ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-77/2024 от 29.01.2024 Осинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 января 2024 года с.Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Русаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Халбаевой Н.Е., с участием представителя истца - заместителя прокурора Осинского района Матаповой О.Ю., представителя ответчика – директора МБУ ДО «ФИО1 ДШИ» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-77/2024 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «ФИО1 детская школа искусств» о возложении обязанности разместить информирующие тактильные таблички для идентификации помещений для людей с нарушением зрения, установить тактильные или тактильно-звуковые схемы отображающие информацию о размещении и назначении помещений в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020,

установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования (МБУ ДО) «ФИО1 детская школа искусств» о возложении обязанности разместить информирующие тактильные таблички для идентификации помещений для людей с нарушением зрения, установить тактильные или тактильно-звуковые схемы отображающие информацию о размещении и назначении помещений в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» не исполняются требования законодательства о социальной защите инвалидов. Так, в здании МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» отсутствуют: информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; тактильные схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений, что не обеспечивает доступность к сведениям о здании школы для людей с нарушением зрения.

<дата обезличена> прокурором района в адрес МКУ «Управление культуры Осинского муниципального района» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, которое рассмотрено и удовлетворено, однако на <дата обезличена> нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов не устранены, не установлены информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; тактильные схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений.

Таким образом, администрацией МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, истец просит обязать МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» разместить в здании МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств», расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; установить в вестибюле здания МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании, в срок до <дата обезличена>.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Осинского района Матапова О.Ю. исковые требования прокурора Осинского района поддержала полностью, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, не возражала против предоставления ответчику срока для исполнения решения до <дата обезличена>.

Представитель ответчика – директор МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» ФИО3 с исковыми требованиями согласилась, просила предоставить срок для исполнения решения суда до <дата обезличена>. Дополнительно пояснила, что учреждением принимаются меры для устранения нарушений, что подтверждается представленным коммерческим предложением №.... от <дата обезличена>.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, установив юридически значимые обстоятельства, с учетом признания ответчиком исковых требований, исследовав письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Осинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Ст.15 указанного Федерального закона, предусмотрено, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Федеральный закон от 30.12.2009 № 84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» был принят, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020.

СП 59.13330.2020 подлежит выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования (4.1 СП 59.13330.2020).

В соответствии с пунктами 6.4.1 - 6.4.3 «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», тактильные средства информации на объекте должны дублировать необходимую слепым визуальную информацию. Средства тактильной информации, выполненные с применением шрифта Брайля, на вертикальной плоскости должны размещаться на высоте от 1,2 до 1,6 м, измеряемой от нижнего и верхнего краев тактильных элементов соответственно. Надписи рельефно-точечным шрифтом Брайля выполняются по ГОСТ Р 56832.

Согласно пунктов 7.2.2, 7.2.2.3 ГОСТ Р 51671-2020, устройства вызова помощи или средства связи с персоналом на объекте следует устанавливать в местах, где инвалиду требуется оказание помощи в передвижении или получении необходимой информации. Кнопки устройства вызова помощи должны быть расположены на высоте от 1,0 до 1,2 м от уровня доступной для инвалида поверхности передвижения (например, тротуара или входной площадки) на расстоянии не менее 0,6 м от внутреннего угла и за пределами радиуса открывания двери.

Пунктом 7.2.2.6 ГОСТ Р 51671-2020 предусмотрено, что вызывное устройство должно быть обозначено тактильной табличкой с обозначением его назначения по ГОСТ Р 52131, расположенной над устройством вызова на высоте от 1,2 до 1,6 м.

В силу п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной прокуратурой Осинского района проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлен факт отсутствия информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых), для идентификации помещений МБУ ДО «ФИО1 школа искусств». тактильных схем, отображающих информацию о размещении и назначении помещений указанного учреждения. По факту выявленных нарушений прокуратурой района <дата обезличена> в адрес и.о. начальника МКУ «Управление культуры» Осиснкого муниципального района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов. Однако, указанные нарушения закона до настоящего времени не устранены, что лицами, участвующим в деле, не оспаривается.

Из информации МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» №.... от <дата обезличена> следует, что в части установки информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; тактильные схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений, работы не выполнены ввиду отсутствия средств финансирования (л.д.4).

Согласно распоряжения мэра Осинского муниципального района от <дата обезличена> МБОУ ДО «ФИО1 школа искусств» в оперативное управление здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается актом №.... о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, выпиской об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.5-9).

В результате исследования представленных доказательств судом достоверно установлено, что МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» ненадлежащим образом исполняет требования законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: в здании МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств», по адресу: <адрес обезличен>, не размещены информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; не установлены в вестибюле здания тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком.

Таким образом, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту нарушает права их на беспрепятственный доступ в здание МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств», по адресу: <адрес обезличен>, на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Обращение прокурора Осинского района в суд с данным иском является обоснованным, поскольку ст.45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок до <дата обезличена>.

В силу ст.333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.

При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика - МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в бюджет муниципального района (ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением дошкольного образования и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает образовательное учреждение от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «ФИО1 детская школа искусств» о возложении обязанности разместить информирующие тактильные таблички для идентификации помещений для людей с нарушением зрения, установить тактильные или тактильно-звуковые схемы отображающие информацию о размещении и назначении помещений в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 - удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ФИО1 детская школа искусств» (ОГРН №...., ИНН №....) обязанность в срок до <дата обезличена>, разместить в здании МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств», расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, и установить в вестибюле здания МБУ ДО «ФИО1 детская школа искусств», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании.

Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Осинского районного суда Е.В. Русакова