оспаривает порядок назначения и выплаты ей ежемесячных, квартальных премий и премий за особо важные и сложные задания, полагая, что при их начислении не учтены районный коэффициент и северная надбавка.

Как уже было указано ранее, исходя из содержания п.п.2.8, 2.9 действующего Положения, ежемесячная и квартальная премии гражданским служащим выплачивались в соответствии с приказами — Управления фиксированными суммами, которые включают в себя районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и начисление данных коэффициентов и надбавок при произведении выплат являлось бы повторным увеличением причитающихся к выплате сумм, что противоречило бы требованиям действующего законодательства, положениям локального нормативного акта и условиям служебного контракта.

В соответствии с п. 3.1 Положения материальная помощь гражданского служащего состоит из 1 оклада месячного денежного содержания госслужащего (должностной оклад + оклад за классный чин). Размер материальной помощи истца составляет 8 176 руб. (6014 + 2162)

В соответствии с п. 6.1 Положения единовременная выплата гражданского служащего состоит из двух месячных окладов денежного содержания. Таким обарзом, единовременная выплата к отпуску ФИО1 должна составлять 16 352 руб. (8176 руб. х 2=16 352 руб.).

Вместе с тем, как следует из представленных ответчиками взаимосогласованных расчетов, копий приказ о премировании, расчетных листков, денежное содержание и материальное стимулирование были начислены и выплачены истцу в размерах и в порядке, предусмотренных нормами действующего законодательства, локального нормативного акта работодателя и условиями служебного контракта.

Довод истца о частичном лишении ее отдельных видов премий за спорный период суд не может принять во внимание в силу следующего.

В целях стимулирования профессиональной деятельности федеральных государственных служащих и в соответствии с пунктами 5, 7, 8, 9 и 10 статьи 50 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указами Президента Российской Федерации от N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" приказом Роспотребнадзора от N 298 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата и руководителям территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек (далее Положение Роспотребнадзора).

В силу положений п.п. 2.4-2.6 Положение Роспотребнадзора, конкретный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы каждому устанавливается приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Основными критериями для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки являются:

профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

сложность, срочность выполняемой работы;

опыт работы по специальности и занимаемой должности;

компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ;

качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и др.)

Ежемесячная надбавка выплачивается одновременно с выплатой денежного содержания за соответствующий месяц.

В соответствии с п. 3.6 Положения Роспотребнадзора, при определении размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий конкретному гражданскому служащему учитываются:

- личный вклад в общие результаты работы по обеспечению функций Роспотребнадзора;

- сложность и важность полученных заданий, качество их выполнения;

- исполнение должностного регламента и соблюдение гражданским служащим служебного распорядка Роспотребнадзора;

- оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы по выполнению особо важного и сложного задания;

- проявленная инициатива при исполнении заданий, наличие предложений по совершенствованию деятельности Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности;

- высокие исполнительская дисциплина и ответственность за результаты деятельности;

- показатели результативности и эффективности осуществления контроля (надзора);

- достижение показателей проектов при осуществлении проектной деятельности в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от N 1050 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 43, ст. 6028);

- фактически отработанное время в периоде, за который производится премирование.

В соответствии с п.п. 2.1-2.6 Положения Управления Ропотребнадзора от 14.01.2021г, премирование гражданских служащих и заместителя руководителя производится за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе связанных с достижением установленных показателей, с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение, исполнения должностного регламента и оформляется приказом по Управлению. Премия не является гарантированной частью денежного содержания.

Выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий может производиться одновременно всем гражданским служащим и заместителю руководителя, либо гражданским служащим отдельных структурных подразделений, а также отдельным гражданским служащим.

Премия может выплачиваться в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих и заместителя руководителя с учетом экономии средств по фонду оплаты труда единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по результатам работ за год.

Решение о ежемесячном премировании гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий принимается руководителем Управления на основании: обоснованного предложения начальника территориального и структурного отдела Управления по премированию гражданских служащих, изложенного в служебной записке, направленной на имя руководителя Управления премирование начальников территориальных отделов и структурных отделов Управления осуществляется на основании предложений заместителя руководителя Управления, представляемых на имя руководителя Управления согласно Приложению ; премирование заместителя руководителя Управления осуществляется руководителем Управления согласно Приложение ; предложения от отдела бухгалтерского учета и отчетности на премирование всего коллектива при наличии экономии средств по фонду оплаты труда (Приложение ).

При определении размера премии конкретному гражданскому служащему учитываются:- личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на территориальный орган и Роспотребнадзор;- степень сложности и важности выполнения гражданским служащим заданий, достигнутых результатов;

- оперативность и профессионализм гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в выполнении обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, должностным регламентом, в подготовке документов, выполнении поручений руководителя территориального органа и Роспотребнадзора;

- исполнение и соблюдение гражданским служащим служебного распорядка Роспотребнадзора;

- проявленная инициатива при исполнении заданий, наличие предложений по совершенствованию деятельности Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности;

- высокие исполнительская дисциплина и ответственность за результаты деятельности

- профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работ по выполнению особо важного и сложного задания.

