Дело №2-778/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2014 года Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи -Тучиной О.В.
при секретаре -Торшиной М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МОУ СОШ №. г.Комсомольска-на-Амуре, финансовому управлению администрации г.Комсомольска-на-Амуре о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МОУ СОШ №. о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В обоснование требований указала, что она работала в должности учителя в МОУ СОШ №51 г.Комсомольска-на-Амуре. 27.05.2013 года она обратилась к директору с заявлением, в котором просила компенсировать ей расходы, связанные с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в период отпуска с последующим увольнением, приложив копии электронных билетов и копию чека на сумму 11829 рублей. В заявлении от 15.07.2013 года она просила компенсировать ей сумму понесенных расходов при переезде уже на 14 915 рублей, приложив подлинники билетов и квитанций. До настоящего времени ответа на указанное заявление не последовало. Просит компенсировать ей расходы, связанные с переездом в г.Краснодар в сумме 14 915 рублей, в которую входит стоимость услуг по оформлению авиабилета в размере 250 рублей, маршрутная квитанция электронного билета на сумму 5 129 рублей, маршрутная квитанция электронного билета на сумму 6 200 рублей, провоз багажа на сумму 3 086 рублей.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 04.02.2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено финансовое управление администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном порядке посредством смс-рассылки по номеру мобильного телефона: <***>, о чем в материалах дела имеется отчет о доставлении смс-сообщения с датой судебного заседания. Согласно представленному заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика МОУ СОШ . в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просил в заявлении рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее представитель ответчика – директор школы ФИО действующая на основании прав по должности и устава школы, не отрицала факт понесенных истцом расходов, связанных с переездом в г.Краснодар, представив при этом суду подлинники проездных документов истца. При этом полагала, что школа не должна компенсировать указанные расходы, поскольку школа финансируется из бюджета и собственных средств не имеет.
Представитель Финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре, действующая на основании доверенности ФИО., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что в данном случае финансовое управление администрации города не может являться надлежащим ответчиком и нести расходы ФИО2, связанные с ее переездом на новое место жительства в г.Краснодар, поскольку истец уволилась из МОУ СОШ №51, в связи с выходом на пенсию, и в период отпуска с последующим увольнением выехала из города. Как следует из сложившейся судебной практики расходы ФИО2 должны быть взысканы с Министерства финансов РФ, либо за счет средств бюджета Хабаровского края, финансирующего за счет субвенций оплату труда работников муниципальных учреждений.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была изложена в новой редакции статья 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях": согласно ее части первой гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1023 г. Комсомольск-на-Амуре и Комсомольский район Хабаровского края, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как установлено ст.313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие со ст.326 ТК РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления.
Согласно ст.1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.3 ст.4 указанного закона гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местного бюджета, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 3 вышеуказанного закона установлено, что гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», гражданам переселяющимся из местностей приравненных к районам Крайнего Севера предусмотрена компенсация расходов, связанных с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и члена его семьи.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что 15.08.1988 года ФИО2 принята на работу в МОУ СОШ . в качестве завуча по учебно-воспитательной работе. До указанного времени истец более 10-и лет работал в муниципальных образовательных учреждениях г.Комсомольска-на-Амуре. 01.12.1997 года МОУ СОШ . переименована в МОУ СОШ .
Как следует из приказа о предоставлении отпуска работникам №14к от 06.05.2013 года, ФИО2 до дня увольнения был предоставлен ежегодный отпуск в период с 01.06.2013 года по 12.08.2013 года.
12.08.2013 года ФИО2 уволена из МОУ СОШ . по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию в соответствии со ст.80 ТК РФ. В период отпуска ФИО2 выехала из г.Комсомольска-на-Амуре в г.Краснодар.
27.05.2013 года ФИО2 обратилась с заявлением к директору МОУ СОШ . об оплате расходов, связанных с переездом на постоянное место жительства в г.Краснодар, приложив копию «маршрутной квитанции» электронного билета и копию чека на сумму 11 829 рублей, которые ей не были оплачены.
15.07.2013 года ФИО2 вновь подала заявление на имя директора школы об оплате расходов, связанных с переездом в ., приложив билеты и квитанции в полном объеме, на общую сумму 14 915 рублей. Ответа на указанные заявления до настоящего времени истцом не получено.
