ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-77/13 от 14.05.2013 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-77/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Старое Шайгово 14 мая 2013 года

Старошайговский районный суд РМ в составе

председательствующего Акмайкина С.Ф.

при секретаре Шестаковой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Честновой М.А. к Администрации Старошайговского муниципального района РМ о понуждении к признанию ее, как молодого специалиста, не имеющей жилья в сельской местности и к включению ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», принятой постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года №858

УСТАНОВИЛ:

Честнова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации Старошайговского муниципального района РМ с вышеуказанными требованиями, которым дано следующее обоснование.

В связи с принятием Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года №858 (в редакции от 31.01.2009 г. №83), предусматривающей возможность предоставления государством социальной выплаты на приобретение, строительство жилья лицами, не имеющими жилья в сельской местности, в том числе молодыми семьями и специалистами, она - Честнова М.А., являясь молодым специалистом и работая по трудовому договору в организации социальной сферы, не имея жилья, 27 июля 2012 года обратилась в Администрацию Старошайговского муниципального района РМ по данному вопросу и просила разъяснить порядок и возможность получения ею указанной социальной выплаты.

Письмом ответчика от той же даты ей рекомендовано обратиться в Администрацию района для принятия решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

После ее обращения в такой постановке вопроса она получила 7 ноября 2012 года письменный отказ в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

10 декабря 2012 года она вновь обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила признать ее не имеющей жилья в сельской местности, включить ее, как молодого специалиста, в состав участников в рамках целевой федеральной программы «Социальное развитие села до 2013 года», а также просила о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в селе Старое Шайгово РМ.

В ответе от 14.12.2012 года ответчиком вновь дано разъяснение о необходимости предварительного признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Она, считая, что претендует на получение социальной выплаты обоснованно, в соответствии с требованиями закона, просит суд в исковом заявлении от 19.03.2013 года признать незаконным бездействие ответчика, выразившегося в отказе рассмотрения по существу ее обращения и обязать ответчика признать ее, как молодого специалиста, не имеющей жилья в сельской местности, включить ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках целевой федеральной программы «Социальное развитие села до 2013 года», а также обязать ответчика выдать ей субсидию на приобретение жилого помещения в селе Старое Шайгово РМ.

В заявлении об уточнении исковых требований от 25.04.2013 года в части последнего требования, изложенного в пункте 4, истец Честнова М.А. просила возложить обязанность по предоставлению ей субсидии на приобретение жилого помещения, на другого ответчика - Министерство финансов РМ.

В судебном заседании истец Честнова М.А. и ее представитель Венчакова Т.А. исковые требования поддержали, ссылаясь на те же, приведенные в исковом заявлении, обстоятельства.

Представитель ответчика Гришин В.А., полномочия которого подтверждены доверенностью №148 от 08.02.2013 года, исковые требования не признал, считая, что для участия истца в федеральной целевой программе необходимо предварительное признание лица нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает требования истца подлежат удовлетворению частично.

Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002 года в последующей редакции, предусмотрены ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе жилья для молодых семей и молодых специалистов.

К данной федеральной целевой программе Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 года №83 (в редакции от 28.04.2011 №336, от 06.03.2012 №198, от 12.12.2012 №1285) утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», которыми установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий на эти цели.

В тех же вышеуказанных Правилах разъяснено, что под сельской местностью понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладают деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта РФ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.03.2009 года №118 ( в редакции от 25.02.2013 №55) утвержден «Порядок реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», согласно п.3 которого право на получение социальной выплаты имеют граждане, молодые семьи и молодые специалисты, отвечающие условиям, указанным в пунктах 4, 26 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.. .».

В частности, в соответствии с подпунктом «б» п.26 указанного Типового положения, право на получение социальных выплат имеют молодые специалисты, под которыми понимаются граждане РФ в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование,.. . в случае, если соблюдаются следующие условия:

- работают или изъявили желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

- постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;

- признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий либо не имеющие жилья в сельской местности, в которой работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агрокомплекса или социальной сферы;

- имеют собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 указанного Типового положения.

Материалами дела установлено, что истец Честнова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в Старошайговском районе РМ с 2010 года, имеет высшее образование по специальности педагога-психолога, что подтверждается Дипломом ВСГ 4588255, регистрационный номер от 30.06.2010 года Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева.