- показатели результативности и эффективности осуществления контроля (надзора);

- с учетом фактического отработанного времени в период за который производится премирование.

Согласно представленным расчетным листкам, приказам о премировании Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, расчетам Управления Роспотребнадзора по ЯНАО и УФК по ЯНАО, истцу в декабре 2020 г. и в 2021 году осуществлены начисления ежемесячных, ежеквартальных премий и годовых премий: за декабрь ежемесячная премия 6 260,87, квартальная 6 769, премия по итогам года 55 500, ежемесячная 56 000; за январь 2021г. ежемесячная премия 16 000 руб., за февраль 2021г. 16 000 рублей, за март 2021г. ежемесячная премия 16 000 рублей, за апрель 2021г. ежемесячная премия 61 000 рублей, квартальная премия 135 000 рублей; за май 2021г. ежемесячная премия 12 842,11 руб., материальная помощь за счет ФОТ 8 176; июнь 2021г. – квартальная премия 8 205 рублей; за июль ежемесячная премия 25 316,09 рублей; за август 2021г. ежемесячная премия 26 521,74 рублей, за сентябрь 2021г. ежемесячная премия 26 521,74 рублей, квартальная премия 19 269 рублей.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что премии истцу за спорный период были начислены и выплачены на основании правовых актов (решений) представителя нанимателя, вынесенных по результатам оценки профессиональной служебной деятельности государственного служащего, что соответствует требованиям Положения Управления Росоптребнадзора , и не нарушает требований ст.50 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Довод стороны истца о том, что размер ежемесячных и ежеквартальных премий является фиксированным, суд не может принять во внимание в силу следующего.

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

С учетом приведенных выше положений закона выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Материальное стимулирование в данный перечень не входит. Таким образом, указанные выплаты носят поощрительный характер и зависят от достижения определенного положительного эффекта трудовой деятельности конкретного работника.

Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что средства материального стимулирования не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Стимулирующие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что определение размера премий истца осуществлено в пределах компетенции работодателя, исходя из установленных критериев оценки результатов профессиональной деятельности, с учетом объемов проделанной государственным служащим работы.

Отсутствие у истца дисциплинарных взысканий не имеет существенного значения для разрешения настоящего спора, поскольку это не являлось основанием для определения размера стимулирующих выплат.

Относительно заявленных истцом требований о незаконности действия работодателя, связанных с выплатой ей премий за работы в рамках противодействия новой коронавирусной инфекции, суд не находит оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку бюджетные ассигнования, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году имели строго целевое назначение в рамках мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Доказательств того, что истец была привлечена в осуществлению деятельности, связанной с борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) суду не представлено, как следует из положения об отделе защиты прав потребителей, руководителем которого истец являлась в спорный период, условий служебного контракта, такого рода деятельность на входила в круг должностных обязанностей и полномочий истца.

Таким образом, принимая во внимание все установленные обстоятельства, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о правомерности действий ответчика при определении размера ежемесячный выплат истцу с декабря 2020 года по май 2021 года. Процедура установления размера и выплаты премий ответчиком была соблюдена и осуществлена в пределах компетенции работодателя, в силу чего требования истца в этой части не подлежат удовлетворению. Поскольку нарушений требований закона и трудового соглашения при начислении и выплатах денежного содержания истца не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения требований относительно проведения перерасчета оплаты отпусков. Как следует из представленного расчета УФК по ЯНАО, все денежные поощрения и выплаты, произведенные истцу, были учеты при расчете оплаты ежегодных отпусков истца. также отсутствуют основания для взыскания с ответчиков компенсации за несвоевременную выплату денежных средств работнику, поскольку задолженности по выплатам перед истцом не установлено.

Вместе с тем, рассматривая доводы иска относительно незаконности действий ответчика по непредставлению истцу документации, связанной с ее работой, а именно документов о размерах начислений ей денежных поощрений за 2019-2021 г.г., суд находит их заслуживающими внимания в силу следующего.

Из материалов дела, материалов проверкок Прокуратуры ЯНАО, ГИТ ЯНАО, следует, что истец обращалась к работодателю с требованием об ознакомлении ее с документами (приказами) о материальном стимулировании (премировании) истца за 2021 год, а также с расчетными листками март- июнь 2021 года которые ей не были выданы (обращения от 2, ).

Ответом и.о. руководителя Управления от 31.12.2021г. требования истца удовлетворены не были, копии документов о премировании истцу выданы не были.

31.01.2022г. истец снова обратилась к ответчику с требованием об ознакомлении ее с приказами и информацией о премировании и выдачи невыданных ранее расчетных листков за ноябрь-декабрь 2020г. Требования истца в части предоставления документов о премировании, расчете ежемесячных выплат удовлетворены не были.

