К делу № 2-779/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2018 года г. Новороссийск
Ленинский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего судьи Дианова Д.Ю.,
при секретаре Чупиной Т.В.,
с участием: истца помощника Новороссийского транспортного прокурора Сазонова Ю.Н.,
представителей ответчика ПАО «Новороссийский морской торговый порт» ФИО1 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО2 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО3 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№
представителей АО «Роснефтефлот» ФИО4 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО5 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
представителя ФГУП «Росморпорт» ФИО6 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
представителя ФГУП «Администрация морских портов Черного моря» ФИО7 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Новороссийского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «Новороссийский морской торговый порт» о признании действий незаконными и обязании приведения «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в соответствии с действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности Новороссийского транспортного прокурора обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «Новороссийский морской торговый порт» о признании действий незаконными и обязании приведения «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам нарушений законодательства публичным акционерным обществом «Новороссийский морской торговый порт» в сфере эксплуатации морского транспорта, деятельности морских портов. При проведении проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года временным генеральным директором ПАО «НМТП» Киреевым С.Г. утверждено «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП».
Приказом временного генерального директора ПАО «НМТП» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ года № «О введении в действие Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП», с ДД.ММ.ГГГГ года Руководство введено в действие. Кроме этого, клиентам и судовладельцам вменено в обязанность обеспечить исполнение требований Руководства № 1 на территории и акватории ПАО «НМТП».
В настоящее время Руководство №1 фактически не применяется ПАО «НМТП», в связи с принятием им аналогичного по тексту и содержанию «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП», утвержденного генеральным директором ПАО «НМТП» ДД.ММ.ГГГГ. О необходимости использования Руководства №2 ПАО «НМТП» ДД.ММ.ГГГГ уведомило заинтересованных лиц письмом от ДД.ММ.ГГГГ№
Руководство №2 размещено ПАО «НМТП» на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Руководства №1 и Руководства №2 содержат аналогичные по содержанию незаконные требования.
Анализом Руководства №1 установлено, что оно содержит положения, прямо противоречащие нормам законодательства. Так, в нарушении ст. 13 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 261-ФЗ, п. 92 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 140 от 20.08.2009, Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 223 от 12.08.2014 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Новороссийск», ст. 76, ч. 5 ст. 79 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ, пункты 4.1.6, и 4.1.13 Руководства №1 устанавливают исключительное право ПАО «НМТП» на определение порядка приема судов в порт под обработку, стоянку и другие операции, то есть фактически подменяют функции капитана морского порта по осуществлению захода и расстановке судов в морском порту и у причалов.
В нарушение ч. 1 ст. 87, ст. 96, п.1 ст. 102 и ст. 103 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ, п. 63 Обязательных постановлений в морском порту Новороссийск утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 223 от 12.08.2014, разделом 4.6 Руководства №1 определено, что с лоцманом на судне в течение всего времени следования к терминалам находится мастер по швартовым и грузовым операциям. Согласно п. 4.7.1. и 4.7.2 Руководства №1 судну запрещается входить в район эксплуатационной ответственности ПАО «НМТП» без мастера по швартовым и грузовым операциям на борту. Все маневры должны выполняться только по указанию лоцмана и /или мастера по швартовым и грузовым операциям. Мастер по швартовым и грузовым операциям при выявлении нарушения Руководства и /или безопасных условиях проведения швартовой операции, если данные нарушения невозможно устранить до начала швартовой операции, имеет право отменить швартовку судна.
В пунктах 4.8.6.2 и п. 4.8.7.4 Руководства № 2 морской терминал в нарушение п. 12 «Положения о лоцманах Российской Федерации» наделил себя правом согласования плана швартовки судна к причалу.
Пунктами 4.8.1, 4.8.2 Руководства №1 также определено, что мастер по швартовым и грузовым операциям и /или лоцман информирует капитана судна об особенностях работы на терминалах НМТП, таких как: навигационные средства, глубина моря, характеристики течения в настоящий момент, процедуры швартовки, аварийной буксировки, поддерживает связь с СУДС, терминалом, буксирами обеспечения обеспечивает с помощью вспомогательных судов отвод плавучих бонов от пути подхода судна, находится на мостике и помогает капитану судна при швартовых операциях.
Указанный в п. 4.7.1 Руководства №2 перечень сведений, передаваемых лоцманом капитану судна, не соответствует перечню сведений, указанному в п. 12 Положения о лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 22.07.2008 № 112.
В пунктах 4.8.6.2 и п. 4.8.7.4 Руководства №2 морской терминал в нарушение п.12 Положения о лоцманах Российской Федерации, наделил себя правом согласования плана швартовки судна к причалу.
Мастер по швартовым операциям согласно п. 4.1.17 Руководства №1 не несет ответственность за вред, причиненный судну в результате данной им рекомендации, то есть Руководство №1 не устанавливает пределы полномочий и ответственности мастера по швартовке и грузовым операциям и ПАО «НМТП» за некомпетентные рекомендации мастера по швартовке и грузовым операциям. Таким образом, наличие мастера швартовых операций и нахождение его на судне в момент лоцманской проводки и постановки судна к причалам не вызвано потребностями в повышении уровня безопасности мореплавания или функциональными особенностями причалов, входящих в терминальный комплекс ПАО «НМТП», противоречит требованиям указанного законодательства.
