ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-778/14 от 09.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

 Решение в окончательной форме изготовлено 09.06.2014

 Дело № 2-778/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 мая 2014 года                         город Мурманск

 Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи     Камерзана А.Н.,

 при секретаре Сизовой Б.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к автономной некоммерческой организации – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» о ликвидации некоммерческой организации,

 установил:

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление юстиции) обратилось в суд с иском к автономной некоммерческой организации – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» (далее АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ») о ликвидации некоммерческой организации. В обоснование иска указано, что Управление юстиции осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций на территории одного субъекта Российской Федерации. АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» была зарегистрирована ИФНС России по городу Мурманску 04 января 2003 года. Вместе с тем, при подаче заявления в УФНС по Мурманской области была допущена ошибка в части наименования некоммерческой организации, так для внесения в ЕГРЮЛ заявлено наименование – АНО – Юридический Центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ». По сведениям ЕГРЮЛ, а также отчетам, представленным в Управление юстиции 28 января 2013 года, адрес ответчика указан: г. Мурманск, пр. ***, д. ***. Однако вся корреспонденция, направляемая в адрес некоммерческой организации, возвращается с отметкой отделения почтовой связи о выбытии и отсутствии адресата по указанному адресу. 12 сентября 2012 года в Управление юстиции поступила копия сообщения директора некоммерческой организации о невозможности получения почтовой корреспонденции по юридическому адресу с просьбой направлять ее по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. ***, кв. ***. Согласно сведениям о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации, адрес директора АНО – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» не соответствует данным, содержащимся в ЕГРЮЛ. Кроме того, пункты 3, 5.15, 5.1.11, 5.4, 7.3 Устава не соответствуют требованиям законодательства. В нарушение требований Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» не представило в Управление юстиции сведения о видах экономической деятельности для государственной регистрации. Управлением юстиции подавались исковые заявления о ликвидации ответчика, вместе с тем, несмотря на установление фактов нарушений законодательства судом, в удовлетворении исков было отказано. 08 февраля 2013 года, а также 25 сентября 2013 года Управлением юстиции в адрес ответчика вынесены письменные предупреждения о недопустимости допущенных нарушений, в соответствии с которыми АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» обязано в установленный срок представить истцу пакет документов для исправления ошибки в части наименования некоммерческой организации, представить пакет документов для регистрации устава в новой редакции с измененными адресами и отдельными его положениями, а также для внесения изменений в ЕГРЮЛ, представить информацию о размещении в сети Интернет или в СМИ отчета (сообщения) о своей деятельности, в объеме сведений, представляемых в Управлением юстиции, представить письменное мотивированное объяснение уполномоченных лиц о причинах неявки на проверку и неисполнения требований уполномоченного органа. Данные требования выполнены не были. 13 мая 2013 года ответчик привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Кроме того, 09 октября 2013 года из телефонного звонка учредителя АНО – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» С.П.В. стало известно, что некоммерческая организация свои функции не осуществляет, в связи с чем он не возражает против ее ликвидации.

 Управление юстиции просит ликвидировать АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ», назначить ликвидатором ответчика М.И.С. и обязать его провести процедуру ликвидации, взыскать с ответчика государственную пошлину.

 В ходе судебного разбирательства представителем истца заявленные требования были изменены в части назначения ликвидационной комиссии в составе учредителей ответчика З.А.Ю., С.П.В., Л.Г.Г.

 Управление юстиции своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в исковом заявлении просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

 Ответчик АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по адресу местонахождения юридического лица, сведения о котором имеются в ЕГРЮЛ, а также по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. ***, кв. ***, между тем судебные повестки возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

 Поскольку Единый государственный реестр юридических лиц предусмотрен в том числе и для обеспечения необходимых условий для реализации юридическим лицом его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, судом извещение ответчика признано надлежащим, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

 Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

 Исследовав материалы гражданского дела, гражданские дела № 2-1904/09, 2-2397/10, суд приходит к следующему.

 20 декабря 2001 года Управлением юстиции выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации № *** о регистрации АНО - Юридический Центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ», при этом УФНС России по Мурманской области в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации в качестве некоммерческой организации АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ».

 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

 Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

 Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий переданы Министерству юстиции Российской Федерации.

 Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 12 мая 2005 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 14 июля 2008 года № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июля 2008 года №143 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации» созданы территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области).

 Согласно подпункту 39 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

 В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» некоммерческие организации предоставляют в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности.

 В ходе рассмотрения Ленинским районным судом г. Мурманска гражданских дел № 2-1904/09, № 2-2397/10 установлено, что ответчиком в установленные законом сроки не были представлены отчеты за 2006-2008 годы по формам ОН0001 и ОН0002, а также допущено непредставление документов для проведения плановой проверки, письменных объяснений о причинах неявки на проверки, и документов для регистрации в Министерстве юстиции символики некоммерческой организации, о чем выносились письменные предупреждения.

 При рассмотрении указанных дел суды пришли к выводу, что выявленных нарушений не было достаточно для принятия решения о ликвидации некоммерческой организации.

 Вместе с тем, 08 февраля 2013 года в адрес ответчика, а также его учредителей Управлением юстиции направлено предупреждение, согласно которому АНО - Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» обязано представить истцу пакет документов для исправления ошибки в части наименования некоммерческой организации, пакет документов для регистрации устава в новой редакции с измененными адресами и отдельными его положениями, а также для внесения изменений в ЕГРЮЛ, представить информацию о размещении в сети Интернет или в СМИ отчета (сообщения) о своей деятельности, в объеме сведений, представляемых в Управлением юстиции, представить письменное мотивированное объяснение уполномоченных лиц о причинах неявки на проверку и неисполнения требований уполномоченного органа.

 Ответчиком данные требования выполнены не были.

 Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского административного округа г. Мурманска от 13 мая 2013 года АНО – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» за невыполнение в установленный срок законного предписания истца привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

 25 сентября 2013 года в адрес ответчика и его учредителей направлено предупреждение Управления юстиции о необходимости повторного предоставления вышеуказанных документов в срок до 26 декабря 2013 года, которое ответчиком вновь не исполнено.

 Кроме того, как следует из представленной телефонограммы от 09 октября 2013 года учредитель АНО – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» ФИО4 пояснил, что предупреждение, вынесенное ответчику им получено, по его информация, некоммерческая организация свои функции не осуществляет с 2012 года свои функции не осуществляет, в связи с чем он не возражает против ее ликвидации.

 Согласно пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 Учитывая, что материалами дела подтвержден тот факт, что АНО – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» неоднократно не представлены сведения, предусмотренные статьёй 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ответчик в настоящее время фактически деятельность не осуществляет, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

 В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).

 По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации.

 Учитывая изложенное, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) относится к полномочиям учредителей некоммерческой организации – ФИО2, ФИО3, ФИО4 либо соответствующего органа управления некоммерческой организацией, которые должны исполнять требования статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика полежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче искового заявления.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области удовлетворить.

 Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» (ОГРН ***) в качестве юридического лица.

 Взыскать с Автономной некоммерческой организации – Юридический центр «ЭГИДА ЗАПОЛЯРЬЯ» государственную пошлину в сумме *** рублей в доход бюджета муниципального образования город Мурманск.

 Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

 Судья                                А.Н. Камерзан