Дело 2-778/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Бессоновка 10 октября 2014 года
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой В.Б.,
при секретаре Михотиной И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в организации изготовления и сооружения памятника (надгробия) на могиле С.В., являющегося Героем Российской Федерации, понуждении к его установлению, возложении обязанности по выделению денежных средств на изготовление и установку надгробия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав на следующие обстоятельства:
23 ноября 2001 года во время боевых действий на территории <данные изъяты> республики погиб его сын С.В. - <данные изъяты> (<адрес>).
Указом Президента РФ № от 12.07.2012 С.В.. присвоено звание Героя России (посмертно).
В соответствии с п.2 ст.9 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» на могиле С.В. как Героя Россииской Федерации должно быть сооружено надгробие установленного Правительством РФ образца за счет средств федерального бюджета.
Изготовление и установка надгробий на могилах Героев России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года № 217 «О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» производится органами исполнительной власти за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из средств федерального бюджета.
В связи с этим они с супругой обращались в органы исполнительной власти с заявлением об установке надгробия на могиле их сына.
Однако, в установке надгробия на могиле сына им было отказано со ссылкой на постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 217, согласно которому надгробие изготавливается и устанавливается на могиле не позднее 18 месяцев со дня смерти. Так как С.В. погиб в 2001 году, то оснований для установки ему надгробия не имеется.
Считает, что отказ в установке надгробия является незаконным, ввиду неправильного толкования положения вышеуказанного нормативного акта. Срок 18 месяцев должен быть использован для изготовления и установки надгробия на могиле погибшего, согласованного с его семьей. Поскольку звание Героя Российской Федерации его сыну было присвоено только через 11 лет после его гибели, то данный срок (18 месяцев после смерти) не имеет правовых оснований. Просил признать незаконным отказ Правительства Пензенской области в организации изготовления и сооружения надгробия на могиле сына, возложении на министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по установке надгробия, возложении на Министерство финансов РФ, Министерство Труда РФ обязанности выделения денежных средств на установку надгробия.
В судебном заседании заявитель ФИО1 свои требования поддержал, просил их удовлетворить. Подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что погибший С.В. его сын, по факту его гибели в 2001 году на территории <данные изъяты> республики только через 11 лет 12 июля 2011 года признан Героем России посмертно. Сын захоронен на кладбище по месту их жительства в <адрес>. В уточнение заявления пояснил, что ими с супругой обжалуется отказ в установке надгробия, какой орган является полномочным в даче такого отказа, он, не будучи юристом, не знает. С данным вопросом обращался в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, получив от них отказ от 30 июля 2013 года и в Правительство Пензенской области, получив и оттуда отказ от 04 августа 2014 года. Отказ какого из этих органов надо обжаловать, чтобы увековечить память сына, как Героя России, он не знает. Он также не знает, в каком порядке должно финансироваться мероприятие по сооружению надгробия, какой орган должен выделять на это деньги. Поэтому просит рассмотреть его заявление на усмотрение суда, определив полномочия привлеченных им в заявлении заинтересованных лиц. В части требования о признании незаконным отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области просит восстановить ему срок для обращения в суд с данным заявлением. Пропуск трехмесячного срока обжалования отказа пропущен по уважительной причине. Они с супругой являются престарелыми людьми, постоянно болеют. Им еще приходится помогать в воспитании и содержании двоих детей погибшего сына, проживающих в другом регионе России. Для этого они несколько раз в год ездят к ним, забирают внуков к себе. Кроме того, в 2013 году они в силу отсутствия юридических познаний, не знали о возможности обжалования полученного ими отказа в суд. Не согласившись с отказом, они продолжали обращаться в различные инстанции: в главк внутренних войск, Администрацию президента, Управление, культуры и архива Пензенской области, в Правительство Пензенской области. По их рекомендации обращались в Администрацию Бессоновского района, где им сначала пообещали помочь в установке надгробия, даже возили смотреть памятники, но потом от всего отказались и сказали, чтобы решали все по закону. После обращения к губернатору Пензенской области им 04 августа 2014 года был снова получен отрицательный ответ, в котором говорилось, что у Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области действительно не было оснований для установки памятника. При этом в устной форме объяснили, что они могут обратиться в суд. Только тогда они и обратились с таким заявлением в суд. Просил признать незаконным отказ полномочного на то органа и обязать соответствующие органы профинансировать установку надгробия.
Представитель Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по доверенности ФИО2 с заявлением не согласилась. Не оспаривая наличия у ФИО1 права на увековечивание памяти погибшего сына, как Героя России, считает, что им пропущен трехмесячный срок обжалования отказа Министерства, поэтому в удовлетворении заявления ему должно быть отказано. Также пояснила, что в соответствии с законодательством организация изготовления и установки надгробия на могилах Героев России на территории Пензенской области входит в полномочия Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области. Данные полномочия могут быть ими исполнены только при наличии финансирования со стороны Министерства финансов Пензенской области. При условии соблюдения 18 - месячного срока установки надгробий, они делают заявку в Министерство финансов области на выделение денежных средств, получают деньги из областного бюджета. После произведенных затрат обращаются в Министерство труда РФ, которое в свою очередь, обращается в Министерство финансов РФ для возмещения понесенных расходов за счет средств федерального бюджета. Из-за нарушения срока установки надгробия Министерство финансов Пензенской области не выделяет средств на установку надгробия на могиле С.В. Не оспаривала место захоронения С.В.
