РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Куйтун 27 февраля 2019 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
При секретаре Кошкаревой А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-77/2019 по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области к ФИО1 о расторжении договора найма жилого помещения и признании утратившим право пользования жилым помещением,
У с т а н о в и л:
В обоснование иска указано, что подпунктом 17(1) пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп установлено, что министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в сфере управления, распоряжения и контроля за использованием государственной собственности Иркутской области функции по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управление специализированным жилищным фондом Иркутской области, а также включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области и исключение жилых помещений из указанного фонда. В рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2018 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014 - 2020 министерством были приобретены квартиры на территории г. Иркутска с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - дети-сироты) жилыми помещениями. Распоряжением министерства от 16 декабря 2014 года № 1790/и «О включении жилых помещений в специализированный жилой фонд Иркутской области» была отнесена к жилым помещениям для детей-сирот квартира, расположенная по адресу: <адрес> На основании распоряжения министерства от 16 декабря 2014 года № 1787/и «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области» между министерством и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19 декабря 2014 года № 608 (далее - Договор найма). В соответствии пунктом 1.1 Договора найма министерство передало ФИО1 во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Иркутской области, состоящее из квартиры (жилого дома) общей площадью 36,4 кв. метров, расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем. Пунктами 2.2.1-2.2.4 Договора найма закреплены следующие обязательства нанимателя (ФИО1): использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; соблюдать правила пользования жилым помещением; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение. Самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения не допускаются. Согласно пункту 4.2.2 Договора найма расторжение договора по требованию наймодателя (министерства) допускается в судебном порядке в случае разрушения или повреждения жилого помещения Нанимателем или членами его семьи. Прокуратурой Куйтунского района при участии участкового уполномоченного полиции ОП МО МВД России «Тулунский», представителя органа опеки и попечительства по Куйтунскому району при осмотре предоставленной ФИО1 по договору специализированного найма <адрес> установлено, что квартира не используется для проживания ФИО1 В ходе проверки установлено, что наниматель жилого помещения ФИО1 по Договору найма ненадлежащим образом исполняет обязанности по договору, им нарушены пп. 2.2.1-2.2.4. Так, в жилое помещение осуществляется свободный доступ в связи с повреждением входной двери исключающим возможность ее запирания в связи с деформацией и отсутствием замка. В межкомнатной стене, расположенной между кухней и комнатой, имеется дыра, образовавшаяся вследствие разрушающего на нее воздействие. Состояние квартиры антисанитарное, захламлено мусором (разбросаны вещи, бутылки из-под спиртных напитков). ФИО1 по указанному адресу не проживает, что подтверждается соответствующим актом проверки. Актом проверки жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области от 26.11.2018 советником жилищного отдела министерства "УУУ" установлено - жилое помещение находится в разрушенном состоянии, со слов соседей Мотягина не видели в квартире около 1 года. ФИО1 зарегистрирован по данному адресу. На основании части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса. В части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязанности нанимателя жилого помещения, в частности, наниматель обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Пунктом 3.1.2 Договора найма предусмотрено право министерства требовать соблюдения правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Согласно пункту 4.2.1 Договора найма расторжение договора по требованию наймодателя (министерства) допускается в судебном порядке в случае разрушения или повреждения жилого помещения Нанимателем или членами его семьи. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот, имеющими в соответствии с законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица до достижения ими возраста 23 лет. Соответственно, с достижением возраста 23 лет все имеющиеся меры социальной поддержки со стороны государства прекращаются, а права данных лиц не находятся в специальной защите. На основании вышеизложенного, учитывая приведение жилого помещения в ненадлежащее состояние ответчиком, в соответствии с ч. 4 ст. 83, ст. 91, ч. 3 ст. 101 ЖК РФ, ст.ст. 3, 22, 24, 131, 132 ГПК РФ, министерство имущественных отношений Иркутской области, просит суд расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19 декабря 2014 года № 608, заключенный между министерством имущественных отношений Иркутской области и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.; Признать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.утратившим право пользования жилым помещением (квартирой), расположенным по адресу: <адрес>
Истец Министерство имущественных отношений Иркутской области просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 17(1) пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в сфере управления, распоряжения и контроля за использованием государственной собственности Иркутской области функции по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управление специализированным жилищным фондом Иркутской области, а также включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области и исключение жилых помещений из указанного фонда.
19 декабря 2014 года между Министерством имущественных отношений Иркутской области и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области №1790/и от 16 декабря 2014 года заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №608.
В соответствии пунктом 1.1 указанного Договора найма, Министерством имущественных отношений Иркутской области передало ФИО1 за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права № площадью 36,4 кв.м., расположенное: <адрес>, для временного проживания в нем.
Согласно п.1.3 Договора найма указанное жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 16.12.2014 года №1787/и «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области».
Пунктом 1.5. Договора найма установлен срок действия договора с 19.12.2014 года по 19.12.2019 года.
Согласно пунктам 2.2.1.-2.2.6.. Договора найма, наниматель обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; соблюдать правила пользования жилым помещением; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение. Самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения не допускаются; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано ответчику по акту приема-передачи от 19.12.2014 года. Квартира соответствует установленным санитарно-техническим нормам.
Согласно представлению прокурора Куйтунского района от 25.10.2018 года, прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения законодательства, регулирующего вопросы предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контроля использования и содержания этих жилых помещений в деятельности министерства имущественных отношений области. Прокуратурой района при участии участкового уполномоченного полиции ОП (дислокация п.г.т. Куйтун) МО МВД России «Тулунский», представителя органа опеки и попечительства по Куйтунскому району при осмотре предоставленной ФИО1 по договору специализированного найма <адрес> установлено, что она не используется для проживания последним. В квартиру осуществляется свободный доступ в связи с повреждением входной двери исключающим возможность ее запирания (деформирована, отсутствует замок). В межкомнатной стене, расположенной между кухней и комнатой, имеется дыра, образовавшаяся вследствие разрушающего на нее воздействия. Состояние жилого помещения (коридора, ванной, кухни, основной комнаты, балкона) антисанитарное, захламлено мусором, (разбросаны вещи, бутылки из-под спиртных напитков). Таким образом, переданное по условиям договора найма имущество фактически ввиду длительного отсутствия нанимателя пришло в непригодное для использования состояние. Установить место нахождение нанимателя, причины его отсутствия в жилом помещении и нахождения его в непригодном для проживания состоянии не представилось возможным. В результате неисполнения ФИО1 обязанностей, предусмотренных ст. 155 ЖК РФ по оплате коммунальных услуг, образовалась задолженность по электроснабжению в отношении указанной квартиры за период с апреля 2015 г. по август 2018 г. в размере 6261,98 руб., а также по отоплению - 36274, 50 руб. В результате продолжительного ненадлежащего использования жилого помещения нанимателем по его целевому назначению и отсутствия контроля со стороны Министерства, жилое помещение в многоквартирном доме фактически находится в непригодном для проживания состоянии, что в отсутствии мер со стороны Министерства может привести к утрате жилого помещения и причинению ущерба государственной собственности.
Указанные в представлении прокурора обстоятельства по состоянию жилого помещения подтверждаются фотографиями спорного жилого помещения.
Актом проверки жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области от 26.11.2018 составленного советником жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области "УУУ" установлено, что жилое помещение находится в разрушенном состоянии, со слов соседей Мотягина не видели в квартире около 1 года. Периодически в квартире пребывают посторонние лица, распивают спиртные напитки.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 67 ЖК РФ установлены обязанности нанимателя жилого помещения, в частности, наниматель обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктами 3.1.1. и 3.1.2 Договора найма предусмотрено право истца требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; соблюдения правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно пунктам 4.2.1, 4.2.2. Договора найма расторжение договора по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения Нанимателем или членами его семьи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот, имеющих в соответствии с законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица до достижения ими возраста 23 лет.
Соответственно, с достижением возраста 23 лет все имеющиеся меры социальной поддержки со стороны государства прекращаются, а права данных лиц не находятся в специальной защите.
Согласно пп. 7,8 п. 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности Иркутской области и в случае выявления нарушений принимает необходимые меры по их устранению, назначает и проводит документальные и иные проверки в целях осуществления контроля за использованием по назначению объектов государственной собственности Иркутской области, а так же осуществляет от имени Иркутской области полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных отношений.
Согласно ч. 3 ст.101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
В соответствии с ч.4 ст.83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
При таких обстоятельствах договор найма жилого помещения с ФИО1 подлежит расторжению.
При вынесении решения суд учитывает также нарушение ФИО1 условий договора найма жилого помещения.
Судом установлено, что ответчиком несвоевременно вносятся платы за коммунальные услуги, квартира находится в ненадлежащем состоянии.
Судом также учитывается, что спорное жилое помещение ФИО1 фактически не используется для проживания около года.
В результате продолжительного ненадлежащего использования жилого помещения нанимателем, жилое помещение фактически находится в непригодном для проживания состоянии, что может привести к утрате жилого помещения и причинению ущерба государственной собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства имущественных отношений Иркутской области являются обоснованными, так как подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ФИО1 следует взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Министерства имущественных отношений Иркутской области удовлетворить.
Расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19 декабря 2014 года № 608, заключенный между Министерством имущественных отношений Иркутской области и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением (квартирой), расположенным по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу