ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-77/2022 от 06.05.2022 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Таксимо 6 мая 2022 года

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Гулиевой А.И., с участием заместителя прокурора Муйского района РБ Бидаева С.В., представителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-77/2022 по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации к администрации МО ГП «Северомуйское» о признании распоряжения и приказа о назначении на должность незаконными, обязании расторгнуть трудовой договор,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муйского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации МО ГП «Северомуйское», в котором просит признать незаконным распоряжение главы-руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 от 22.02.2022 №08 «О назначении на должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское», признать незаконным приказ (распоряжение) от 22.02.2022 №05-к, возложить на администрацию МО ГП «Северомуйское» обязанность по расторжению трудового договора от 24.02.2022 №49, заключенного с ФИО1, по основанию, предусмотренному абз.6 ч.1 ст. 84 ТК РФ (трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п.11 ч.1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности). Требования мотивированы тем, что прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, законодательства о противодействии коррупции. Проведенной проверкой установлено, что распоряжением главы- руководителям администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 от 22.02.2022г. ФИО1 назначен на должность руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» с 24.02.2022г. Также главой- руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 издан приказ -к от 22.02.2022г. о назначении ФИО1 на должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское». В силу приложения к Порядку ведения реестра муниципальных служащих в МО ГП «Северомуйское», утвержденного главой-руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 22.02.2022г., ФИО1, замещающий должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» является муниципальным служащим. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что вопреки частям 1 и 5 статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ ФИО1 при поступлении на муниципальную службу не представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и одного несовершеннолетнего ребенка. Кроме того, установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.03.2022г. № ЮЭ9965- 22-62990503 ФИО1 (ИНН <***>) является учредителем ООО «Терминал» (ИНН <***>). Также ФИО1 является директором указанного юридического лица. Таким образом, ФИО1 путем непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера скрыл факт о том, что является учредителем и директором коммерческой организации при поступлении на муниципальную службу. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства, в связи с чем федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства недопустимость продолжения трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства. Следовательно, выявленные в ходе проверки нарушения являются основанием для применения в отношении заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО1 меры ответственности в виде увольнения с муниципальной службы.

В судебном заседании заместитель прокурора Муйского района Республики Бурятия Бидаев С.В. исковые требования поддержал, привел доводы, указанные в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2, третье лицо ФИО1, представитель совета депутатов МО ГП «Северомуйское» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

Представитель администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО2, в письменном отзыве указала, что с исковыми требованиями прокурора не согласна по следующим основаниям. Исходя из законодательства, непредставление муниципальным служащим, лицом, замещающее муниципальную должность, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является безусловным основанием для его увольнения в связи с утратой доверия. В то же время, если служащий по объективным причинам не смог в установленный срок представить указанные выше сведения, то ему необходимо заблаговременно обратиться с письменным заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Если по результатам рассмотрения заявления комиссия признает причину непредставления сведений уважительной, то служащий может избежать привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Учитывая, что в администрации МО ГП «Северомуйское» отсутствует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в виду отсутствия необходимого количества муниципальных служащих для ее создания, у ФИО4 отсутствовала возможность обратиться с вышеуказанным заявлением. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ. Статьей 13 указанного Федерального закона установлены ограничения, связанные с муниципальной службой.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 15 названного Федерального закона гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона, устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в частности, в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ст. 3 Закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ одним из основополагающих принципов противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции указано установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 № 208 утверждены Правила предоставления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 2 указанного постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим постановлением при разработке и утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также о представлении руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Частью 9 статьи 8 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения обязательства, правила служебного поведения.

Согласно п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься предпринимательской деятельностью.

Федеральным законом "О противодействии коррупции" N 273-ФЗ от 25.12.2008 года введена система мер противодействия коррупции, определено само понятие коррупции как социально-юридического явления и понятие противодействия коррупции как особого вида государственной деятельности. Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Таким образом, указанные обстоятельства, затрагивают интересы государства, в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции.

Согласно части 3 статьи 14.1 указанного Федерального закона представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В силу части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

В силу части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» части 5.1 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Частью 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии с частью 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением №8 от 22 февраля 2022 г. главы-руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 на должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» назначен ФИО1 с 24 февраля 2022г., о чем вынесен приказ (распоряжение) о назначении на должность -К.

24 февраля 2022 г. между администрацией МО ГП «Северомуйское» и ФИО1 заключен трудовой договор.

В силу приложения к Порядку ведения реестра муниципальных служащих в МО ГП «Северомуйское», утвержденного главой-руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 22.02.2022г., ФИО1, замещающий должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское», является муниципальным служащим.

При поступлении на муниципальную службу ФИО1 не представил справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и одного несовершеннолетнего ребенка.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.03.2022 № ЮЭ9965- 22-62990503 ФИО1 (ИНН <***>) является учредителем ООО «Терминал» (ИНН <***>), директором указанного юридического лица.

Согласно объяснениям заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО1, эксперта-специалиста по делопроизводству кадровой политики, архиву МКУ «Содружество» ФИО6, следует, что при трудоустройстве на должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО1 не предоставлял справку о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера муниципального служащего.

Данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и требования закона, назначение на муниципальную службу лица, не представившего при поступлении на муниципальную службу справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и несовершеннолетнего ребенка, кроме того, являющегося учредителем и директором юридического лица ООО «Терминал», вопреки требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и продолжение службы в этой должности противоречит закону и затрагивает интересы государства, нарушает порядок управления государством и влечет безальтернативное последствие в виде увольнения муниципального служащего с муниципальной службы и является безусловным основанием для расторжения трудового договора на основании п.11 ч.1 ст. 77 ТК РФ и признания распоряжения и приказа о назначении на должность незаконными, безальтернативное последствие в виде расторжения трудового договора.

Вопреки доводам представителя ФИО2, суду не представлено доказательств, что при поступлении на муниципальную службу ФИО1 по объективным причинам не мог представить справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и несовершеннолетнего ребенка, без которой назначение на муниципальную службу невозможно в силу закона.

Одним из основополагающих принципов противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации к администрации МО ГП «Северомуйское» о признании распоряжения и приказа о назначении на должность незаконными, обязании расторгнуть трудовой договор удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы-руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское».

Признать незаконным приказ (распоряжение) от 22.02.2022 №05-к о назначении на должность заместителя руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО1.

Возложить на администрацию МО ГП «Северомуйское» обязанность по расторжению трудового договора от 24.02.2022 № 49, заключенного администрацией МО ГП «Северомуйское» с ФИО1, по основанию, предусмотренному абз.6 ч.1 ст. 84 ТК РФ (трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п.11 ч.1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья Будаева В.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 6 мая 2022 года.

Судья Будаева В.М.