истец обратилась в комиссию по служебным спорам Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, где она вновь указала на отказ работодателя ознакомить ее с приказами о премировании. Ответом руководителя Управления от 09.02.2022г. истцу сообщено об отсутствии в Управлении комиссии по служебным спорам, требования истца об ознакомлении ее приказами о премировании вновь были проигнорированы.

Как следует из материалов внеплановой проверки ГИТ ЯНАО по обращению ФИО10, истец обращалась в ГИТ ЯНАО и к Прокурору ЯНАО в том числе по факту непредставления ей работодателем расчетных листков и неознакомления истца с приказами о премировании за 2021 год, что повлекло сомнения истца в правильности и обоснованности начисленных ей выплат.

По результатам проведенной Прокуратурой ЯНАО проверки по обращению ФИО10 в действиях руководства Управления установлены нарушения трудового законодательства в части ненадлежащего рассмотрения вышеуказанных обращений истца и неознакомления с документами, касающимися трудовой деятельности ФИО1 у ответчика. в связи с чем, в отношении ответчика решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями истца и представителя ответчика, на момент рассмотрения дела, истца с приказами о премировании ознакомлена не была, копии приказов о премировании истцу не выдавались.

В соответствии со ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними заключен трудовой договор.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии со служебным контрактом.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.

Такие требования норм закона ответчиком исполнены не были, в силу чего, суд считает требования истца о возложении на Управление Роспотребнадзора по ЯНАОР обязанности ознакомить истца с документами, касающимися начисления ей, как работнику, выплат путем выдачи копий приказов о премировании за 2019-2020 годы; копий приказов о премировании по ежемесячным, ежеквартальным, годовой премий, премировании за особо важные и сложные задания за 2021 год – обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Как следует из положений статей 237 и 394 Трудового кодекса, работнику компенсируется моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе незаконным переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями либо увольнением без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения. При этом указанные нормы допускают рассмотрение соответствующего спора и определение размера денежной компенсации морального вреда судом.

Следовательно, в процессе защиты своих трудовых прав работник вправе предъявлять требование о компенсации морального вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) работодателя. При этом работник не лишен возможности обращаться в суд с таким иском уже после разрешения судом индивидуального трудового спора, в том числе и после вступления в законную силу решения суда, которым требование работника о восстановлении нарушенных трудовых прав было удовлетворено.

В соответствии с частью 3 статьи 392 Трудового кодекса, в редакции Федерального закона от N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации", при наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

Из системного толкования статей 3, 131, 151 Гражданского процессуального кодекса следует, что когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, именно заинтересованному лицу в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности принадлежит право выбирать, обращаться ли ему в суд с соответствующим иском одновременно с требованием о защите нарушенных прав или по отдельности.

Принимая во внимание, что истец была лишена возможности ознакомления с информацией о размерах и порядке начисления ей выплат, срок обращения с такими требованием, предусмотренный ч.2 ст. 392 ТК РФ, истцом не пропущен, и заявление ответчика о применении срока исковой данности в данном случае уовлетворению не подлежит.

Нарушение ответчиком трудовых прав истца в части неознакомления ее с документами, касающимися ее трудовой деятельности, установлено в судебном и подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела и материалами проверок, ввиду чего требования истца к ответчику о компенсации морального вреда являются обоснованными.

Суд при определении размера компенсации морального вреда принимает во вынимание, характер самого нарушения, стойкую позицию ответчика не смотря на многократные обращения истца к работодателю, результаты проверок, требования контролирующих органов, и степень последствий, которые данное нарушение повлекло, а именно длительное отсутствие полной и достоверной информации о производимых истцу начислениях послужило основанием для обращения ФИО1 с жалобами в контролирующие органы и в суд. Судом также принимается во внимание длительный период нарушения трудовых прав истца.

Суд приходит к выводу, что данные обстоятельства не могли не оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние истца, факт причинения морального вреда является очевидным, в связи с чем, у истца имеется право на устранение последствий морального вреда в рамках восстановления своих трудовых прав.

С учетом установленных обстоятельств, длительности нарушения прав истца, характера нарушения, вины работодателя, степень понесенных истцом нравственных страданий (переживаний), требований разумности и справедливости, суд оценивает причиненные истцу моральные страдания в сумме 10 000 рублей, и исковые требования истца в данной части считает подлежащими удовлетворению за счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, как непосредственного работодателя истца.

Учтивая, что в действиях соответчика УФК по ЯНАО нарушений трудовых прав истца не установлено, основания для взысканий с данного юридического лица – отсутствуют.

В силу положений со ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО обязанность предоставить Широковой О.А, копии приказов о премировании за 2019-2020 годы; копии приказов о премировании по ежемесячным, ежеквартальным, годовой премий, премировании за особо важные и сложные задания за 2021 год.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в пользу Широковой О.А, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

В удовлетворении исковых требований к УФК по ЯНАО – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 19 июля 2022 года.

Председательствующий Архипова Е.В.

Копия верна:

Председательствующий Архипова Е.В.