ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-77/2013 от 21.01.2013 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

 К делу № 2-77/2013

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 января 2013 года                                                                                                     ст. Выселки

 Выселковский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Бумагиной О.В., при секретаре Коноваловой И.С., с участием помощника прокурора Коломоец К.А., представителя администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район – Дулиной С.В., представитель Отделения надзорной деятельности Выселковского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю - Панченко И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новобейсугское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Новобейсугское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Выселковского района обратился с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новобейсугское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Новобейсугское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий, указывая, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район. 31.07.2012 г. по результатам проведенной проверки соблюдения в Новобейсугском сельском поселении в составе МО Выселковский район законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о противопожарной безопасности в адрес главы указанного сельского поселения внесено представление. Вместе с тем, повторно проведенной проверкой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены. Органом местного самоуправления не выполняются требования ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон № 69-ФЗ) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта, а именно, администрацией муниципального образования Новобейсугское сельское поселение не выполняется обязанность по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, в планах и программах развития территорий данные мероприятия не отражены; порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия не установлены; не принят план привлечения сил и средств для тушения пожаров. План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения, утвержденный в 2007 г., не корректировался, не уточнялся с 01.01.2011 г. Так, не внесены изменения относительно численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредствам сирен, отсутствуют сведения о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Плавсредств на случай подтопления территории поселения в администрации Новобейсугского сельского поселения не имеется, договоры на их предоставление не заключались. В генеральном плане сельского поселения, утвержденном решением Совета Новобейугского сельского поселения от 16.05.2012 г. № 4, отсутствует предусмотренное ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нарушение положений ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ администрацией Новобейсугского    сельского    поселения    не    разработана    целевая    программа, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций, отсутствует положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

 Отчетные материалы о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год, обязанность по ведению которых предусмотрена п. п. 3, 4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - приказ МЧС) отсутствуют. Кроме того, в нарушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ и ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ в муниципальном образовании отсутствует Положение о резервном фонде (с номенклатурой), о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В нарушение требовании п.п. 2,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов, материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Новобейсугского сельского поселения не осуществляется. В частности, между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Е.Н.И. (...) _____ г. заключен договор на поставку продовольственных товаров, товаров детского питания и первой необходимости. При этом продажа детского питания индивидуальным предпринимателем Елисеевой Н.И. не осуществляется. Аналогичные нарушения установлены при проверке исполнения договоров, заключенных на случай возникновения чрезвычайных ситуаций между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем А.Г.В. о предоставлении вещевого имущества. При этом администрацией Новобейсугского сельского поселения договор на поставку лекарственных средств и медикаментов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций с аптечными организациями не заключался. В администрации Новобейсугского сельского поселения не соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий, расписания и журналы учета занятий, не разработаны программы обучения работающего населения, не принят распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, отсутствуют отчетные материалы об их проведении, не проводятся комплексные учения. В нарушение п. п. 16.4, 16.6 приказа МЧС отсутствуют карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Также отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнал проверки средств индивидуальной защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копии актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Таким образом, должностными лицами администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе МО Выселковский район не в полном объеме исполняются возложенные на них обязанности, что может создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, причинения ущерба окружающей среде, нарушает права и законные интересы муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район и Российской Федерации.

 В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район в части не устранения нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять меры по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, отразить их в планах и программах развития территорий; определить порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия; принять план привлечения сил и средств для тушения пожаров; внести изменения в План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения относительно сведений о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредством сирен; принять меры по обеспечению плавсредствами на случай подтопления территории поселения; внести изменения в генеральный план в части отображения территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработать целевую программу, направленную на предупреждение чрезвычайных ситуаций, разработать и принять положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности; организовать ведение отчетных материалов о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год; принять Положение о резервном фонде (с номенклатурой), Положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций; осуществлять контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; принять меры по обеспечению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций лекарственными средствами и медикаментами; организовать ведение документов, подтверждающих проведение занятий, расписания и журналы учета занятий; разработать программы обучения работающего населения; принять распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, и организовать ведение отчетных материалов об их проведении, организовать проведение комплексных учений; организовать ведение карточек, журнала учета по годам изготовления, плана выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; принять меры по введению структуры и табеля оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению; организовать ведение паспортов, формуляров, актов лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнала проверки средств индивидуальной защиты, графика осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копий актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты.

 В судебном заседании помощник прокурора Коломоец К.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

 Представитель администрации Новобейсугское сельское поселение Выселковского района – Дулина С.В. в судебном заседании не возражала удовлетворить заявленные требования.

 Представитель Отделения надзорной деятельности Выселковского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы прокурора.

 Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район.

 В соответствии с п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в " границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

 Статьей 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных    ситуациях    и    организуют    их    проведение,    осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Прокуратурой Выселковского района 31.07.2012 г. по результатам проведенной проверки соблюдения в Новобейсугском сельском поселении в составе МО Выселковский район законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о противопожарной безопасности, в адрес главы указанного сельского поселения внесено представление.

 Вместе с тем, повторно проведенной проверкой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены.

 Органом местного самоуправления не выполняются требования ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон № 69-ФЗ) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта, а именно, администрацией муниципального образования Новобейсугское сельское поселение не выполняется обязанность по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, в планах и программах развития территорий данные мероприятия не отражены; порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия, не установлены; не принят план привлечения сил и средств для тушения пожаров.

 План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения, утвержденный в 2007 г., не корректировался, не уточнялся с 01.01.2011 г. Так, не внесены изменения относительно численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредствам сирен, отсутствуют сведения о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

 Плавсредств на случай подтопления территории поселения в администрации Новобейсугского сельского поселения не имеется, договоры на их предоставление не заключались.

 В генеральном плане сельского поселения, утвержденном решением Совета Новобейугского сельского поселения от 16.05.2012 г. № 4, отсутствует предусмотренное ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В нарушение положений ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ администрацией Новобейсугского    сельского    поселения    не    разработана    целевая    программа, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций, отсутствует положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

 Отчетные материалы о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год, обязанность по ведению которых предусмотрена п. п. 3, 4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - приказ МЧС) отсутствуют.

 Кроме того, в нарушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ и ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ в муниципальном образовании отсутствует Положение о резервном фонде (с номенклатурой), о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

 В нарушение требовании п.п. 2,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов, материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» контроль, за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Новобейсугского сельского поселения не осуществляется.

 В частности, между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Е.Н.И.. (...) _____ г. заключен договор на поставку продовольственных товаров, товаров детского питания и первой необходимости.     При этом продажа детского питания индивидуальным предпринимателем Е.Н.И.. не осуществляется. Аналогичные нарушения установлены при проверке исполнения договоров, заключенных на случай возникновения чрезвычайных ситуаций между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем А.Г.В. о предоставлении вещевого имущества.

 При этом администрацией Новобейсугского сельского поселения договор на поставку лекарственных средств и медикаментов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций с аптечными организациями не заключался.

 В администрации Новобейсугского сельского поселения не соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий, расписания и журналы учета занятий, не разработаны программы обучения работающего населения, не принят распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, отсутствуют отчетные материалы об их проведении, не проводятся комплексные учения.

 В нарушение п. п. 16.4, 16.6 приказа МЧС отсутствуют карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

 Также отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнал проверки средств индивидуальной защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копии актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

 В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новобейсугское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Новобейсугское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий– удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район в части не устранения нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности.

 Обязать администрацию муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять меры по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, отразить их в планах и программах развития территорий; определить порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия; принять план привлечения сил и средств для тушения пожаров; внести изменения в План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения относительно сведений о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредством сирен; принять меры по обеспечению плавсредствами на случай подтопления территории поселения; внести изменения в генеральный план в части отображения территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработать целевую программу, направленную на предупреждение чрезвычайных ситуаций, разработать и принять положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности; организовать ведение отчетных материалов о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год; принять Положение о резервном фонде (с номенклатурой), Положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций; осуществлять контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; принять меры по обеспечению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций лекарственными средствами и медикаментами; организовать ведение документов, подтверждающих проведение занятий, расписания и журналы учета занятий; разработать программы обучения работающего населения; принять распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, и организовать ведение отчетных материалов об их проведении, организовать проведение комплексных учений; организовать ведение карточек, журнала учета по годам изготовления, плана выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; принять меры по введению структуры и табеля оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению; организовать ведение паспортов, формуляров, актов лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнала проверки средств индивидуальной защиты, графика осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копий актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья.

 Решение вступило в законную силу.