ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-779/13 от 15.04.2013 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-779/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Гребенкиной Е.Л., с участием:

представителя Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., действовавшего на основании доверенности с полным объемом полномочий от 15 марта 2013 года № 4/779-13,

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью авиационной компании «Камчатские авиалинии» ФИО1, действовавшего на основании доверенности с полным объемом полномочий от 08 апреля 2013 года сроком действия на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камчатского транспортного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью авиационной компании «Камчатские авиалинии» об устранении допущенных нарушений,

установил:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью авиационной компании «Камчатские авиалинии» (далее по тексту ООО АК «Камчатские авиалинии» либо Общество), в котором просил обязать ответчика обеспечить охрану границ территории аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих требований прокурор указал на то, что вопреки требованиям законодательства Российской Федерации охрана границ территории аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не осуществляется (л.д. 4-7).

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования путем замены слова «обеспечить» на «организовать» (л.д. 53).

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель Общества ФИО1 иск не признал, указывая на то, что ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не имеет обученного и аттестованного персонала для охраны территории аэропорта Авачинский, отсутствует приказ Министерства транспорта Российской Федерации, определяющий количество постов для обеспечения охраны территории указанного аэропорта. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 42 не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности по организации охраны границ территории аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (л.д. 84-86).

Третье лицо, не заявлявшее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» своего представителя в суд не направило, поскольку в лице своего Приморского филиала просило о рассмотрении дела в его отсутствие, указывая на то, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, указанный прокурор трехмесячный срок достаточен для исполнения решения суда (л.д. 67-68, 74).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное заседание было проведено в отсутствие представителя третьего лица.

Изучив иск, выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства дела по представленным и оцененным по правилам статьи 67 ГПК РФ доказательствам, которые отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ) авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ВК РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством, в том числе предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (пункт 2 статьи 84 ВК РФ).

В силу пункта 6 статьи 84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 42, определено, что организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Согласно пункту 4 названных Правил охрана границ территории (периметра) аэропорта в отношении аэропортов, не являющихся международными, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

В соответствии с пунктом 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 192, перечень объектов охраняемых ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, а также вносимые в него изменения, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В силу пункта 802 Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 83, аэропорт Авачинский ООО АК «Камчатские авиалинии» подлежит охране подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

В судебном заседании на основании устава Общества, свидетельства о государственной регистрации предприятия от 14 ноября 2001 года, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года от 20 декабря 2002 года, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения от 13 января 2005 года и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 23 июня 2005 года № 5-1 установлено, что ООО АК «Камчатские авиалинии» является лицом, осуществляющим эксплуатацию аэропорта Авачинский (л.д. 9, 10, 11, 12-13, 14-24).

Согласно письму генерального директора Общества от 06 февраля 2012 года исх. № 205 и отзыва третьего лица охрана границ территории (периметра) аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» до настоящего времени не осуществляется (л.д. 8).

При таких обстоятельствах дела, исходя из приведенных выше требований закона, иск Камчатского транспортного прокурора к ООО АК «Камчатские авиалинии» подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Причин не согласиться со сроком указанным прокурором у суда не имеется, поскольку из сообщения ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» следует, что он является достаточным для исполнения решения суда.

Довод ответчика о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 42 не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности по организации охраны границ территории аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», является несостоятельным.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, то есть имеющие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Согласно статье 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, изданные на основании и во исполнение федеральных законов, неотмененные Президентом Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Поэтому Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 42, изданным во исполнение пункта 6 статьи 84 ВК РФ, опубликованным в «Собрании законодательства Российской Федерации» 07 февраля 2011 года, а также в «Российской газете» 08 февраля 2011 года и не отмененным до настоящего времени, обязательны для исполнения ответчиком.

Кроме того, обязанность ответчика организовать охрану границ территории аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» прямо следует из пункта 6 статьи 84 ВК РФ.

Ссылки Общества на то, что ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не имеет обученного и аттестованного персонала для охраны территории аэропорта Авачинский, а также на то, что отсутствует приказ Министерства транспорта Российской Федерации, определяющий количество постов для обеспечения охраны территории указанного аэропорта, не имеют юридического значения для разрешения иска Камчатского транспортного прокурора к ООО АК «Камчатские авиалинии».

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом государственная пошлина подлежит зачислению в соответствующий бюджет, которым в силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации является местный бюджет.

Камчатский транспортный прокурор на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче своего иска.

Доказательств того, что ответчик подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, суду представлено не было.

Поскольку Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика в размере, в котором её должен был уплатить истец – физическое лицо (см. Обзор судебной практики Камчатского краевого суда по применению положений главы 25.3 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации районными суда Камчатского края при рассмотрении гражданских дел в 2011-2012 годах).

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Камчатского транспортного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью авиационной компании «Камчатские авиалинии» об устранении допущенных нарушений удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью авиационную компанию «Камчатские авиалинии» организовать охрану границ территории аэропорта Авачинский силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью авиационной компании «Камчатские авиалинии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2013 года.

Председательствующий

(подпись)

Д.П. Федорцов

Копия решения, не вступившего в законную силу, верна.

Судья

Елизовского районного суда Камчатского края Д.П. Федорцов