РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Качуг 12 апреля 2017 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Поповой О.М., при секретаре Зуевой О.Ю., с участием помощника прокурора Ханхашкеевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Качугского района в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая Компания п.Качуг» далее (ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг») о возложении обязанности получить в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Качугского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» о возложении обязанности получить в установленном порядке лицензии на право пользования участками недр местного значения для добычи с подземных вод питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжениям или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения по адресам:
<адрес>
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения прокуратурой Качугского района проверки соблюдения экологического законодательства, законодательства о недропользовании при использовании, охране водных объектов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, установлен факт безлицензионной добычи подземных вод посредством использования источником хозяйственно-бытового водоснабжения ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» по адресам:
<адрес>
ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» нарушаются обязательные требования, выразившиеся в использовании подземного водного объекта (водозаборной скважины) для хозяйственно- бытового водоснабжения с ежедневным забором воды без оформленной в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами.
Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 12.10.2016 № 66-37-12712/6 лицензии на право пользования участком недр местного значения для добычи с подземных вод целью питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжениям или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» не выдавались.
Согласно информации отдела геологии и лицензирования по Иркутской области (Иркутскнедра) от 21.02.2017 № 464/ЦС-10-48 лицензии на право пользования участком недр местного значения для добычи с подземных вод целью питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжениям или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» не выдавались.
В силу положений ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу абзацев 1, 5 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закона), пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии с абзацами 1,3 ст.11 Закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие условия пользования недрами.
Согласно абзацам 1, 2 ст. 35 Закона, основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр как основы жизни и деятельности человека, важнейшей составной части природы, при родном ресурсе, используемом в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на недра и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст.42 Конституции РФ.
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с иском.
В судебном заседании помощник прокурора Ханхашкеева С.В. исковые требования прокурора района поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» Ж.. в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ не явился, по неизвестной суду причине, был извещен надлежащим образом. Дело слушанием было отложено на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении дела слушанием, в связи с невозможностью явиться в судебное заседание, поскольку состоится встреча с Министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Согласно ч.2 ст.167 ГПК РФ в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
В качестве уважительных причин ответчик в лице директора ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» Ж. указал на невозможность присутствия, поскольку состоится встреча с Министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Между тем данное обстоятельство само по себе не является уважительной причиной.
Согласно ст.48 ГПК РФ представителями организации в суде могут выступать её руководители, действующие в пределах полномочий, либо представители.
Доказательства невозможности привлечения иных лиц к участию в судебном заседании ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по доверенности Л., в судебном заседании не присутствовала, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, представив суду отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство поясняет, что в соответствии со ст.ст. 10.1, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Порядком предоставления права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 28.05.2014 № 254-пп (далее Постановление № 254-пп), ответчику для добычи подземных вод объемом не более 500 кубических метров в сутки необходимо получить лицензию, обратившись в Министерство с заявлением по форме с приложением необходимых документов, согласно Постановлению № 254-пп.
Представитель третьего лица – Департамента по недропользованию по центрально-сибирскому округу по доверенности Г.. в судебном заседании не присутствовала, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государева.
Статьей 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 5, п. 1, ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации, к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, которые находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 9 Водного Кодекса Российской Федерации, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе, предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.
Из статей 11, 12, 17.1 Закона "О недрах" и названных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности либо переоформляется на другое лицо Федеральным агентством по недропользованию в строго установленном порядке.
В силу Закона "О недрах" передача лицензии на пользование участком недр от одного юридического лица другому без соблюдения определенной законодательством процедуры не допускается.
Исходя из смысла указанных норм права следует, что получение лицензии на указанный вид деятельности является обязательным, получателем лицензии является субъект, который будет осуществлять соответствующий вид деятельности.
Согласно абзацам 1, 2 ст. 35 Закона, основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
Согласно пункту 3 абзаца 1 статьи 2.3 Закона участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки относятся к участкам недр местного значения.
В соответствии с абзацем 5 статьи 16 Закона порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 № 122-пп (ред. от 31.08.2016) утверждено Положение о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
В судебном заседании установлено, что предметом деятельности ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» является, в том числе, и снабжение питьевой водой жителей пос.Качуг.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ представленного в материалы дела следует, что Качугское муниципальное образование, городское поселение в лице главы администрации З.., действующего на основании Устава передало в безвозмездное пользование ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» в лице директора Ж.. муниципальное имущество согласно приложению № к дополнительному соглашению по перечню- водонапорные башни в количестве <данные изъяты> единиц, с указанием адресов водонапорных башен и количеством используемого объема добычи вод (л.д.<данные изъяты>).
Как следует из сообщения, представленного Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области от 27.02.2017г № 02-66-750/17 лицензии и разрешения на право пользования участками недр местного значения для добычи с подземных вод целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжениям или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг» в 2015-2016годах не выдавались (л.д.<данные изъяты>)
По сообщению Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округа от 21.02.2017года № 464/ЦС-10-48, по состоянию на 21.02.2017года в Реестре государственной регистрации лицензий на право пользования недрами на территории Иркутской области лицензии, выданные ООО«Теплоснабжающая Компания п.Качуг», не значатся (л.д.<данные изъяты>).
Со стороны ответчика в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено доказательств законности пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах требования прокурора о понуждении ответчика к получению лицензий на право добычи подземных вод являются правомерными, так как основаны на требованиях закона о недопустимости безлицензионного пользования недрами и направлены на защиту прав Российской Федерации, интересы которой нарушаются в связи с таким пользованием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Качугского района в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая Компания п.Качуг» о возложении обязанности получить в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая Компания п.Качуг» получить в установленном законом порядке лицензии на право добычи подземных вод питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения по адресам:
<адрес>
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца.
Судья: О.М.Попова