При проведении проверки также установлено, что требования к буксирному обеспечению судов (в том числе по количеству и мощности силовых установок буксиров) при проведении швартовых операций в морсом порту Новороссийск установлены п. 62 и приложением № 4 Обязательных постановлений. Однако, согласно п. 4.9.4 Руководства №1, терминал предоставляет буксирное обеспечение швартовых операций заходящих судов, в соответствии с требованием Руководства.
Пунктами 4.9.6, 4.9.7 Руководства №1, пунктами 4.8.6 и п. 4.8.7 Руководства №2 установлены дополнительные требования к техническим характеристикам и количеству буксиров необходимых для выполнения швартовых операций к причалам ПАО «НМТП». Капитан судна должен руководствоваться приведенной в Руководстве информацией при принятии решения по выбору количества и суммарной мощности буксиров.
Установленные в Руководстве №2 требования к буксирам противоречат «Обязательным постановлениям в морском порту Новороссийск», утвержденным приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503. Так, в Руководстве № 2 для определения количества и суммарной мощности судов вспомогательного флота (буксиров) используется дедвейт судна, тогда как в обязательных постановлениях длина судна и погодные условия (ветер).
Более того, установлено, что в соответствии с требованиями ст. 8.1 Федерального закона о морских портах ПАО «НМТП» не наделено полномочиями по проведению инспекции судов, установлению на них нарушений, ограничению деятельности судов. Однако, п. 4.9.3 Руководства №1 определено, что терминал имеет право на осуществление инспекции вспомогательных судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, на предмет их соответствия требованиям классификационных обществ и требованиям «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением правительства РФ от 12.08.2010 № 620. В случае выявления нарушений ПАО «НМТП» имеет право ограничить деятельность судов в районах своей эксплуатационной ответственности до устранения нарушений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.8.3 Руководства №2 согласно которых терминал имеет право запрашивать документы у владельцев вспомогательных судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, в целях удостоверения соответствия данных судов требованиям Классификационных обществ, одобренных в Российской Федерации, и требованиям «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620. При выявлении нарушений выше названных требований НМТП информирует об этом капитана порта и с целью принятия капитаном соответствующих мер по ограничению деятельности указанных судов в зоне безопасности терминалов НМТП. Таким образом, ПО «НМТП» фактически наделило себя правом инспектировать указанные суда, принадлежащие третьим лицам, то есть полномочиями органов государственного контроля (надзора).
Пунктом 3.6.6 Руководства №1 установлен запрет на ремонт и вывод главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов ПАО «НМТП», в то время как в соответствии с п. 108 Общих правил плавания такой ремонт разрешен, но с согласия капитана морского порта.
В п. 3.4 Руководства №1 приведены некорректные данные по осадкам и длинам судов (Цемесская бухта – осадка <данные изъяты>. длина <данные изъяты>., пассажирский район – длина <данные изъяты>.).
В п. 3.7.1.3 Руководства №2 ошибочно указана длина причала № – <данные изъяты>, фактическая длина которого согласно технической документации гидротехнического сооружения составляет <данные изъяты>
Приведенное в п. 3.6.2 Руководства №1 описание района № противоречит п. 47 Обязательных постановлений (отсутствуют сведения о причалах БТОФ-терминал).
В п. 3.8 Руководства №2 указана информация о возможности перевалки на морских терминалах ПАО «НМТП» грузов 1 класса опасности, что противоречит п. 133 Обязательных постановлений. Также в п. 4.6.1 Руководства №2 вместо СУДС (служба управления движением судов) ошибочно указан «Ново-Траффик-Контрол», являющийся позывным СУДС морского порта Новороссийск на ОВЧ каналах связи.
Более того, установлено, что в нарушении ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пункта 8.1 Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 22.12.2009 № 247, пункта 1.9.2 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском пункте пропуска Новороссийск», пунктом 4.6.2 Руководства №1 предусмотрено, что мастер по швартовым и грузовым операциям ПАО «НМТП», пребывает на борт судна в точке встречи лоцмана. То есть, фактически мастер по швартовым и грузовым операциям поднимается на борт судна по прибытии и остается на борту до окончания швартовой операции, то есть фактически находится на борту судна до прибытия миссии государственных органов, в том числе осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля, и после убытия указанной комиссии.
На указанное Руководство №1 и приказ о введении его в действие и.о. Новороссийского транспортного прокурора 26.01.2018 был принесен протест, однако протест не был удовлетворен.
Согласно пункту 4.1.1 Руководства №1 все услуги, предоставляемые терминалом либо от его имени на самом терминале, либо в связи с работой терминала, независимо от того, будет или нет предъявляться требование об оплате, предоставляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Руководством. Аналогичное положение содержится в пункте 4.1.1 Руководства №2, согласно которому все услуги, предоставляемые терминалом НМТП либо от его имени и на самом Терминале, либо в зоне безопасности терминалов НМТП, независимо от того, будет или нет предъявляться требование об оплате, предоставляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Руководством.
