ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-77/2013 от 21.01.2013 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

 К делу № 2-77/2013

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 января 2013 года                                                                                                     ст. Выселки

 Выселковский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Бумагиной О.В., при секретаре Коноваловой И.С., с участием помощника прокурора Коломоец К.А., представителя администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район – ФИО1, представитель Отделения надзорной деятельности Выселковского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новобейсугское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Новобейсугское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Выселковского района обратился с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новобейсугское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Новобейсугское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий, указывая, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район. 31.07.2012 г. по результатам проведенной проверки соблюдения в Новобейсугском сельском поселении в составе МО Выселковский район законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о противопожарной безопасности в адрес главы указанного сельского поселения внесено представление. Вместе с тем, повторно проведенной проверкой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены. Органом местного самоуправления не выполняются требования ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон № 69-ФЗ) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта, а именно, администрацией муниципального образования Новобейсугское сельское поселение не выполняется обязанность по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, в планах и программах развития территорий данные мероприятия не отражены; порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия не установлены; не принят план привлечения сил и средств для тушения пожаров. План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения, утвержденный в 2007 г., не корректировался, не уточнялся с 01.01.2011 г. Так, не внесены изменения относительно численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредствам сирен, отсутствуют сведения о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Плавсредств на случай подтопления территории поселения в администрации Новобейсугского сельского поселения не имеется, договоры на их предоставление не заключались. В генеральном плане сельского поселения, утвержденном решением Совета Новобейугского сельского поселения от 16.05.2012 г. № 4, отсутствует предусмотренное ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нарушение положений ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ администрацией Новобейсугского    сельского    поселения    не    разработана    целевая    программа, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций, отсутствует положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

 Отчетные материалы о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год, обязанность по ведению которых предусмотрена п. п. 3, 4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - приказ МЧС) отсутствуют. Кроме того, в нарушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ и ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ в муниципальном образовании отсутствует Положение о резервном фонде (с номенклатурой), о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В нарушение требовании п.п. 2,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов, материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Новобейсугского сельского поселения не осуществляется. В частности, между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Е.Н.И. (...) _____ г. заключен договор на поставку продовольственных товаров, товаров детского питания и первой необходимости. При этом продажа детского питания индивидуальным предпринимателем ФИО3 не осуществляется. Аналогичные нарушения установлены при проверке исполнения договоров, заключенных на случай возникновения чрезвычайных ситуаций между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем А.Г.В. о предоставлении вещевого имущества. При этом администрацией Новобейсугского сельского поселения договор на поставку лекарственных средств и медикаментов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций с аптечными организациями не заключался. В администрации Новобейсугского сельского поселения не соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий, расписания и журналы учета занятий, не разработаны программы обучения работающего населения, не принят распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, отсутствуют отчетные материалы об их проведении, не проводятся комплексные учения. В нарушение п. п. 16.4, 16.6 приказа МЧС отсутствуют карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Также отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнал проверки средств индивидуальной защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копии актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Таким образом, должностными лицами администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе МО Выселковский район не в полном объеме исполняются возложенные на них обязанности, что может создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, причинения ущерба окружающей среде, нарушает права и законные интересы муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район и Российской Федерации.

 В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район в части не устранения нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять меры по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, отразить их в планах и программах развития территорий; определить порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия; принять план привлечения сил и средств для тушения пожаров; внести изменения в План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения относительно сведений о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредством сирен; принять меры по обеспечению плавсредствами на случай подтопления территории поселения; внести изменения в генеральный план в части отображения территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработать целевую программу, направленную на предупреждение чрезвычайных ситуаций, разработать и принять положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности; организовать ведение отчетных материалов о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год; принять Положение о резервном фонде (с номенклатурой), Положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций; осуществлять контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; принять меры по обеспечению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций лекарственными средствами и медикаментами; организовать ведение документов, подтверждающих проведение занятий, расписания и журналы учета занятий; разработать программы обучения работающего населения; принять распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, и организовать ведение отчетных материалов об их проведении, организовать проведение комплексных учений; организовать ведение карточек, журнала учета по годам изготовления, плана выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; принять меры по введению структуры и табеля оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению; организовать ведение паспортов, формуляров, актов лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнала проверки средств индивидуальной защиты, графика осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копий актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты.

 В судебном заседании помощник прокурора Коломоец К.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

 Представитель администрации Новобейсугское сельское поселение Выселковского района – ФИО1 в судебном заседании не возражала удовлетворить заявленные требования.

 Представитель Отделения надзорной деятельности Выселковского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы прокурора.

 Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район.

 В соответствии с п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в " границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

 Статьей 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных    ситуациях    и    организуют    их    проведение,    осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Прокуратурой Выселковского района 31.07.2012 г. по результатам проведенной проверки соблюдения в Новобейсугском сельском поселении в составе МО Выселковский район законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о противопожарной безопасности, в адрес главы указанного сельского поселения внесено представление.

