Дело №2-77/2022
УИД: 14RS0007-01-2022-000102-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 31 марта 2022 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного лесам в результате пожара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обратилось в суд с вышеуказанным иском к ФИО1 В обоснование иска указано, что 15 мая 2021 года на территории <адрес> на землях лесного фонда в квартале <адрес> обнаружен пожар на площади 12 га. Пожар ликвидирован 17 мая 2021 года в 12 часов 25 минут силами привлеченных лиц. Площадь пожара на момент ликвидации 12 га, в том числе 4 га – лесной площади. Ущерб лесному фонду от потери лесных насаждений не причинен. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей. Штраф оплачен, постановление вступило в законную силу. Просит взыскать с ответчика расходы по тушению лесного пожара в размере 348944 рубля.
В судебное заседание представитель истца не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Суд, выслушав мнение ответчика, представителя считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании ответчик ФИО1 иск признал, пояснил что в силу своего имущественного состояния возместить указанную сумму не имеет возможности, просил уменьшить сумму взыскиваемых денежных средств.
Заслушав доводы ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены Письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений» (далее - Порядок). Пунктом 3.1 Порядка установлены состав, виды затрат по оплате труда на тушение лесного пожара.
Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах РФ, которым передано исполнение отдельных полномочий РФ в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относятся расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на ГСМ), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы.
Судом установлено, что 15 мая 2021 года на территории <адрес> на землях лесного фонда в квартале 40 выдел 73 Верхневилюйского лесничества в местности «Аьачаан» в 7 км. от села Сургулук обнаружен пожар на площади 12 га. Пожар ликвидирован 17 мая 2021 года в 12 часов 25 минут силами привлеченных лиц. Площадь пожара на момент ликвидации 12 га, в том числе 4 га – лесной площади. Ущерб лесному фонду от потери лесных насаждений не причинен.
Постановлением № от 05 июня 2021 года ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу, штраф уплачен.
Затраты по возмещению расходов привлеченного юридического лица для оформления учетных документов для расчета с лицами, привлеченными на тушение лесного пожара № составляет 348944 рубля.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1 ст. 77 данного закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Ответчик за нарушение действующего законодательства об охране окружающей среды был привлечен к административной ответственности.
Как указано в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в случае деликта. Таким образом, природоохранное законодательство не предусматривает ограничения ответственности по обязательствам в сфере природопользования.
Согласно п. 35 указанного Постановления Пленума Верховного Суда, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
При всех установленных судом данных, суд, проверив расчет суммы ущерба связанных с тушением лесного пожара, признает их правильными и, учитывая наличие преюдициального акта, установившего виновность ответчика в причинении имущественного ущерба в рамках административного производства, приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Между тем, в силу п. 3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Таким образом, с учетом имущественного положения ответчика, а также неосторожного характера причиненного вреда, суд считает возможным применить п. 3 ст. 1083 ГК РФ и уменьшить размер взыскиваемой суммы до 45 000 рублей 00 копеек.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, размер которой исходя из расчета в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса, составляет 1550 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) денежные средства, затраченные на тушение лесного пожара в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 1550 (одна тысяча пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья: В.А. Кириллин