Таким образом, ПАО «НМТП» определено, что требования Руководства №1 и Руководства №2 применяются в отношении неопределенного круга лиц.
Руководство №2, как и Руководство №1, рассчитано на применение установленных в нем требований и ограничений всеми лицами, связанными с осуществлением деятельности в морском порту Новороссийск на терминалах ПАО «НМТП» (п. 1.6).
Деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских и иных компаний, связанных с обслуживанием судов на терминалах ПАО «НМТП» в соответствии с Руководством, осуществляется на сновании заключенных договоров с операторами терминалов, грузоотправителями и/или судовладельцами, при обязательном соблюдении требований Руководства, то есть локальный нормативный акт ПАО «НМТП» фактически становится обязательным для исполнения неопределенным кругом лиц.
Положения Руководства фактически наделяют работников ПАО «НМТП» полномочиями должностных лиц государственных органов, позволяют обществу занять доминирующее положение в области оказания агентских, буксирных, лоцманских услуг в морском порту Новороссийск, и как следствие, ограничить, интересы других компаний, оказывающих аналогичные услуги в морском порту Новороссийск и имеющих действующую лицензионно-разрешительную документацию на осуществление перечисленных видов деятельности.
Издание Руководства и его направление хозяйствующим субъектам, агентским компаниям, грузовладельцам, судовладельцам и иным лицам, осуществляющим деятельность в морском порту Новороссийск, нарушает их права, свободы и интересы, поскольку ПАО «НМТП» пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке, являющимся субъектом монополистической деятельности, не обладает правом осуществления проверки соответствия иных хозяйствующих субъектов требованиям действующего законодательства, равно как и правом на ограничение их деятельности.
Применением хозяйствующими субъектами положений Руководства в действующей редакции будут нарушены нормы указанного выше законодательства, создается угроза наступления аварийных ситуаций, в том числе связанных с загрязнением акватории Черного моря, повреждением портовых гидротехнических сооружений, относящихся к объектам федеральной собственности, нарушению прав неопределенного круга лиц, осуществляющих деятельность, либо находящихся на территории, акватории морского порта Новороссийск.
Истец просит суд признать незаконным бездействие ПАО «НМТП» по устранению нарушений законодательства, отраженных в протесте и.о. Новороссийского транспортного прокурора исх. №
Признать действия ПАО «НМТП» по принятию «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП»», утвержденного временным генеральным директором ПАО «НМТП» ДД.ММ.ГГГГ незаконными в части: предоставления терминалом услуг в соответствии с требованиями Руководства (п. 4.1.1 Руководства); установления исключительного права ПАО «НМТП» на определение порядка приема судов в порт под обработку, стоянку и другие операции (п. 4.1.6, 4.1.13 Руководства); предоставления терминалу возможности осуществления инспекций вспомогательных судов (п. 4.9.3 Руководства); определения полномочий мастера по швартовым и грузовым операциям, времени и места его прибытия на борту судна и убытия с борта судна (разделы 4.6, 4.7, 4.8 Руководства); установления дополнительных требований к буксирному обеспечению судов (п. 4.9.4, 4.9.6, 4.9.7 Руководства); установления запрета на ремонт и вывод из строя главного двигателя и рулевых систем (п. 3.6.6 Руководства), некорректного приведения данных по осадкам и длинам судов п. (3.4 Руководства), некорректного описания района <данные изъяты> морского порта Новороссийск (п. 3.6.2 Руководства); указания на обязательность его применения всеми организациями, участвующими в операциях по обработке судов на морских терминалах, эксплуатируемых ПАО «НМТП».
Признать действия ПАО «НМТП» по принятию «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП»», утвержденного генеральным директором ПАО «НМТП» ДД.ММ.ГГГГ незаконными в части: предоставления терминалом услуг в соответствии с требованиями Руководства в существующей редакции (п. 4.1.1 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста Руководства слова «а также в соответствии с настоящим Руководством» (п. 4.1.1 Руководства); предоставления терминалу возможности осуществления инспекций вспомогательных судов (п. 4.8.3 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста Руководства положения «терминал имеет право запрашивать документы у владельцев вспомогательных судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, в целях удостоверения соответствия данных судов требованиям Классификационных обществ, одобренных в Российской Федерации, и требованиям «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620. При выявлении нарушений выше названных требований НМТП информирует об этом капитана порта и с целью принятия капитаном порта соответствующих мер по ограничению деятельности указанных судов в зоне безопасности терминалов НМТП»; установления дополнительных требований к буксирному обеспечению судов (п.п. 4.8.6, 4.8.7 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста документа требования к буксирному обеспечению в виде «используется дедвейт судна», привести требования к буксирному обеспечению в соответствие с приложением № 4 к «Обязательным постановлениям в морском порту Новороссийск», утвержденным приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503, исходя из длины судна и погодных условий; неверного указания длины причала № 26 «а» (п. 3.7.1.3 Руководства). Обязать ПАО НМТП указать длину причала № - <данные изъяты>.; указания возможности перегрузки опасных грузов 1 класса опасности на терминалах ПАО «НМТП» (п. 3.8 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста Руководства указание на возможность перегрузки на терминалах ПАО «НМТП» опасных грузов 1 класса опасности; указания «Ново-Траффик-Контрол» вместо службы управления движением судов (СУДС) (п. 4.6.1 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» внести в текст документа – СУДС; несоответствия перечню сведений, сообщаемых лоцманом капитану судна, указанных в п. 12 «Положения о лоцманах Российской Федерации» (п. 4.7.1 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста документа обязанность лоцмана сообщать капитану судна информацию о: глубинах моря; процедурах швартовки; процедурах аварийной буксировки, а также о действиях в случаях пожара или разлива нефти/нефтепродуктов; установления согласования терминалом швартовки судна к причалу (п.п.4.8.6.2, 4.8.7.4 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста документа необходимость согласования планов швартовки терминалом.
На основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязать ПАО «НМТП» в течении одного месяца устранить выявленные нарушения.
Помощник Новороссийского транспортного прокурора Сазонов Ю.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представители ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований и пояснили, что так как Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» от ДД.ММ.ГГГГ года №, утратило силу в связи с введением в действие нового Руководства от ДД.ММ.ГГГГ года, суд должен прекратить производство по делу либо отказать прокурору в удовлетворении исковых требований. Каких-либо конкретных случаев нарушения прав третьих лиц положениями Руководства № 1 прокурор не приводит, доказательства соответствующих нарушений в материалах дела отсутствуют. Не согласны с доводами прокурора о том, что ПАО «НМТП» незаконно отказалось удовлетворять протест прокурора. В соответствии с законом о прокуратуре ПАО «НМТП» обязано лишь рассмотреть Протест и сообщить о результатах его рассмотрения прокурору. Протест был рассмотрен и мотивированные возражения против удовлетворения протеста направлены прокурору.
Прокурор сделал ошибочный вывод о том, что п.п. 4.1.6 и 4.1.13 Руководства №1 фактически подменяют функции капитана морского порта по осуществлению захода и расстановке судов в морском порту и у причалов. В п. 4.1.6 Руководства №1 уточняется, что прием судов под обработку, стоянку и другие операции производится на основании договоров (соглашений) и после предварительного согласования и подтверждения терминалом НМТП. Согласно п. 4.1.13 Руководства всякое судно обязано швартоваться для грузовых операций к причалу, указанному терминалом ПАО НМТП. При отказе судна производить швартовку, право и очередность постановки теряются. Вопреки утверждениям прокурора указанные пункты Руководства не исключают необходимость соблюдения требований ст. 76, ч. 5 ст. 79 КТМ, п. 92 Общих правил и п. 22 Обязательных постановлений, в частности он не содержит запрета на передачу информации капитану порта. Необходимость предварительного согласования действий между терминалом и заказчиком его услуг прямо вытекает из требований законодательства.
Не согласны с доводами прокурора о том, что наличие мастера по швартовым и грузовым операциям и нахождение его на судне в момент лоцманской проводки и постановки судна к причалам в соответствии с требованиями Руководства является излишним. Действующее законодательство не запрещает присутствие мастера по швартовым и грузовым операциям на судне. Наличие мастера по швартовым и грузовым операциям и нахождение его на судне в момент лоцманской проводки и постановки судна к причалам вызвано именно потребностями в повышении уровня безопасности мореплавания и функциональными особенностями причалов, входящих в терминальный комплекс. Деятельность мастеров по швартовым операциям широко распространена в практике морских портов в том числе и в <данные изъяты>
Не согласны с доводами прокурора о том, что положения Руководства №1 регулирующие буксирное обеспечение, незаконно. Данные положения обусловлены соображениями безопасности хозяйствующих субъектов, их работников и портовых сооружений, так как именно на НМТП лежит обязанность по обеспечению безопасности в порту. П. 4.9.3 Руководства не наделяет НМТП правом запретить эксплуатацию тех или иных вспомогательных судов, а позволяет лишь временно ограничить деятельность этих судов в районах эксплуатационной ответственности НМТП.
Не согласны с доводами прокурора о том, что положения Руководства незаконно запрещают ремонт и вывод главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов НМТП. Общие правила утвержденные приказом Минтранса России отнесли вопрос о возможности ремонта и вывода главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов НМТП к ведению оператора терминала – НМТП. Указанные правила не допускают ремонтные работы на нефтеналивных судах во время сливоналивных операций.
Не согласны с доводами прокурора о том, что в положениях Руководства приведены некорректные данные по осадкам и длинам судов. Однако, эти положения соответствуют п. 123 Обязательных постановлений «Морской порт принимает суда с осадкой до 19 метров, за исключением Морского терминала КТК-Р, не имеющего ограничений по осадкам судов. Во внутреннюю гавань допускается вход судов с осадкой не более 13.1 метра».
