Дело № 2-779/2019
Решение
Именем Российской Федерации
20 сентября 2019 года пос. Парфино
Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Ворониной Е.Б., при секретаре Холод И.В., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Парфинского района Новгородской области Маматюка С.И., представителей ответчика ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Новгородской области ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФСИН России и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УФСИН России по Новгородской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда Новгородской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области и Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области, обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод изаконныхинтересов неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» (далее по тексту ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Новгородской области, Учреждение) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России), с учетом уточнений, об обязании совершить определенные действия, в котором просит обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты зданий общежития №... мест (№ общая площадь 260 м2), общежития № на ... мест № общая площадь 403 м2), общежитие на ... мест (№ общая площадь 838 м2), общежитие на ... мест № общая площадь 1677,2 м2); обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации зданий общежития на ... мест (№ общая площадь 1665, 6 м2), стационара на ... коек с амбулаторией (№ общая площадь 775,2 м2), ПКТ и ШИЗО № общая площадь 489,7 м2), а при недостаточности у ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России.
В обосновании иска прокурор указал, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности осужденных, персонала и иных лиц, посещающих исправительное учреждение в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, установлено нарушение законодательства в области пожарной безопасности, а именно: в общежитиях № на ... мест и № на ... мест, общежитии на ... мест, общежитии на ... мест системы и установок противопожарной защиты зданий не исправны; в общежитии на ... мест (общая площадь 1665, 6 м2), в стационаре на ... коек с амбулаторией, ПКТ и ШИЗО не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации зданий.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Парфинского района Новгородской области Маматюк С.И. исковые требования с учетом уточнения поддержал по основаниям, указанным в иске основаниям.
Представители ответчика - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области ФИО1 и ФИО2 не оспаривая наличие выявленных нарушений, указанных в иске, исковые требования не признали. Пояснили, что в настоящее время учреждению выделены денежные средства, которые направлены на устранение выявленных нарушений, вместе с тем, денежные средства выделяются исправительному учреждению не всегда и не в полном объеме. Поддержали доводы, изложенные в представленном ранее отзыве и дополнениях к нему, из которых следует, что ФКУ ИК-9 УФСИН России Новгородской области подготовлены документы для проведения аукционов на ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в зданиях общежитий, зданиях стационара на ... коек с амбулаторией; ПКТ и ШИЗО. Расходным расписанием УФСИН России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе на приобретение средств пожаротушения и противопожарной автоматики в ДД.ММ.ГГГГ году - 50000 руб., на проведение противопожарных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ - 50000 руб. Расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе на проведение противопожарных мероприятий - 659 300 руб. В рамках выделенных бюджетных средств ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области запланировано проведение ремонтных работ с целью восстановления работоспособности автоматической пожарной сигнализации в зданиях Общежитий №, №, №, в связи с этим будут проведены соответствующие электронные аукционы. В настоящее время проводятся маркетинговые исследования рынка в целях выявления потенциальных исполнителей вышеуказанных работ. По итогам проведенных электронных аукционов на работы по восстановлению работоспособности автоматической пожарной сигнализации в зданиях Общежитий №, №№ при наличии остаточных денежных средстве рамках доведенных лимитов в срок до конца ДД.ММ.ГГГГ года ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области будут предприняты меры по проведению электронных аукционов на выполнение работ по восстановлению системы пожаротушения в здании Общежития №. В настоящее время в зданиях стационара на ... коек с амбулаторией; ПКТ и ШИЗО оборудованы автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, которые находятся в полностью исправном состоянии. Однако, указанная система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Устранение данного недостатка ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области будет осуществлено в ДД.ММ.ГГГГ. Учреждением дополнительно размещена документация на оказание услуг по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объекте общежитие на ... мест общей площадью 1665,6 м2 (<адрес> сумму 519998 руб. 18 коп.