 Вместе с тем, повторно проведенной проверкой установлено, что нарушения действующего законодательства не устранены.

 Органом местного самоуправления не выполняются требования ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон № 69-ФЗ) по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта, а именно, администрацией муниципального образования Новобейсугское сельское поселение не выполняется обязанность по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, в планах и программах развития территорий данные мероприятия не отражены; порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия, не установлены; не принят план привлечения сил и средств для тушения пожаров.

 План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения, утвержденный в 2007 г., не корректировался, не уточнялся с 01.01.2011 г. Так, не внесены изменения относительно численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредствам сирен, отсутствуют сведения о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

 Плавсредств на случай подтопления территории поселения в администрации Новобейсугского сельского поселения не имеется, договоры на их предоставление не заключались.

 В генеральном плане сельского поселения, утвержденном решением Совета Новобейугского сельского поселения от 16.05.2012 г. № 4, отсутствует предусмотренное ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В нарушение положений ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ администрацией Новобейсугского    сельского    поселения    не    разработана    целевая    программа, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций, отсутствует положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

 Отчетные материалы о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год, обязанность по ведению которых предусмотрена п. п. 3, 4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - приказ МЧС) отсутствуют.

 Кроме того, в нарушение ст. 81 Бюджетного кодекса РФ и ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ в муниципальном образовании отсутствует Положение о резервном фонде (с номенклатурой), о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

 В нарушение требовании п.п. 2,4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов, материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» контроль, за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Новобейсугского сельского поселения не осуществляется.

 В частности, между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем Е.Н.И.. (...) _____ г. заключен договор на поставку продовольственных товаров, товаров детского питания и первой необходимости.     При этом продажа детского питания индивидуальным предпринимателем Е.Н.И.. не осуществляется. Аналогичные нарушения установлены при проверке исполнения договоров, заключенных на случай возникновения чрезвычайных ситуаций между администрацией Новобейсугского сельского поселения и индивидуальным предпринимателем А.Г.В. о предоставлении вещевого имущества.

 При этом администрацией Новобейсугского сельского поселения договор на поставку лекарственных средств и медикаментов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций с аптечными организациями не заключался.

 В администрации Новобейсугского сельского поселения не соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий, расписания и журналы учета занятий, не разработаны программы обучения работающего населения, не принят распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, отсутствуют отчетные материалы об их проведении, не проводятся комплексные учения.

 В нарушение п. п. 16.4, 16.6 приказа МЧС отсутствуют карточки, журнал учета по годам изготовления, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

 Также отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнал проверки средств индивидуальной защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копии актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты, что является нарушением ст. ст. 1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

 В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новобейсугское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления администрации Новобейсугское сельское поселение в составе администрации МО Выселковский район незаконным в части не устранения нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности, понуждению к совершению действий– удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район в части не устранения нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и законодательства о пожарной безопасности.

 Обязать администрацию муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять меры по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, отразить их в планах и программах развития территорий; определить порядок установления особого противопожарного режима на территории Новобейсугского сельского поселения, а также дополнительные требования пожарной безопасности на время его действия; принять план привлечения сил и средств для тушения пожаров; внести изменения в План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Новобейсугского сельского поселения относительно сведений о зонах подтопления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, численности населения, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям, порядка оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций посредством сирен; принять меры по обеспечению плавсредствами на случай подтопления территории поселения; внести изменения в генеральный план в части отображения территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработать целевую программу, направленную на предупреждение чрезвычайных ситуаций, разработать и принять положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности; организовать ведение отчетных материалов о выполненных мероприятиях, согласно плана основных мероприятий на текущий год; принять Положение о резервном фонде (с номенклатурой), Положение о порядке расходования средств резервного фонда на финансовое обеспечение в области гражданской обороны и мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций; осуществлять контроль за наличием резервных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; принять меры по обеспечению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций лекарственными средствами и медикаментами; организовать ведение документов, подтверждающих проведение занятий, расписания и журналы учета занятий; разработать программы обучения работающего населения; принять распорядительный документ об организации проведения учений и тренировок, и организовать ведение отчетных материалов об их проведении, организовать проведение комплексных учений; организовать ведение карточек, журнала учета по годам изготовления, плана выдачи и распределения средств индивидуальной защиты, а также учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; принять меры по введению структуры и табеля оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; назначить в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению; организовать ведение паспортов, формуляров, актов лабораторных испытаний и свидетельств на имеющиеся средства индивидуальной защиты, журнала проверки средств индивидуальной защиты, графика осмотра и проведения лабораторных испытаний и проверок, копий актов лабораторных испытаний и проверок средств радиационной и химической защиты.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья.

 Решение вступило в законную силу.