В исковом заявлении не указано, какие именно положения Руководства позволяют НМТП занять доминирующее положение в области агентских, буксирных, лоцманских услуг в морском порту Новороссийск, а также отсутствует обоснование того, в чем выражается ограничение интересов других компаний, оказывающих аналогичные услуги в порту Новороссийск. Руководство №1 принято НМТП в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий. Оснований для признания незаконным положений Руководства № 1 не имеется. Не готовы дать пояснения по уточненным исковым требованиям прокурора о признании незаконным положений Руководства № 2, так как не успели подготовить письменный отзыв.
Представители ФГУП «Росморпорт» ФИО6, АО «Роснефтефлот» ФИО4, ФИО5, ФГУП «Администрации морских портов Черного моря» ФИО7 в судебном заседании полагали, что исковые требования являются обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора Сазонова Ю.Н., представителей ПАО «НМТП» по доверенностям ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей АО «Роснефтефлот» по доверенностям ФИО4, ФИО5, представителя ФГУП «Росморпорт» по доверенности ФИО6, представителя ФГБУ «АМП Черного моря» по доверенности ФИО7, суд полагает, что заявленные и.о. Новороссийского транспортного прокурора исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, в связи с поступлением жалоб от АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» и ФГБУ «АМП Черного моря» Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам нарушения законодательства ПАО «НМТП» в сфере эксплуатации морского транспорта, деятельности морских портов. При проведении проверки установлено, что Руководство №1 содержит положения, прямо противоречащие нормам законодательства. Также выявлено, что содержащее незаконные требования и ограничения к деятельности на терминалах ПАО «НМТП» Руководство №1 введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ приказом временного генерального директора ПАО «НМТП» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№
В связи с обозначенными обстоятельствами на Руководство №1 и приказ о его введении в действие И.О. Новороссийского транспортного прокурора ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, однако указанные в нем законные требования не исполнены. ПАО «НМТП» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ уведомило И.О. Новороссийского транспортного прокурора о необоснованности, по мнению Ответчика, протеста исх. №
Так как, требования изложенные в протесте не были исполнены, и.о. Новороссийского транспортного прокурора обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Ответчика по устранению нарушений законодательства, отраженных помимо прочего в протесте. С учетом материально-правовой составляющей исковых требований Прокурора о незаконности действий ПАО «НМТП» по принятию Руководства №1 в рассматриваемой части, оценка законности бездействия ПАО «НМТП» по устранению нарушений законодательства не может быть проведена в отрыве от оценки по существу доводов Прокурора о незаконности отдельных положений Руководств.
Согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации морское судно относится к источникам повышенной опасности, эксплуатация морского судна представляет собой деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда. Требования Прокурора связаны с признанием незаконными действий ПАО «НМТП» по принятию Руководств, поскольку, по мнению прокурора, изданные Ответчиком акты создают угрозу безопасности мореплавания и опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Суд соглашается с доводами Прокурора о том, что положения пункта 4.1.1 Руководства №1 и пункта 4.1.1 Руководства №2 об обязательности их применения при оказании всех услуг терминалом либо от его имени на самом терминале, либо в связи с работой терминала, независимо от того, будет или нет предъявляться требование об оплате, противоречат нормам статей 11 и 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах).
В силу статьи 11 Закона о морских портах именно капитан морского порта как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке публичными полномочиями, вправе осуществлять контрольно-надзорные функции.
ПАО «НМТП», являясь оператором морского терминала, согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Закона о морских портах обязано осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта исключительно в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Действующее законодательство не наделяет ПАО «НМТП» как оператора морского терминала полномочиями по изданию актов, закрепляющих дополнительные, не установленные нормативно, требования к деятельности на территории морского порта, а также не позволяет распространять действие издаваемых им локальных актов на неопределенный круг лиц, придавая соответствующим актам нормативный характер.
Согласно статье 14 Закона о морских портах особенности осуществления деятельности на территории каждого из морских портов в Российской Федерации нормативно закрепляются в обязательных постановлениях в морском порту, которые утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
В морском порту Новороссийск применяются Обязательные постановления в морском порту Новороссийск (далее – Обязательные постановления), утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.11.2017 № 503. На момент введения в действие Руководства №1 в морском порту Новороссийск применялись Обязательные постановления в морском порту Новороссийск, утвержденные приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 12.08.2014 № 223. Обязательные постановления содержат, в т.ч. положения, регулирующие ту сферу правоотношений, на регулирование которой направлены Руководства №1 и №2, а именно: описание порта, правила захода и выхода судов, правила плавания судов, правила стоянки судов, сведения о технических возможностях порта.
Следовательно, принимая Руководства №1 и №2, направленные на иное регулирование отношений, урегулирование которых в установленном Законом о морских портах порядке отнесено к компетенции Минтранса России Обязательными постановлениями, Ответчик вышел за пределы компетенции, установленной для него как для оператора морского терминала.
