ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-779/16 от 25.04.2016 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2016 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Исаковской Э.Л.

при секретаре Иосифове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 779/16 по иску прокурора Одоевского района Тульской области, действующего в интересах Ткача Г.Е., к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Одоевского района Тульской области, действующий в интересах Ткача Г.Е., обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что отец Ткача Г.Е. – Ткач Е.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Мать Ткача Г.Е.- Винокурова О.В. – решением Одоевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. лишена в отношении сына родительских прав. Постановлением главы муниципального образования «Одоевский район» Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. за ткачом Г.Е. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно справке ОНД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом по адресу: <адрес>, полностью уничтожен пожаром, происшедшим ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением министерства труда и социальной защиты тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. -р Ткач Г.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ позиция Ткача Г.Е. в названном списку . С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ткач Г.Е. обучался в ГОУ СПО ТО «Тульский технико-экономический колледж имени А.Г.Рогова» по очной форме обучения. В настоящее время Ткач Г.Е. не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться. На основании изложенного, просить суд обязать исполнительный орган субъекта РФ – правительство Тульской области в лице Министерства труда и социальной защиты за счет средств бюджета Тульской области предоставить Ткачу Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда тульской области, в виде отдельной квартиры общей площадью, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Тулы Мишенчук М.Е. уточнила исковые требования, просит суд обязать исполнительный орган субъекта РФ – правительство тульской области в лице Министерства труда и социальной защиты за счет средств бюджета Тульской области предоставить Ткачу Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда тульской области, в виде отдельной квартиры общей площадью, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека до ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, в чьих интересах подано исковое заявление Ткач Г.Е. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Министерство труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Цура О.С. исковые требования не признала, пояснила, что Ткач Г.Е. имеет право на предоставление жилого помещения. Состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Предоставление Ткач Г.Е. жилья вне очереди приведет к нарушению жилищных прав находящихся в равном с ним положении лиц данной категории.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются по договорам социального найма вне очереди.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищногокодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Из положений статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации усматривается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Закон Тульской области от 12 ноября 2007 года № 902-ЗТО «О жилищном фонде» предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками на основании решения уполномоченного органа.

Согласно Постановления Администрации Тульской области от 4 марта 2009 г. № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» обязанность по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года № 67/1294 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на одного человека не менее 15 кв.м. общей площади.

Из материалов усматривается, что Ткач Г.Е. остался без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении , родителями Ткача Г.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются отец – Ткач Е.Г., мать – Винокурова О.В., о чем в ДД.ММ.ГГГГг. составлена запись акта о рождении <адрес>.

Согласно свидетельству о смерти , отец – Ткач Е.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ., о чем ДД.ММ.ГГГГ. составлена запись акта о смерти Говоренковским филиалом Одоевского отдела ЗАГС Тульской области.

Решением Одоевским районным судом Тульской области от <данные изъяты>., мать Винокурова О.В. лишена родительских прав в отношении сына Ткач Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Согласно свидетельства о смерти , мать – Винокурорва О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ., о чем ДД.ММ.ГГГГ. составлена запись акта о смерти № 186 сектором записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области.

На основании постановления главы муниципального образования «Одоевский район» Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении опеки над несовершеннолетним Ткачом Г.Е.», назначен опекун Василенко Л.Г., закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. выданной ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> Управления надзорной деятельности ОНД по <адрес>, что ДД.ММ.ГГГГ. произошел пожар жилого <адрес>. В результате пожара дом уничтожен полностью.

В соответствии сообщению Министерства труда и социальной защиты тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Ткач Г.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, позиция в списке по состоянию на текущую дату .

За Ткачом Г.Е. зарегистрирован земельный участок в общей долевой собственности, доля в праве <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок в ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справкой ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. , что в архивах Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него права за Ткачом Г.Е.

В настоящее время Ткач Г.Е. зарегистрирован в <адрес>.

Таким образом, до настоящего времени Ткач Г.Е. жилымпомещением пригодным для постоянного проживания граждан, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не обеспечен.

Суд учитывает, что обязанность по защите жилищных прав детей-сирот и контролю за сохранностью их жильявозложена на органы опеки и попечительства.

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не относятся вопросы социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В статье 1 вышеуказанного закона раскрывается понятия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Предусмотренный Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года № 1185-ЗТО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Тульской области" предусматривает, что к полномочиям органа опеки и попечительства относятся: формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, и предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тульской области.

Согласно п.4 Положения «О Министерстве труда и социальной защиты Тульской области», утвержденного Постановлением Правительства Тульской области № 527 от 25.09.2012 года на Министерство труда и социальной защиты Тульской области возложены функции, в том числе по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Тульской области.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление Ткач Г.Е. жилого помещения вне очереди, ущемляют права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в порядке очередности в сводном списке на предоставление жилых помещений является несостоятельными, поскольку внеочередное предоставление жилья не ставят в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора Одоевского района, действующего в интересах Ткача Г.Е. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о предоставлении жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям вне очереди не позднее ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Одоевского района Тульской области, действующего в интересах ткача Г.Е., к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о предоставлении жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям вне очереди не позднее ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить Ткачу Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма вне очереди не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий