ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-77/20 от 11.03.2020 Октябрьского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 марта 2020 года г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Головой Т.А., при секретаре Молодкиной О.В., с участием помощника прокурора г. Октябрьск Камина А.В., адвоката Потоня О.В., предоставившей удостоверение и ордер от 12.02.2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яланжи В.М. к Главному управлению МЧС России по Самарской области, Центру ГИМС МЧС России Главного управления по Самарской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Яланжи В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Самарской области, Центру ГИМС МЧС России Главного управления по Самарской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Просит восстановить её на работе в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» <данные изъяты>), обязать работодателя обеспечить все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации при увольнении и приеме на работу; взыскать с Главного управления МЧС России по Самарской области в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе и компенсацию морального вреда в сумме 900.099 рублей.

Из искового заявления следует, что Яланжи В.М. работала в ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области в <данные изъяты>) с 01 июля 2005 г. в должности <данные изъяты>. Приказом -К от 27 декабря 2019г. она была уволена с работы на основании указанных в приказе работодателя: приказа МЧС России от 26.09.2019 , уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения от 29.09.2019 г., заявления об отказе от предложенной должности от ДД.ММ.ГГГГ. Считает увольнение незаконным, проведенным с нарушениями требований Трудового кодекса РФ, поскольку при увольнении ей не предложили все имеющиеся вакансии в подразделениях в той же местности, где ранее она являлась работником и осуществляла свою трудовую деятельность, не было учтено ее преимущественное право на оставление на работе. Уведомлением Главного управления МЧС России по Самарской области от 29.09.2019 года о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения гарантировано, что ей при увольнении будут предложены вакантные должности в структурных подразделениях Главного управления МЧС России по Самарской области и представлены все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.20 декабря 2019 года в ГУ МЧС России по Самарской области начальником отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Самарской области ей была озвучена только одна предлагаемая <данные изъяты> Управления материального обеспечения Главного управления МЧС России Самарской области, не соответствующая ее профилю (квалификации) и предыдущей профессиональной деятельности. Ранее она работала в должности <данные изъяты>) ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области, расположенном по адресу: <адрес>. Местом ее жительства также является <адрес>. Фактически предложено осуществлять трудовую деятельность в другой местности, отдаленной от места ее жительства в <адрес>. Позже ей стало известно, что на момент ее увольнения у работодателя имелись свободные вакантные должности в той же местности, в том же подразделении по ее квалификации, где ранее она работала.

В судебном заседании Яланжи В.М. уточнила заявленные исковые требования, просила восстановить ее на работе в качестве инспектора по маломерным судам в инспекторском отделении (Октябрьском) Центра ГИМС Главного Управления МЧС России по Самарской области, в случае удовлетворения исковых требований просила взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, в остальной части заявленные требования поддержала и показала, что работала в ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области в <данные изъяты> с 01 июля 2005г.. 27.12.2019 года была уволена в связи с ликвидацией учреждения. Считает увольнение незаконным, проведенным с нарушением требований трудового кодекса РФ и неисполнением гарантий. При увольнении ей не были предложены имеющиеся вакансии в подразделениях той же местности, не учтено ее преимущественное право на оставление на работе. Ей известно, что у работодателя имелись свободные вакансии, должности по ее квалификации. В учреждении ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области в <данные изъяты> изменилось только название, официального документа ей не было представлено по запросам. После 06.01.2020 года ей пришло извещение о том, что отказывают в ее втором заявлении в виду того, что должность государственного инспектора замещена. Она не знала, что образуется Октябрьское инспекторское отделение Центр ГИМС МЧС России. Уведомление о том, что ликвидируется ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области в инспекторском отделении «Октябрьское» она получала, но не извещена была о том, что будет новое образовываться. В уведомлении было указано, что будут предлагать должности. Ей предлагали одну должность, должность инспектора по основной деятельности ФПС и ГПС. После увольнения она обращалась в Министерство Российской Федерации, получила ответ, что дано поручение начальнику Главного Управления пригласить ее и решить вопрос о предоставлении должности и о трудоустройстве в соответствии с ее опытом и квалификацией. Ей предложили совершенно другие должности, которые не соответствуют ее опыту и квалификации. На момент увольнения другим сотрудникам были предложены такие же должности, по которым они работали. На сайте МЧС России их отделение до сих пор значится по юридическому адресу: <адрес>, <данные изъяты>». На момент подачи иска ответчик не предоставил полную информацию и не ознакомил ее со всеми документами, касающимися ликвидации или перехода на новую штатную структуру. Она получила ответ из <адрес> из Министерства по ЧС, что осуществлен переход на новую организационную штатную структуру, там не говорится о ликвидации, а говорится о переходе. Она предполагает, что была ликвидация юридических лиц и слияние имеющихся подразделений. Была ликвидация ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области в инспекторском отделении «Октябрьское». Согласно представленным документам есть правопреемник, то есть организация инспекторское отделение «Октябрьское» и имущество должно быть передано до 31.01.2020 года на баланс ГУ МЧС России по Самарской области. Вакансию ей предлагали, она согласилась, но была в стрессовой ситуации. Ей предложили вакансию и пообещали, что при освобождении <данные изъяты>, ей она будет предложена. Когда она приехала домой, обдумала эту ситуацию и поняла, что не сможет работать <данные изъяты>, так как в такой должности никогда не работала и сутками работать в этой должности не сможет, так как не сможет оставить <данные изъяты>, а также в этой должности не имеет опыта и квалификации, необходимо будет переучиваться. Она 14 лет работала <данные изъяты>, имеет опыт и навык, квалификацию и получила разряд, училась на эту профессию. Ей были предложены не все вакантные должности, она узнала о них от руководителя подразделения ФИО14 С уведомлением она была ознакомлена 01.10.2019 года, когда находилась на больничном, а 31.12.2019 года в <адрес>, ГУ МЧС России по <адрес> она была ознакомлена с приказом об увольнении под роспись. Фактически ликвидации организации не произошло, имела место реорганизация, ее увольнение нельзя признать законным. Введено структурное подразделение Главного Управления - Центр ГИМС Глав­ного Управления, в которое входит инспекторское отделение (Октябрьское) Центра ГИМС Главного управления, то есть инспекторское отделение (Октябрьское), с которым она состояла в трудовых отношениях. Таким образом, возможно ее восстановление на работе в инспекторском отделении (Октябрьском) Центра ГИМС Главного Управления МЧС России по Самарской области. До увольнения ей была начислена компенсация, были произведены выплаты, но за что - неизвестно. В уведомлении написано, что ей произвели выплаты, но сверить их она не может. Денежные средства она получает на карту. Размер взыскания суммы морального вреда оставляет на усмотрение суда, но считает, что до настоящего времени находится в стрессовой ситуации, 2 месяца находится без работы, у нее дети, их нужно кормить, один ребенок учится в другом городе в университете, это все усложнило ее жизненную ситуацию. Просит удовлетворить её требования в полном объеме.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Самарской области по доверенности Нечипорук С.В. в судебном заседании с иском Яланжи В.М. не согласился и показал, что работодателем Яланжи В.М. являлось ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области. Инспекторское отделение (Октябрьское) ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области не может быть для ФИО1 работодателем, так как не является юридическим лицом. Это наименование участка, где работник осуществлял свою деятельность. Рабочее место Яланжи располагалось по адресу: <адрес>. В данном случае ФКУ Центр ГИМС МЧС России по <адрес> в соответствии с приказом подлежит ликвидации, это подтверждается сведениями ЕГРЮЛ. Трудовой договор с истцом был расторгнут в связи с ликвидацией организации, которая являлась для истца работодателем. При увольнении истца был соблюден порядок его увольнения, предусмотренный законодательством Российской Федерации, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации. О предстоящем увольнении истец был уведомлен заблаговременно - 01.10.2019, за 3 месяца. Все выплаты, в связи с ее увольнением были произведены. Яланжи подтверждает, что выплаты были ей переведены на карту. С приказом об увольнении Яланжи была также ознакомлена. Трудовое законодательство не содержит такой порядок, что работодатель обязан устраивать своего работника в другие организации при их увольнении по случаю ликвидации юридического лица. То, что Яланжи предлагались должности в иной организации, располагающейся в иной местности, отличной от той местности, где ранее работала Яланжи В.М. - это не обязанность ее работодателя и не обязанность нового работодателя. Вакансий не было вообще, поскольку данное юридическое лицо подлежало ликвидации. Преимущество оставления на работе тоже не может рассматриваться, поскольку юридическое лицо ликвидируется. И ни один работник в данной организации не остался работать, поскольку юридическое лицо ликвидируется. На вакантные должности, на которые были трудоустроены сослуживцы истца - это право нового работодателя в лице Главного Управления принять. Созвучные должности, на которые указывает истец, располагаются в <адрес> и не входят в состав ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области, который являлся работодателем для истца. Истец указывает, что в приказе указан не тот номер договора, считает, что это описка, опечатка, которая не влечет восстановление истца в занимаемой должности. У Яланжи работодателем было ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области, юридический адрес: <адрес>, которое ликвидировано, ни одного лица в штате нет, все уволены. В инспекторском отделении «Октябрьское» Центр ГИМС ГУ МЧС России по Самарской области штат укомплектован, там 8 человек и все должности замещены. Во вновь созданную организацию работники были приняты через увольнение, они также были предупреждены и об увольнении. Работники, которые работали в г.Октябрьске, были уволены из одного юридического лица и приняты к другому юридическому лицу. Это не перевод с одного структурного подразделения в другое структурное подразделение. Яланжи уволена по ст. 81 п.1 ТК РФ, то есть ликвидация без правопреемства. В приказе указано правопреемство, имеется ввиду, что имущество, имеющееся в ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области было передано в Главное Управление. Статья 61 ГК РФ - ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, было передано имущество, но не должности. Правопреемство в данном случае касалось только имущества. ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», как юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации, а не реорганизации, присоединения или слияния, и уведомлением о снятии с учета в налоговом органе. В соответствии ч.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Согласно ч.9 ст.63 ГК РФ и ч.6 ст.22 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридического лица. Истец говорит о том, что Главное управление является правопреемником и ссылается на то, что имущество ему перешло от ликвидированного юридического лица. Здесь необходимо обратить внимание, что согласно Устава ФКУ «Центра ГИМС» МЧС России по Самарской области п. 1. 2 - Учредителем данного юридического лица является Российская Федерация, п.1.3 - полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий через ГУ МЧС России по Самарской области, таким образом данное имущество было возвращено ГУ МЧС России по Самарской области, т.е. выполняющему функции Учредителя. В связи с этим они считают, что это не правопреемство, а просто имущество возвращено Учредителю. Истец просит восстановить ее в ГУ МЧС России по Самарской области и указывает должность, но никакой фактической возможности восстановить ее в должности в Главном управлении нет, поскольку во - первых, они не обязаны это делать, а во- вторых, фактически нет такой возможности, поскольку все места укомплектованы и для того, чтобы трудоустроить Яланжи, необходимо будет кого-то уволить. Приказ предусматривает процедуру, порядок, создание ликвидационной комиссии, проведение ликвидации, внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Просит в удовлетворении исковых требований Яланжи В.М. отказать в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Ватенмахер И.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями Яланжи В.М. не согласился, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований Яланжи В.М. отказать, изучив представленные материалы и, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В силу ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Яланжи В.М. состояла в трудовых отношениях с Центром Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области по трудовому договору от 01.07.2005г, в соответствии с условиями которого Яланжи (до регистрации брака - <данные изъяты>) М.В. принята на работу в Октябрьский инспекторский участок на должность <данные изъяты>, что следует и из приказа о приеме работника на работу -лс от 01.07.2005 года. Согласно п. 1.1 Устава ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области» ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области» создано распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2011 года № 1536-р путем изменения типа государственного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области», созданного приказом Министерства РФ МЧС от 31.03.2005г. № 246 «Об утверждении Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области».

Приказом МЧС России от 26.09.2019 № 521 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Приволжском федеральном округе» в соответствии со статьями 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем 26 подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, разделом 5 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539, приказано: ликвидировать учреждения, находящиеся в ведении МЧС России, расположенные в том числе в Самарской области, и установить правопреемников ликвидируемых Учреждений согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

Установить срок завершения ликвидации Учреждений и передачи движимого, особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, а также земельных участков, закрепленных на праве постоянного бессрочного пользования за Учреждениями, до 01.01.2020.

Назначить председателей ликвидационных комиссий Учреждений, согласно приложению № 2.

Председателям ликвидационных комиссий Учреждений: представить на утверждение предложения по составу ликвидационных комиссий Учреждений;

в установленном порядке письменно уведомить о проведении ликвидационных мероприятий соответствующие организации, в том числе территориальные органы Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

в установленном порядке опубликовать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации Учреждений;

обеспечить передачу правопреемнику учреждения движимого, особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, а также земельных участков, закрепленных на праве постоянного бессрочного пользования за Учреждениями, согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

Приказом МЧС России от 26.09.2019 № 525 «О мероприятиях по организации перехода территориальных органов МЧС России на функционирование в новой организационно-штатной структуре с 1 января 2020 г.» в целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 12.11.2018 № Пр-2101, от 14.08.2019 № Пр-1623 и в соответствии с решением Коллегии МЧС России от 24 сентября 2019 г. № 7/II приказано руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России: провести анализ нормативной правовой базы и до 27 сентября 2019 г. направить в адрес Правового департамента МЧС России предложения в проект плана по актуализации нормативных правовых актов в связи с переходом территориальных органов МЧС России на функционирование в новой организационно-штатной структуре;

разработать и утвердить у курирующих заместителей Министра планы работ по направлениям деятельности, в целях обеспечения перехода территориальных органов МЧС России на функционирование в новой организационно-штатной структуре с 1 января 2020 г.