Положения пунктов 4.1.6 и 4.1.13 Руководства №1, устанавливающие исключительное право ПАО «НМТП» на определение порядка приема судов в порт под обработку, стоянку и другие операции, противоречат нормам абзацев седьмого и восьмого статьи 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ).
Так, согласно абзацам седьмому и восьмому статьи 76 КТМ РФ полномочиями на осуществление контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта наделен капитан морского порта.
Таким образом, Ответчик, наделяя себя в Руководствах полномочиями по определению порядка приема судов в порт под обработку, стоянку и другие операции, подменяет собой уполномоченное должностное лицо – капитана морского порта Новороссийск, чем нарушает нормы статьи 76 КТМ РФ.
Суд также соглашается с доводами Прокурора о том, что положения пункта 4.9.3 Руководства №1 и пункта 4.8.3 Руководства №2, наделяющие Ответчика правом на проведение инспекции вспомогательных судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов ПАО «НМТП», нарушают нормы статьи 79 КТМ РФ, статей 81, 10 и пунктов 1, 6 статьи 11 Закона о морских портах, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон о внутренних водах), пункта 3, подпунктов 1 и 6 пункта 15, подпунктов 3 и 29 пункта 16 Положения о капитане морского порта (далее – Положение), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.02.2014 № 39.
Статьей 79 КТМ РФ установлено, что государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта.
При этом согласно пункту 3 статьи 5 Закона о внутренних водах должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан морского порта.
В соответствии со статьей 76 КТМ РФ, статьями 81, 10 и пунктами 1, 6 статьи 11 Закона о морских портах, пунктом 3, подпунктами 1 и 6 пункта 15, подпунктами 3 и 29 пункта 16 Положения капитан морского порта осуществляет функции по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему; предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту.
При этом капитан является должностным лицом, непосредственно подчиняющимся Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Контроль за безопасностью мореплавания и порядком в морском порту осуществляется уполномоченным Российской Федерацией должностным лицом – капитаном морского порта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о морских портах оператор морского терминала обязан незамедлительно информировать капитана морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту. Из указанной нормы не следует наличие у Ответчика полномочия на проведение инспекций судов и на произвольный запрос им материалов, документов и информации.
Таким образом, ПАО «НМТП», не являясь уполномоченным органом государственной власти, путем принятия Руководств в обход закона фактически наделило себя полномочиями по проведению контрольно-надзорных мероприятий за действиями вспомогательных судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для грузовых операций, закрепив за собой те полномочия, которыми в установленном порядке наделен исключительно капитан морского порта Новороссийск.
Положения разделов 4.6, 4.7 и 4.8 Руководства №1 и пунктов 4.8.6.2 и 4.8.7.4 Руководства №2, регламентирующие прибытие в точку встречи лоцмана/точку встречи мастера по швартовным и грузовым операциям ПАО «НМТП», а также порядок осуществления навигации при плавании в районе эксплуатационной ответственности ПАО «НМТП» и подход судна к причалам ПАО «НМТП», суд признает не соответствующими статьям 74 и 87 КТМ РФ по следующим основаниям.
Руководством №1 устанавливается должность мастера по швартовным и грузовым операциям. Полномочия и ответственность мастера по швартовным и грузовым операциям, изложенные в Руководстве №1, дублируют обязанности капитана морских портов и морского лоцмана, что является нарушением статей 74 и 87 КТМ РФ.
При этом полномочия, ответственность мастера по швартовным и грузовым операциям, характер его взаимоотношений с капитаном судна и лоцманом, действующим законодательством не определены, что может привести к возникновению конфликтных ситуаций на борту, и, как следствие, угрожает безопасности мореплавания и жизни (здоровью) членов экипажа судов.
Следовательно, наличие мастера по швартовным операциям и нахождение его на судне в момент лоцманской проводки и постановки судна к причалам не обусловлено ни требованиями к безопасности мореплавания, ни функциональными особенностями инфраструктуры морского порта Новороссийск, и при этом не соответствует нормам статей 74 и 87 КТМ РФ.
Суд критически оценивает ссылку ПАО «НМТП» на имеющуюся, по утверждению Ответчика, практику введения ЗАО «КТК-Р», АО «Варандейский терминал» и АО «Усть-Луга Ойл» должности мастера по швартовым операциям операторами морских терминалов. Сам по себе факт наличия не соответствующей законодательству практики работы отдельных операторов морских терминалов не свидетельствует о законности действий Ответчика.
Суд соглашается с доводами Прокурора о противоречии приложению № 5 к Обязательным постановлениям положений пунктов 4.9.4, 4.9.6 и 4.9.7 Руководства №1, а также пунктов 4.8.6 и 4.8.7 Руководства №2, закрепляющих порядок обязательного буксирного сопровождения швартовных операций силами Ответчика, а также устанавливающих требования к буксирам, не предусмотренные действующим законодательством.
При этом самостоятельный характер буксировки и швартовки подтверждается существующим правовым регулированием, в частности, нормами части 9 статьи 17 Закона о морских портах, пунктами 17 и 93 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее – Общие правила), утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.10.2017 № 463, Правилами применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденными приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16, согласно которым услуги буксиров и услуги швартовщиков являются отдельными услугами.