Представитель Министерства финансов РФ по доверенности ФИО3 с заявлением не согласилась. Суду пояснила, что Министерство финансов РФ необоснованно привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. В Министерство никто не обращался по вопросу финансирования организации изготовления и установки надгробия на могиле Героя России С.В. отказа в этом Министерство никому не давало. Заявки о возмещении понесенных на это затрат к ним ни от кого не поступало.
Представитель Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился. От заместителя председателя Министерства ФИО4 поступило письменное заявление о рассмотрении заявления в отсутствие их представителя. В своем отзыве указал, что решение вопросов, указанных в заявлении ФИО1, возложено на Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области. В соответствии с п.1 постановления Правительства Пензенской области от 06.05.2006 № 310-пП «О реализации на территории Пензенской области мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Социалистического труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудов Славы» Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области определен как орган, уполномоченный расходовать средства, выделяемые из федерального бюджета на предоставлением мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан. Согласно п.3 постановления Министерство финансов Пензенской области обеспечивает лишь своевременное зачисление средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставлением мер социальной поддержки героям, на лицевой счет Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, который, в свою очередь, заключает договоры с организациями, предоставляющими Героям услуги на льготных условиях.
Представитель Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился. От представителя Правительства по доверенности ФИО5 поступило письменное заявление о рассмотрении заявления в его отсутствие. Просил принять решение по заявлению ФИО1 на усмотрение суда. В своем отзыве на заявление просил исключить Правительство Пензенской области из числа заинтересованных лиц, так как органом, уполномоченным расходовать средства, выделяемые из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки Героям Российской Федерации, является Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 06.05.2006 № 310-пП.
Представитель Министерства труда России в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне слушания был извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Министерства финансов Пензенской области, Правительства Пензенской области и Министерства труда России.
Выслушав заявителя ФИО1, представителей заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО3, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующему:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе, нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу положений ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является отцом погибшего Героя России С.В.., поэтому вправе принимать участие в вопросах социальной защиты его, как Героя России и увековечении его памяти.
Отказ органов исполнительной власти в организации изготовления и установки надгробия на могиле С.В. ущемляет права погибшего Героя, данные права вправе отстаивать его близкие родственники, в том числе отец - заявитель по делу.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб 23 ноября 2001 года на территории <данные изъяты> республики при выполнении служебно-боевых задач (л.д....). Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года С.В. посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации (л.д....). С.В. похоронен на кладбище в с. <адрес> что не оспаривалось ни одним из участников судебного разбирательства.
Органом, уполномоченным решать вопрос организации изготовления и установки надгробия на могиле Героя России С.В.., является Министерство туда, социальной защиты и демографии Пензенской области, в связи с этим выданный данным органом родителям погибшего Героя России письменный отказ в организации изготовления и установки надгробия на его могиле является действием, ущемляющим право погибшего на увековечение его памяти и препятствующим реализации данного права.
Поскольку с момента получения ФИО1 данного отказа прошло более трех месяцев, им пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенного права.
Вместе с тем, суд считает пропуск данного срока уважительным, а заявление ФИО1 о восстановлении срока подлежащим удовлетворению. За основу вывода об уважительности причин пропуска срока обжалования отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области суд принимает пояснения заявителя, не оспоренные заинтересованными лицами и подтвержденными представленными доказательствами. ФИО1 является человеком преклонного возраста, пенсионером, не обладающим юридическими познаниями. В связи с этим его пояснения о том, что на момент получения данного отказа он не знал о возможности его обжалования в суд, соответствуют действительности. Кроме того, как следует из представленных суду документов, ФИО1 продолжал обжаловать данный ему отказ в другие вышестоящие инстанции, в том числе в Правительство Пензенской области и Администрацию Президента РФ, реализуя свое право на обжалование неправомерного отказа в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, согласно требованиям ст. 254 ГПК РФ. Лишь только получив последний ответ вышестоящего органа - Правительства Пензенской области от 04 августа 2014 года с разъяснениями возможности его обжалования в суд, ФИО1 обратился в суд.
Рассматривая требования ФИО1 суд исходит из следующего:
Заслуги перед государством Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы особо отмечены федеральным законодателем в специальном Законе Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", посвященном вопросам социальной защиты Героев Отечества и увековечения их памяти.
В соответствии состатьей 9 названного Закона сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя России надгробия, установленного Правительством Российской Федерации образца, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" организация изготовления и установки надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы производится органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из средств федерального бюджета. Надгробие изготавливается и устанавливается на могиле не позднее 18 месяцев со дня смерти.