Правовому департаменту МЧС России на основе поступивших от структурных подразделений центрального аппарата предложений разработать и до 30 сентября 2019 г. утвердить у статс-секретаря - заместителя Министра План актуализации нормативных правовых актов в связи с переходом территориальных органов МЧС России на функционирование в новой организационно-штатной структуре и обеспечить контроль его выполнения.

Департаменту кадровой политики МЧС России: разработать и до 30 сентября 2019 г. представить на утверждение проект приказа МЧС России о создании рабочей группы по переходу территориальных органов МЧС России на функционирование в новой организационно-штатной структуре и совершенствованию организационно-штатной структуры центрального аппарата МЧС России;

до 10 октября 2019 г. представить на утверждение Методические рекомендации о порядке разработки, согласования и утверждения штатных расписаний территориальных органов МЧС России;

до 25 декабря 2019 г. организовывать проведение совещаний по промежуточному контролю проведения организационно-штатных мероприятий в режиме видеоконференцсвязи с периодичностью один раз в две недели.

Департаменту оперативного управления МЧС России внести изменения в систему управления МЧС России с учетом новой организационно-штатной структуры.

Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (за исключением главных управлений МЧС России по Республике Мордовия, Ставропольскому и Хабаровскому краям, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Липецкой областям, г. Москве) обеспечить: до 20 октября 2019 г. разработку на основе Методических рекомендаций о порядке разработки, согласования и утверждения штатных расписаний территориальных органов МЧС России, а также согласование с заместителями Министра координирующих деятельность территориальных органов МЧС России в соответствующем федеральном округе проектов штатных расписаний главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

до 1 ноября 2019 г. направление в Департамент кадровой политики МЧС России копий утвержденных штатных расписаний главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, заверенных в установленном порядке;

соблюдение социальных прав и гарантий всех категорий личного состава при проведении организационно-штатных мероприятий и их трудоустройства в территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего субъекта Российской Федерации при принятии решения об увольнении из системы МЧС России;

функционирование территориальных органов МЧС России в новой организационно-штатной структуре с 1 января 2020 г..

Из протокола проведения совещания Главного управления МЧС России по Самарской области с работниками ФАУ «ЦМТО ФПС по Самарской области» и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» от 30.09.2019г. следует, что заместитель руководителя территориального органа ФИО8 довел до личного состава работников федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы» и федерального казённого учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области» приказ МЧС России от 26.09.2019 № 521 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Приволжском федеральном округе», в связи с чем личному составу ЦМТО и Центр ГИМС выдаются уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения.

Приказом МЧС России № 560 от 03.10.2019г. «О ликвидационных комиссиях учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Приволжском федеральном округе утвержден состав ликвидационных комиссий учреждений МЧС России, дислоцируемых, в том числе, в Самарской области согласно приложению № 11.

Председателям ликвидационных комиссий в установленном порядке: провести инвентаризацию имущества и обязательств учреждений; обеспечить уведомление территориальных органов Федеральной налоговой службы о составлении промежуточных ликвидационных балансов; истребовать дебиторскую задолженность и произвести расчеты с кредиторами учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации; закрыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства; подготовить и представить для утверждения в установленном порядке промежуточные и ликвидационные балансы; обеспечить представление в территориальные органы Федеральной налоговой службы для государственной регистрации документов, подготовленных в связи с ликвидацией учреждений, а также получение документов о внесении записи о ликвидации учреждений в Единый государственный реестр юридических лиц; направить в Финансово-экономический департамент и Департамент кадровой политики копии документов, подтверждающих внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации учреждений (юридических лиц); осуществить иные мероприятия, связанные с ликвидацией учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Департаменту кадровой политики совместно с председателями ликвидационных комиссий, указанными в приложениях к настоящему приказу, организовать и обеспечить контроль за увольнением и переводом личного состава ликвидируемых учреждений.

Руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, председателям ликвидационных комиссий, указанным в приложениях к настоящему приказу, обеспечить: - проведение ликвидационных мероприятий за счет и в пределах имеющихся материальных и финансовых средств по закрепленным направлениям деятельности МЧС России;

- выполнение мероприятий по актуализации распорядительных документов и нормативных правовых актов, связанных с реализацией настоящего приказа;

- соблюдение социальных прав и гарантий сотрудников учреждений МЧС России при проведении ликвидационных мероприятий.

Приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» введены в действие с 01 января 2020 года штатные расписания главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации согласно приложению. Согласно приложению к приказу МЧС России от 29.10.2019г. номер штатного расписания Главного управления МЧС России по Самарской области - 20/56.

Приказом Главного управления МЧС России по Самарской области от 31.12.2019г. «О местах дислокации структурных подразделений Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Самарской области» в соответствии с приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» и введение в действие с 01.01.2020 года штатного расписания Главного управления МЧС России по Самарской области, приказано: определить места дислокации инспекторских отделений, инспекторских участков, групп Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Самарской области, в соответствии с приложением.

Приказ распространяет своё действие с 01.01.2020.

Согласно приложению к приказу Главного управления МЧС России по Самарской области от 31.12.2019г. № 651 место дислокации Инспекторского отделения (Октябрьское) Центра ГИМС Главного управления МЧС России по <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что в соответствии с вышеуказанными документами, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» подлежало ликвидации.

29.09.2019г. Яланжи М.В. направлено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения, с которым она была ознакомлена под роспись 01 октября 2019 года.

Согласно заявления от 20.12.2019, адресованного начальнику Главного управления МЧС России по Самарской области, Яланжи В.М. просит отозвать ее заявление и считать недействительным о приеме на работу на должность инспектора по основной деятельности отделения ФПС ГПС по тыловому и техническому обеспечению управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России Самарской области от 20.12.2019 в порядке перевода из ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области».

На основании приказа МЧС России от 26.09.2019 № 521, уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения от 29.09.2019, заявления об отказе от предложенной должности от 20.12.2019 действие трудового договора от 01 июля 2005 г. № 21 прекращено, о чем свидетельствует приказ 163-К от 27.12.2019г.. Яланжи В.М. уволена из инспекторского отделения (Октябрьское) с должности <данные изъяты>) с 31 декабря 2019 года. С указанным приказом Яланжи В.М. была ознакомлена под роспись 31 декабря 2019 года.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение о ликвидации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» принято при наличии на то достаточных оснований, уполномоченным на то органом, ликвидация проводится без перехода прав и обязанностей к другому лицу, следовательно, увольнение истца в связи с ликвидацией организации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ произведено при наличии законных оснований и является правомерным.

Доводы стороны истца о том, что фактически была произведена реорганизация юридического лица, а не ликвидация, суд признает несостоятельными.

Создание юридического лица Центр Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)) и ликвидация ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)) не свидетельствует о реорганизации юридического лица, поскольку это противоречит имеющимся в материалах дела документам.

Из Устава ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области следует, что Учреждение может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация Учреждения влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому лицу (другим лицам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае ликвидации Учреждения создается в установленном порядке ликвидационная комиссия.

С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Учреждением.

Ликвидация Учреждения считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации Учреждения увольняемым сотрудникам и работникам Учреждения гарантируется соблюдение их законных прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 5.4 -5.8).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что деятельность ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области действительно прекращена, нежилые помещения по адресу: <адрес> переданы ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)) по акту приема-передачи основных средств от 31.2.2019 собственнику имущества - Администрации г.о. Октябрьск Самарской области, действующей от имени собственника муниципального имущества г.о. Октябрьск в лице руководителя Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Октябрьск. Местом дислокации для осуществлениядеятельности вновь созданного Центр Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)) является <адрес>. Совпадение функций, целей и задач, должностей штатного расписания, передача только движимого, особо ценного движимого и недвижимого имущества, земельных участков от ликвидируемого ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области к Главному управлению МЧС России по Самарской области, осуществляющего полномочия учредителя МЧС России, не являются бесспорным доказательством реорганизации учреждения.

Оспаривая законность увольнения, истец ссылается и на то, что на момент её увольнения, ответчик не ликвидирован. До внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации она не могла быть уволена по данному основанию.

Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации, обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации.

Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2), при этом не имеет значение, кто и на каком основании ликвидирует юридическое лицо, являющееся работодателем. Важен сам факт ликвидации организации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ст. 61 ГК РФ); согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Соответственно, при ликвидации организации увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может последовать в любое время проведения процедуры ликвидации с соблюдением предусмотренных трудовым законодательством порядка и гарантий.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской на момент увольнения истца с работы, не свидетельствует о незаконности такого увольнения. Увольнение по данному основанию связано с ликвидацией организации в целом, а не с конечной стадией процедуры ликвидации юридического лица.

Согласно Обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации №2 2016г. завершения процедуры ликвидации организации, подтверждаемой внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией, для увольнения работника по п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ не требуется.

В настоящее время ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской свою деятельность прекратило, его сотрудники уволены. Согласно уведомлению ИФНС России по <адрес> о снятии с учета российской организации в налоговом органе от 21.02.2020 ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица, содержащихся в Выписке из ЕГРЮЛ, ГРН от 20.02.2020 снято с учета 20.02.2020 по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, в налоговом органе по месту нахождения организации: <адрес>А, в ИФНС России по <адрес>.

Доводы истца о том, что ей незаконно было отказано в приеме на работу в порядке перевода из ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области в Главное управление МЧС России по Самарской области на должность <данные изъяты> в Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Главного управления по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)), а также на момент увольнения не предложены вакантные должности в той же местности, в том же подразделении по ее квалификации, где ранее она работала, суд считает не состоятельными, поскольку действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работодателя при увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предлагать увольняемым лицам имеющиеся вакансии, другую работу в той же организации в пределах иной местности.

Вместе с тем ответчиком, как установлено в судебном заседании, в процессе ликвидации Учреждения была предложена Яланжи В.М. должность - <данные изъяты> ФПС ГПС по тыловому и техническому обеспечению управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Самарской области, от которой она отказалась, так как просила принять ее на работу в порядке перевода из ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области в Главное управление МЧС России по Самарской области на должность <данные изъяты> МЧС России Главного управления по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)). Данное предложение являлось целью сохранения квалифицированных кадров, а не мероприятием по реорганизации Учреждения.

У ответчика также отсутствовала обязанность предлагать истцу вакансию во вновь созданной организации Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Главного управления по Самарской области (инспекторское отделение (Октябрьское)) в пределах иной местности должности - <данные изъяты>, поскольку таких оснований не имеется и восстановление истца в данной должности невозможно, так как у Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Главного управления по Самарской области с ней ранее каких-либо трудовых отношений не было.

Суд отклоняет доводы истца о том, что она имела преимущественное право на оставление на работе, поскольку указанная гарантия применяется согласно статье 179 Трудового кодекса Российской Федерации в случае сокращения численности или штата работников.

Суд также не принимает во внимание доводы истца о том, что увольнение является незаконным, поскольку ответчиком было направлено уведомление о предстоящем увольнении во время нахождения ее на больничном, поскольку положения статьи 81 ТК РФ допускают увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске по инициативе работодателя в случае ликвидации организации.

Опечатка, допущенная в приказе о прекращении трудового договора с работником -К от 27.12.2019, в части указания номера трудового договора, судом во внимание не принимается, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о нарушении ответчиком установленного законом порядка увольнения работника и само по себе не может являться основанием для признания увольнения незаконным.

Суд не принимает во внимание ссылку стороны истца на письменный ответ Государственной инспекции труда в Самарской области по обращению Яланжи В.М., в котором сделан вывод, что Главное управление МЧС России по Самарской области фактически явилось правопреемником ФКУ Центр Государственной инспекции по <данные изъяты> по <адрес>, а также, что порядок увольнения Яланжи В.М. был нарушен, поскольку все обстоятельства устанавливаются и проверяются судом на основании совокупности доказательств в порядке ст. 67 ГПК РФ, при этом суд при вынесении решения не связан выводами государственной инспекции труда.

При установленных обстоятельствах суд, оценивая по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства по делу в отдельности, а также в их совокупности, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований о восстановлении на работе, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, так как факт ликвидации ФКУ Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и не опровергнут истцом, предусмотренный законом порядок увольнения ответчиком соблюден.

Поскольку в удовлетворении требования истца о восстановлении на работе судом отказано, то производные исковые требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Яланжи В.М. к Главному управлению МЧС России по Самарской области, Центру ГИМС МЧС России Главного управления по Самарской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательном виде изготовлено 17 марта 2020 года.

Председательствующий: судья Т.А. Голова