Согласно пункту 96 Общих правил количество и мощность буксиров, а также количество швартовщиков, необходимых для обеспечения безопасности швартовных операций в морском порту, указываются в обязательных постановлениях.
В пунктах 4.9.4, 4.9.6 и 4.9.7 Руководства №1 и в пунктах 4.8.6 и 4.8.7 Руководства №2 установлены технические и иные требования к буксирным судам и их оснащению, противоречащие Обязательным постановлениям в морском порту Новороссийск, утвержденным приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 223 (действовали на момент принятия Руководства) и действующим в настоящее время Обязательным постановлениям.
ПАО «НМТП» не является субъектом, обладающим правом устанавливать те или иные требования к буксирам, их экипажам и оснащению, а также не наделено властно-распорядительными полномочиями по установлению таких требований, следовательно, Ответчик не вправе был устанавливать в принятых им Руководствах значительное количество не предусмотренных законодательством обязательных к исполнению правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, и накладывать необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда, предусматривать завышенные требования к оборудованию буксиров.
Судом не принимаются возражения Ответчика о несопоставимости технических требований к буксирам, установленных Руководствами №1 и №2, с требованиями, закрепленными в Обязательных постановлениях, в силу их установления в различных единицах измерения, поскольку, как установил ранее суд, Ответчик не наделен полномочиями по установлению таких требований.
Положения пунктов 3.4, 3.6.2 и 3.6.6 Руководства №1, определяющие технические характеристики терминалов порта Новороссийск, а также устанавливающие запрет на ремонт и вывод главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов ПАО «НМТП», противоречат нормам Обязательных постановлений в морском порту Новороссийск, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2014 № 223 (действовали на момент принятия Руководства 1) и действующим в настоящее время Обязательным постановлениям, а также положениям пункта 114 Общих правил.
Так, пунктом 3.6.6 Руководства №1 установлен запрет на ремонт и вывод главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов ПАО «НМТП», в то время как в соответствии с пунктом 114 Общих правил плавания такой ремонт разрешен, но только с согласия капитана порта и при согласовании с оператором морского терминала, у которого находится судно.
Следовательно, для осуществления ремонта и вывода главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов ПАО «НМТП» необходимо соответствующее решение капитана порта, в связи с чем ПАО «НМТП» не вправе самостоятельно и произвольно запрещать ремонт и вывод главного двигателя и рулевых систем во время пребывания судов в районе эксплуатационной ответственности терминалов ПАО «НМТП».
При этом технические характеристики терминалов порта Новороссийск, представленные в пунктах 3.4 и 3.6.2 Руководства, не соответствуют техническим характеристикам терминалов, определенным пунктом 47 Обязательных постановлений в морском порту Новороссийск, утвержденных приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 223, действовавших на момент принятия Руководства.
Судом на основе представленных в материалы дела доказательств также установлено, что в пункте 3.7.1.3 Руководства №2 указана не соответствующая действительности длина причала № - <данные изъяты>, фактическая длина которого составляет <данные изъяты> В пункте 3.8 Руководства №2 указана информация о возможности перевалки на терминалах ПАО «НМТП» грузов 1 класса опасности, что противоречит пункту 133 Обязательных постановлений. В пункте 4.6.1 Руководства №2 вместо Службы управления движением судов (далее – СУДС) необоснованно указан «Ново-Траффик-Контрол», являющийся позывным СУДС морского порта Новороссийск на ОВЧ каналах связи. Указанный в пункте 4.7.1 Руководства №2 перечень сведений, передаваемых лоцманом капитану судна, не соответствует перечню сведений, указанному в пункте 12 Положения о лоцманах в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.07.2008 № 112.
С учетом установленных по результатам рассмотрения требований Прокурора по существу противоречий положений как Руководства №1, так и Руководства №2 требованиям законодательства, суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу.
Отмена Ответчиком Руководства №1 на момент рассмотрения искового заявления Прокурора не препятствует признанию действий ПАО «НМТП» не законными в связи с тем, что в период с даты принятия Руководства №1 по дату его отмены им нарушались права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Вместе с тем отмена акта лицом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании действий по его изданию незаконными, так как в каждом из указанных случаев наступают различные правовые последствия.
Целью поданного и.о. Новороссийского транспортного прокурора иска в защиту интересов неопределенного круга лиц является признание действий Ответчика противоправными в отношении всех лиц и оперативное пресечение соответствующих действий Ответчика. При этом поданным Прокурором иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предотвращается вынесение разных по значению и своей сути решений по связанным между собой делам в том случае, если бы действия Ответчика оспаривались многочисленными истцами, чьи права уже нарушены в результате осуществления хозяйственной деятельности.
Также суд принимает во внимание возражения третьего лица АО «Роснефтефлот», указывающего в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ на то, что с момента введения в действие Руководства №1 и по настоящее время нарушаются права и законные интересы АО «Роснефтефлот», которое фактически лишено возможности осуществлять приносящую доход деятельность на территории порта Новороссийск на терминалах ПАО «НМТП», что также нарушает права и законные интересы потребителей услуг АО «Роснефтефлот» - судовладельцев, морских агентов, фрахтователей.