Она является молодым специалистом, заключив 23.02.2011 года на неопределенный срок трудовой договор с МОУ «Старошайговская средняя общеобразовательная школа №2», где работает по настоящее время в должности педагога-психолога, что следует из текста указанного договора, подписанного директором школы Саушкиной В.А. и истцом, фамилия которой записана в договоре по добрачной - «В.

Согласно Свидетельству о браке , выданного отделом ЗАГС Администрации Старошайговского муниципального района РМ, истец вступила ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрированный брак с Ч.С.В. с присвоением ей фамилии мужа.

Доводы истца Честновой М.А. о том, что она постоянно проживает и работает в селе с намерением продолжать проживать и работать в сельской местности, в которой собственного жилья не имеет, подтверждаются данными ее трудовой книжки , заполненной 22.11.2010 года, ее объяснений, а также письменными сообщениями и справками администрации Старошайговского сельского поселения от 12.04.2013 года, администрации Леткинского сельского поселения от 11.04.2013 года №36, Старошайговского филиала БТИ от 10.04.2013 года №186, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ от 08.05.2013 года.

Аналогичное уведомление имеется и в отношении ее мужа Ч.С.В.

Относительно условия о наличии собственных или заемных средств для получения социальной выплаты в материалах дела имеются письменные гарантии дополнительного офиса №3349/20/06 Мордовского РФ ОАО «Россельхозбанк» о возможности предоставления Честновой М.А. соответствующего кредита.

Таким образом, установив, что истец Честнова М.А., являясь молодым специалистом и работая и проживая в сельской местности, где собственного жилья не имеет, обоснованно обратилась 27.07.2012 года и 10.12.2012 года с письменными заявлениями в Администрацию Старошайговского муниципального района РМ о включении ее, как молодого специалиста, не имеющей собственного жилья в сельской местности, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», с последующей выдачей ей субсидии - социальной выплатой на указанные цели, в связи с чем суд считает ее исковые требования с учетом их уточнений, к администрации Старошайговского района РМ о признании ее не имеющей жилья в сельской местности для включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации той же Федеральной целевой программы, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вопреки доводам ответчика о необходимости предварительного признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствие жилья в сельской местности, является самостоятельным основанием для участия указанной категории граждан в федеральной целевой Программе, относительно чего имеются разъяснения в п.26 вышеприведенного Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.. .

При определении ответчика в указанной части исковых требований, суд исходит из того, что между Администрацией Старошайговского муниципального района РМ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМ ежегодно заключается Соглашение о порядке и условиях предоставления объемов финансирования, источником обеспечения которых являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета РМ, на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года».

В соответствии с данным Соглашением Администрация Старошайговского района оказывает содействие и представляет в Министерство документы, необходимые для получения Свидетельства на социальную выплату, отвечает за достоверность представленного в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных Приложениями №1 и №2 к федеральной целевой Программе, а также выполняет другие условия заключенного Соглашения.

Из материалов дела, письменных ответов Администрации Старошайговского муниципального района РМ на письменные обращения Честновой М.А., изъявившей желание участвовать в вышеуказанной Программе, следует, что эти обязательства ответчиком в полной мере не были выполнены, однако суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия ответчика, поскольку на каждое обращение Честновой М.А. Администрация Старошайговского района РМ реагировала своевременно письменными ответами с изложением своей позиции по рассматриваемому спору, в связи с чем в удовлетворении иска в этой части следует отказать.

Требование истца в части выдачи ей субсидии для строительства (приобретения) жилья определением суда от 07.05.2013 года выделено ввиду целесообразности раздельного рассмотрения с привлечением надлежащего ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Честновой М.А. удовлетворить частично.

Признать Честнову М.А. не имеющей жилья в сельской местности - Республика Мордовия Старошайговский район, для включения ее, как молодого специалиста, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», принятой постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года №858.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации Старошайговского муниципального района РМ отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РМ в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Старошайговский районный суд РМ.

Председательствующий: подпись

Копия верна. Председательствующий: С.Ф. Акмайкин

1версия для печатиДело № 2-77/2013 ~ М-71/2013 (Решение)