В целях реализации указанных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы совместного ведения, Правительством Пензенской области принято Постановление от 06 мая 2006 года N 31-пП "О реализации на территории Пензенской области мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Социалистического труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы», в соответствии с которым Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области определено как орган, уполномоченный расходовать средства, выделяемые из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки вышеуказанной категории.
В соответствии с п.3 указанного постановления Министерство финансов Пензенской области обеспечивает своевременное зачисление средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки Героям, на лицевой счет Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
В соответствии с Положением о Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 33-пП «Об утверждении положения о Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области» Министерство обеспечивает предоставление мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, предусмотренных статьями 1, 4 - 9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
Из представленного суду письменного отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области за № 01-36/3289 от 30 июля 2013 года следует, что он основан на положениях постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 217 «О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» о том, что надгробие изготавливается и устанавливается на могиле не позднее 18 месяцев со дня смерти.
Данный отказ суд находит противоречащими требованиям закона.
Закон Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" не ограничивает право погибших (умерших) Героев на установление надгробия за счет средств федерального бюджета какими-либо сроками, а срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года N 217, не является пресекательным, не распространяется на обращения заинтересованных лиц по вопросу установления надгробия Герою Российской Федерации, предусмотрен для органов исполнительной власти в целях скорейшей организации увековечения памяти героев.
В связи с этим присвоение погибшему 23 ноября 2001 года С.В.. посмертно звания Героя России через 11 лет после смерти, а именно 12 июля 2012 года не может ущемлять его права на увековечение памяти о нем.
Требования ФИО1 о признании незаконным отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в организации изготовления и сооружения надгробия на могиле С.В. и возложении на этот орган исполнительной власти Пензенской области данной обязанности подлежат удовлетворению.
Что касается письменного ответа Правительства Пензенской области за № К-2540-09-1 от 04 августа 2014 года, то данное письмо суд не расценивает как отказ полномочного органа в увековечении памяти Героя России С.В. и установке на его могиле памятника. Как следует из пояснений заявителя, его обращение в Правительство Пензенской области носило характер обжалования отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в процессе реализации гражданином права на обжалование неправомерных действий по своему усмотрению либо в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Из содержания ответа также следует, что Правительство Пензенской области не принимало решений об отказе в установке памятника на могиле С.В.., а лишь давало суждение о правомерности отказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Учитывая изложенное, а также то, что Правительство Пензенской области не является органом, полномочным решать вопрос об организации изготовления и сооружения надгробия на могилах Героев России, суд считает требования ФИО6 в части признания незаконным отказа Правительства Пензенской области излишне заявленными.
Как следует из постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 года N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" организация изготовления и установки надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы производится органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что препятствием к реализации права погибшего Героя России С.В. является также отсутствие финансирования затрат на организацию изготовления и установки надгробия на могиле.
Из смысла выше приведенных нормативных актов следует, что финансирование по увековечению памяти С.В. в форме изготовления и установки на его могиле надгробия должно осуществляться Министерством финансов Пензенской области с последующие возмещением затрат из средств федерального бюджета.
К данному выводу суд приходит на основании пояснений представителя Министерства труда, социального развития и демографии Пензенской области в суде, из которых следует, что Министерство финансов Пензенской области считает незаконным выделение денежных средств на увековечение памяти С.В. также по причине прошествия более 18 месяцев после его смерти. Данный вывод подтверждается и содержанием отзыва Министерства финансов Пензенской области на заявление ФИО1., из которого усматривается, что решение отраженных в заявлении ФИО1 вопросов возложено на Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, а в их полномочия входит лишь обеспечение своевременного зачисления средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки Героям, на лицевой счет Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Данная позиция Министерства финансов Пензенской области находится в противоречии с положениями постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 года, по смыслу которых выделение средств из федерального бюджета осуществляется в порядке возмещения уже понесенных затрат местными бюджетами, то есть только после финансирования и установки надгробия.
Учитывая, что Министерство финансов Пензенской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, суд считает, что согласно требованиям заявителя о возложении обязанности по финансированию организации изготовления и установки надгробия на могиле С.В. данная обязанность должна быть возложена на министерство финансов Пензенской области.
Рассматривая требования ФИО6 по отношению к заинтересованным лицам - Министерству финансов РФ и Министерству труда РФ, суд считает их излишне заявленными, поскольку данные органы никаких решений, действий и бездействий, препятствующих реализации права погибшего Героя России С.В. на увековечение памяти путем организации изготовления и установки надгробия на его могиле не принимали. На момент рассмотрения данного дела полномочные органы не понесли расходов по организации изготовления и установки надгробия, а потому у них не возникло обязанности по их возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным письменный отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области за № от 30 июля 2013 года в организации изготовления и сооружения надгробия на могиле Героя России С.В., расположенной на территории кладбища в с. <адрес>.
Обязать Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области организовать изготовление и сооружение надгробия на могиле Героя России С.В..
Обязать Министерство финансов Пензенской области выделить денежные средства на организацию изготовления и сооружения надгробия на могиле Героя России С.В. с правом последующего возмещения данных расходов из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья В.Б.Дементьева