Расходы на проезд от г.Комсомольск-на-Амуре до г.Краснодара на ФИО2 - составили 14 915 рублей, а именно: оформление авиабилета на сумму 250 рублей, стоимость перелета из г.Хабаровска до г.Москва в сумме 6 200 рублей, стоимость перелета из г.Москвы до г.Краснодара в сумме 5 329 рублей, стоимость багажа в сумме 3 086 рублей.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией трудовой книжки, приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №203 от 31.05.2013 года, приказом о предоставлении работникам отпуска №14к от 06.05.2013 года, заявлением от 27.05.2013г., от 15.07.2013 года, проездными документами: посадочным талоном на рейс 136, сообщением Хабаровск-Москва отправлением 12.06.2013 года, маршрутной квитанцией электронного билета на имя ФИО2, посадочным талоном на рейс 0167Х, сообщением Москва-Краснодар, отправлением 12.06.2013 года, маршрутной квитанцией электронного билета на имя ФИО2, квитанцией об оплате услуг оформления авиабилета, квитанциями об оплате багажа.
Уставом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы . предусмотрено, что данное муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного и краевого бюджетов, обеспечивает реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (п.1.2). Учредителем и собственником закрепленного за «Учреждением» на праве оперативного управления имуществом, является муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» (п.1.10). Педагогический работник «Учреждения» имеет право на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам законодательством Хабаровского края, муниципальными правовыми актами, локальными актами «Учреждения» (п.4.9).
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания «Учреждением» осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за «Учреждением» «Учредителем», расходов на уплату налогов, в качестве объектов налогообложения по которым признается соответствующее имущество (п.5.5).
Как следует из положения о финансовом управлении администрации города Комсомольска-на-Амуре, Управление имеет бюджетную смету, финансируется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы, устанавливает порядок исполнения местного бюджета по расходам; устанавливает порядки санкционирования оплаты денежных обязательств; санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита местного бюджета. Финансовое управление обязано, при осуществлении полномочий соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, правовых актов Хабаровского края, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гражданам, переселяющимся их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрена компенсация расходов, связанных с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего.
Работникам бюджетных учреждений, проработавших в этих районах и местностях не менее трех лет, расходы возмещаются в размере 100 % произведенных затрат.
Ответчики не оспаривали тот факт, что истец проработала более трех лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Данное обстоятельство подтверждается также трудовой книжкой ФИО2
Судом установлено, что в настоящее время ФИО2 выехала на постоянное место жительства в г.Краснодар.
В соответствии с п.2 Положения «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета», утвержденного решением ФИО3 от 27 мая 2005 года № 81, прямо не закреплено ограничение на компенсацию расходов на переезд в связи с расторжения только такого трудового договора, то есть для реализации права гражданина на компенсацию названных расходов необходим факт его работы по трудовому договору в организации, расположенной в г. Комсомольске-на-Амуре и финансируемой из местного бюджета.
Гарантии и компенсации лицам, проживающим в местности, приравненной к районам Крайнего Севера установлены законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что МОУ СОШ . не выделялись из бюджета г.Комсомольска-на-Амуре денежные средства на возмещение расходов, связанных с переездом, следовательно, гарантии и компенсации работников данного учреждения являются расходными обязательствами муниципального образования.
На основании изложенного исковые требования в размере 14 915 рублей подлежат удовлетворению за счет казны городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», представительство интересов которой осуществляет финансовое управление администрации г.Комсомольска-на-Амуре, поэтому требования истца к ответчику МОУ СОШ . удовлетворению не подлежат.
Доводы финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре о том, что расходы ФИО2, связанные с выездом из г.Комсомольска-на-Амуре на новое место жительства в г.Краснодар, должно нести Министерство финансов РФ, поскольку ФИО2 уволилась из МОУ СОШ №51, в связи с выходом на пенсию, либо финансовое управление Хабаровского края, финансирующее оплату труда работников муниципальных учреждений, не принимаются судом во внимание, как основанные на неверном толковании норм законодательства.
Истец при подаче искового заявления, вытекающего из трудовых отношений, освобождается от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.333.36 НК РФ, в связи с чем уплаченная ею государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит возврату из бюджета органом федерального казначейства, в соответствии со ст.333.40 НК РФ.
При этом в соответствии с п.п.19 п.1 ст.336.36 НК РФ ответчик также освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194– 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к МОУ СОШ . г.Комсомольска-на-Амуре, финансовому управлению администрации г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, – удовлетворить частично.
Взыскать с финансового управления администрации г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края за счет средств муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в пользу ФИО1 расходы, связанные с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 14 915 рублей.
Инспекции федеральной налоговой службы РФ по г.Комсомольску-на-Амуре возвратить ФИО1 уплаченную при обращении в суд с иском государственную пошлину в сумме 600 рублей 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МОУ СОШ . г.Комсомольска-на-Амуре – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца.
Судья О.В.Тучина