Суд, учитывает возражения третьего лица ФГБУ «АМП Черного моря» от ДД.ММ.ГГГГ№, которое отмечает, что в исковом заявлении и.о. Новороссийского транспортного прокурора заявляет не требование о признании незаконности Руководства №1, а требование о признании незаконными бездействия и действий ПАО «НМТП» по принятию Руководства №1 в части принятия отдельных его положений, в связи с чем принятие Руководства №2 не может служить доказательством исчерпания требований и.о. Новороссийского транспортного прокурора, заявленных в исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ№
Таким образом, поскольку Руководство №1 применялось на протяжении шести месяцев и так как в обозначенный период имело место нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. Новороссийского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «Новороссийский морской торговый порт» о признании действий незаконными и обязании приведения «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в соответствии с действующим законодательством, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «НМТП» по устранению нарушений законодательства, отраженных в протесте и.о. Новороссийского транспортного прокурора исх. № от ДД.ММ.ГГГГ
Признать действия ПАО «НМТП» по принятию «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП»», утвержденного временным генеральным директором ПАО «НМТП» ДД.ММ.ГГГГ незаконными в части:
- предоставления терминалом услуг в соответствии с требованиями Руководства (п. 4.1.1 Руководства).
- установления исключительного права ПАО «НМТП» на определение порядка приема судов в порт под обработку, стоянку и другие операции (п. 4.1.6, 4.1.13 Руководства).
- предоставления терминалу возможности осуществления инспекций вспомогательных судов (п. 4.9.3 Руководства).
- определения полномочий мастера по швартовым и грузовым операциям, времени и места его прибытия на борту судна и убытия с борта судна (разделы 4.6, 4.7, 4.8 Руководства).
- установления дополнительных требований к буксирному обеспечению судов (п. 4.9.4, 4.9.6, 4.9.7 Руководства).
- установления запрета на ремонт и вывод из строя главного двигателя и рулевых систем (п. 3.6.6 Руководства), некорректного приведения данных по осадкам и длинам судов п. (3.4 Руководства), некорректного описания района № 649 морского порта Новороссийск (п. 3.6.2 Руководства).
- указания на обязательность его применения всеми организациями, участвующими в операциях по обработке судов на морских терминалах, эксплуатируемых ПАО «НМТП».
Признать действия ПАО «НМТП» по принятию «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП»», утвержденного генеральным директором ПАО «НМТП» ДД.ММ.ГГГГ, незаконными в части:
- предоставления терминалом услуг в соответствии с требованиями Руководства в существующей редакции (п. 4.1.1 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста Руководства слова «а также в соответствии с настоящим Руководством» (п. 4.1.1 Руководства).
- предоставления терминалу возможности осуществления инспекций вспомогательных судов (п. 4.8.3 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста Руководства положения «терминал имеет право запрашивать документы у владельцев вспомогательных судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, в целях удостоверения соответствия данных судов требованиям Классификационных обществ, одобренных в Российской Федерации, и требованиям «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620. При выявлении нарушений выше названных требований НМТП информирует об этом капитана порта и с целью принятия капитаном порта соответствующих мер по ограничению деятельности указанных судов в зоне безопасности терминалов НМТП».
- установления дополнительных требований к буксирному обеспечению судов (п.п. 4.8.6, 4.8.7 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста документа требования к буксирному обеспечению в виде «используется дедвейт судна», привести требования к буксирному обеспечению в соответствие с приложением № 4 к «Обязательным постановлениям в морском порту Новороссийск», утвержденным приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503, исходя из длины судна и погодных условий;
- неверного указания длины причала № (п. 3.7.1.3 Руководства). Обязать ПАО НМТП указать длину причала № - <данные изъяты>
- указания возможности перегрузки опасных грузов 1 класса опасности на терминалах ПАО «НМТП» (п. 3.8 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста Руководства указание на возможность перегрузки на терминалах ПАО «НМТП» опасных грузов 1 класса опасности.
- указания «Ново-Траффик-Контрол» вместо службы управления движением судов (СУДС) (п. 4.6.1 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» внести в текст документа - СУДС.
- несоответствия перечню сведений, сообщаемых лоцманом капитану судна, указанных в п. 12 «Положения о лоцманах Российской Федерации» (п. 4.7.1 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста документа обязанность лоцмана сообщать капитану судна информацию о: глубинах моря; процедурах швартовки; процедурах аварийной буксировки, а также о действиях в случаях пожара или разлива нефти/нефтепродуктов.
- установления согласования терминалом швартовки судна к причалу (п.п.4.8.6.2, 4.8.7.4 Руководства). Обязать ПАО «НМТП» исключить из текста документа необходимость согласования планов швартовки терминалом.
На основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязать ПАО «НМТП» в течении одного месяца устранить выявленные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийска Д.Ю. Дианов
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2018г.