Дело № 2-779/2022
УИД 42RS0037-01-2022-001328-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Красиевой С.А.,
при секретаре Череповой О.Г.,
с участием:
истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2
19 мая 2022 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о признании права на получением мер социальной поддержки и возмещении утраченного дохода,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о признании права на получением мер социальной поддержки и возмещении утраченного дохода.
Требования мотивирует тем, что он обучается в Кузбасском государственном техническом университете на бюджетной основе и является получателем социальной стипендии с ***. В ***. года он обратился в Управление социальной защиты Администрации Юргинского муниципального округа с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в котором указал себя, как живущий в неполной малоимущей семье, также указал о получении дохода в виде повышенной социальной стипендии, государственной академической стипендии и социальной стипендии за три предшествующих месяца до обращения. Уведомлением руководителя Уполномоченного органа Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа *** от «*** г, ему отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина. С указанным решением он не согласен, по тем основаниям, что социальная стипендия и повышенная социальная стипендия не правомерно была учтена при расчёте среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, поскольку оказываемая государством социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина. Вв результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи ему причинены убытки в виде неполученной государственной повышенной социальной стипендии за три месяца ***. в размере 45000 рублей. Просит суд признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа об отказе в назначении государственной социальной помощи и отказе в предоставлении справки для получения мер социальной поддержки. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа принять новое решение о назначении государственной социальной помощи в отношении ФИО1, выдать уведомление о признании малоимущим. Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в его пользу убытки, в виде неполученной государственной социальной стипендии с *** в размере 45000 рублей.
В суде истец ФИО1 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в суде против иска возражала, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012) стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В соответствии с частями 3 и 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ наряду с государственной академической стипендией назначается государственная социальная стипендия студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, получившим государственную социальную помощь, со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная стипендия назначается студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенной категории граждан устанавливает Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который получателями такой помощи признает малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иные категории граждан, предусмотренные этим законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевои доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, закрепляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи (статья 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено необходимость учета при определении совокупного дохода семьи положений статьи 5 и статьи 6-12 Федеративного закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
В частности, статьей 5 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «д» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.
В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь -предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Государственная социальная помощь оказывается, в том числе, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) (статья 12).
Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная социальная стипендия назначается студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Следовательно, государственная социальная стипендия - вид государственной социальной помощи, оказываемая, в том числе, студентам из малоимущих семей в порядке, определенном органом государственной власти субъекта Российской Федерацию, а поэтому социальная стипендия не подлежит учету при определении среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.
Как предусмотрено статьей 15 приведенного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании его малоимущей и об оказании ему государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Из письменных материалов дела следует, что в *** года ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа с заявлением от *** о назначении ему государственной социальной помощи, в котором указал себя, как живущий один, также указал о получении им дохода в виде государственной академической стипендии за *** по 3940 руб. в месяц и социальной стипендии за ***. - 37320 руб.
Одновременно, ФИО1 указал, что обучается в высшем учебном заведении по очной форме за счет бюджетных ассигнований.
По результатам рассмотрения уполномоченным органом указанного заявления ФИО1 принято решение от ***. *** об отказе в назначении государственной социальной помощи, отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.
Уведомление принято на основании произведённого расчёта среднедушевого дохода ФИО1 за 3 предшествующих месяца месяцу подачи заявления: *** года и составила 17840,67 руб., и сделан вывод о том, что доход превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Кемеровской области, установленного Постановлением Правительства Кемеровской области от ****** «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кемеровской области-Кузбассе на *** год» - 11 354 руб.
С учетом изложенных норм права судом установлено, что ежемесячно выплачиваемая ФИО1 социальная стипендия и повышенная социальная стипендия не правомерно была учтена при расчёте среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, поскольку оказываемая государством социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от *** N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, принятое Управлением социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа решение об отказе в назначении государственной социальной помощи и Уведомление начальника отдела Управления социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа *** от *** об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача справок студентам для получения государственной социальной стипендии», было основано на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные отношения, а значит, является незаконным и подлежит отмене.
Согласно статьи 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку решение Управления социальной защиты населения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от ****** является незаконным, в результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи ФИО1 причинены убытки в виде неполученной им государственной социальной стипендии.
Размер государственной социальной стипендии в КузГТУ установлен на осенний семестр *** г. в размере 15200 руб. приказом ***. ***.
Поскольку ФИО1 не получил положенную ему государственную социальную стипендию, с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО1 подлежат взысканию убытки в виде неполученной повышенной социальной стипендии за период с *** года в размере 15000 руб.*3=45000 руб., поскольку именно такой размер повышенной социальной стипендии назначен ФИО1 согласно справки ВУЗа и заявлен им в иске.
На основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1550 руб., на основании ст. 98 ГПК РФ в пользу ФИО1 – 300 руб. (л.д.6).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении утраченного дохода удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа от ***. *** об отказе ФИО1 в назначении государственной социальной помощи и предоставлении справки о признании малоимущим для получения мер социальной поддержки.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа назначить государственную социальную помощь ФИО1 с ***.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО1 убытки в виде неполученной государственной повышенной социальной стипендии с *** в размере 45 000 рублей.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1550 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме через Юргинский городской суд Кемеровской области путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Красиева С.А.
Решение в окончательной форме принято судом 23.05.2022г.