Представитель ответчика ФСИН России и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УФСИН России по Новгородской области ФИО3, в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными. Поддержал доводы, изложенные в ранее представленных возражениях, согласно которым, в силу пункта 1.2.Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, учредителем исправительного учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества Учреждения является РФ в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем, УФСИН России по Новгородской области является ненадлежащим участником по данному делу, поскольку не является собственником данного имущества и главным распорядителем средств федерального бюджета, которым является ФСИН России.Ссылаясь на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал, что заключение и оплата федеральными казенными учреждениями государственных контрактов, а также иных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования. Объем превышения принятых обязательств над установленными Лимитами не подлежит оплате за счет средств федерального бюджета. Основным критерием правомерности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности прошлых лет является наличие остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации предыдущего года. Лимиты бюджетного финансирования доводятся до получателей в начале финансового года. Для запроса дополнительного финансирования по соответствующей статье необходимо правовое основание, а также конкретный размер потребности. В связи с чем, основания для возложения обязанности на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России в части обеспечения финансирования для устранения указанных нарушений отсутствуют. Лимиты бюджетных обязательств доведены до получателей в ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно в соответствии с распределением денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области средствами пожаротушения и противопожарной автоматики распределены средства в размере 659300 рублей. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на изготовление планов эвакуации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области утверждены и распределены денежные средства в размере 4000 рублей. В связи с чем ответчиком ФСИН России свои обязанности по финансированию исправительного учреждения исполнены надлежащим образом, тогда как для дополнительного финансирования исправительного учреждения необходимо заключение отдельных государственных контрактов, соблюдение порядка выделения, целевого назначения, освоения выделенных бюджетных средств, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее -Правила), руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
Согласно ст. 37,38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Как следует из Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, ФКУ ИК-9 является федеральным казенным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы (п. 1.1).
Согласно п. 2.5.1 Устава указанное учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
ФКУ ИК-9 представляет собой имущественный комплекс зданий, предназначенных для постоянного и временного пребывания осужденных.
Судом установлено, что на территории исправительного учреждения расположены следующие объекты: здания общежитий № и № на ... мест каждое, общежитие на ... мест, два общежития на ... мест каждое, площадью 1665,6 и 1677,2 кв.м., соответственно, стационар на ... коек с амбулаторией, ПКТ и ШИЗО.
В ходе проведенной прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение п. 61 Правил, в общежитиях № на ... мест и № на ... мест, общежитии на ... мест, общежитии на ... мест системы и установок противопожарной защиты зданий не исправны; в общежитии на ... мест (общая площадь 1665, 6 м2), в стационаре на ... коек с амбулаторией, ПКТ и ШИЗО не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации зданий.
По факту нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на объектах ФКУ ИК-9 прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно информации ФКУ ИК-9 о результатах рассмотрения представления учреждением подготовлены документы для проведения аукционов на проведение работ для устранения выявленных недостатков, нарушения закона фактически не устранены.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлено нарушение Учреждением приведенных выше обязательных для исполнения противопожарных требований, на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области надлежит возложить обязанность по их устранению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику для исполнения решения суда, а также принимая во внимание доводы представителей ответчика ФКУ ИК-9 о возможности и сроках производства необходимых работ, суд считает необходимым установить срок исполнения Учреждением обязанности устранить изложенные выше нарушения в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Анализируя доводы истца о возложении, в случае недостаточности у ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности, субсидиарной ответственности по данным обязательствам на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России, суд считает следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п.п. 2,6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденных Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно п. 1,1, 1.2, 5.1 Устава ФКУ «Исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-9 на праве оперативного управления. Указанное учреждение находится в ведении ФСИН России (п. п. 1.2, 1.3 Устава).
Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.9 Устава).
Согласно п.5.13 Устава ФКУ ИК-9 при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы. При этом финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).
Таким образом, субсидиарная ответственность возникает у ФСИН России в силу закона.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1). Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2).
Как следует из материалов дела, и не оспаривается представителями ответчика ФКУ ИК-9, расходным расписанием на 2019 год лимиты бюджетных средств, в том числе на проведение противопожарных мероприятий, доведены до Учреждения. В настоящее время проводятся аукционные мероприятия для проведения ремонтных работ автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации при пожаре и достоверных данных о стоимости контрактов на ремонт и техническое обслуживание еще не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 6, 38, 158 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым, при оплате за счет средств федерального бюджета подлежащих оплате обязательств, необходимо исходить из того, что оплата получателю бюджетных средств производится в переделах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования с учетом принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, субсидиарная ответственность, предусмотренная п. 4 ст. 123.22 ГК РФ наступает только при недостаточности денежных средств у Учреждения, что может быть установлено лишь на стадии исполнения судебного акта, в связи с чем, исковые требования прокурора в данной части следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» и ФСИН России об обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты зданий общежития №... мест № общая площадь 260 м2), общежития № на ... мест № общая площадь 403 м2), общежитие на ... мест (№ общая площадь 838 м2), общежитие на ... мест № общая площадь 1677,2 м2); обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации зданий общежития на ... мест (№ общая площадь 1665, 6 м2), стационара на ... коек с амбулаторией (№ общая площадь 775,2 м2), ПКТ и ШИЗО (№ общая площадь 489,7 м2).
В удовлетворении исковых требований к ФСИН России отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 25 сентября 2019 года.
Судья Е.Б. Воронина