62RS0011-01-2022-000044-64 №2-77/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2022 года г.Спас-Клепики
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе:
Председательствующего судьи Н. С. Самсаковой
При секретаре С.С. Кручининой
с участием истца Чубанова С.В., его представителя по устному заявлению Болявина А.П., представителя ответчика по доверенности Ронжиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чубанова Сергея Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области о признании права на пенсионное обеспечение,
Установил:
Чубанов С.В. обратился с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области о признании права на пенсионное обеспечение, мотивируя свое требование тем, что 2 декабря 2021 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда России по Клепиковскому району Рязанской области с заявлением, в котором просил определить право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 16 части 1 ст.30 Закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ.
В ходе судебного разбирательства уточнил свои исковые требования, изменил основания предъявления иска.
Свои требования мотивировал тем, что решением № от 10.12.2021 года ГУ – Отделение ПФР по Рязанской области отказало в установлении права на назначение досрочной пенсии по старости, указывая на то, что у истца отсутствует необходимый стаж и не соответствует возраст.
Ответчик не включил в стаж дающий право на назначении пенсии по старости период обучения с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996года в высшем профессиональном училище «Агролицей» с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы».
Именно период обучения с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996года в высшем профессиональном училище «Агролицей» с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы» явилось основанием поступления истца на должность диспетчер пожарной части, а поэтому период очного обучения, по мнению истца, должен быть учтен как стаж дающий право на назначении досрочной пенсии по старости.
Стаж работы истца был поделен ответчиком при подсчете на две части: с 03.06.1996 по 11.07.2004 года данный стаж дающий право на назначении досрочной пенсии по старости признает и предоставляет свой расчет, что данный стаж составляет 7 лет 6 месяцев 9 дней.
Истец не согласен с данным подсчетом стажа, т.к. он был проведен с ошибкой, по мнению истца стаж составляет 8 лет 1 месяц 9 дней.
Период с 12.07.2004 года по 18.11.2021года ответчик вообще не подсчитал, однако указывает, что общий стаж составляет 24 года 07 месяцев 01 день.
С данным подсчетом истец так же не согласен. По мнению истца, данный период составляет 28 лет 2 месяца 18 дней.
С 12.07.2004года по 18.11.2021 года стаж, по мнению истца, составляет 17 лет 4 месяца 7 дней. Данный стаж ответчик не признаёт как льготный.
Считает, что работа в должности диспетчера в период с 03.06.1996 года по 11.07.2004 года и работа в период с 12.07. 2004года по 18.11.2021 года в должности диспетчера тождественны, поскольку график дежурств остался прежним, и после 2004 года истец привлекался непосредственно к пожаротушению.
Полагает, что по достижении 50 лет будет иметь право на получение пенсии с 7.11.2027 года по основаниям п.п.18 п.1. ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях».
Просит включить в стаж дающий право на назначении досрочной пенсии по старости период обучения Чубанова Сергея Владимировича с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996года в высшем профессиональном училище «Агролицей» с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы» 2 года 9 месяцев 2 дня.
Включить в стаж дающий право на назначении досрочной пенсии по старости период работы Чубанова Сергея Владимировича в должности диспетчера с 12.07.2004 года по 18.11.2021года года в филиале Государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» пожарно- спасательная часть №26 государственной противопожарной службы по охране г.Спас-Клепики 17 лет 4 месяца 7дней.
Решение ГУ Отделение ПФР по Рязанской области в письме № от 10.12.2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Чубанову Сергею Владимировичу отменить.
Признать право Чубанова Сергея Владимировича на назначение досрочной страховой пенсии с момента обращения в ГУ Отделение ПФР по Рязанской области по достижению 50 летнего возраста с 07.11.2027 года.
В судебном заседании истец Чубанов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив вышеизложенное. Кроме того, пояснил, что после реорганизации учреждения и перехода из федерального в региональное подчинение, он выполнял те же должностные обязанности, в связи с чем следует включить в стаж все время работы с 2004 года по 2021 года, а также половину времени учебы в агролицее.
В судебном заседании представитель истца по устному заявлению ФИО7 также поддержал иск, пояснил, что следует признать право на пенсию Чубанова С.В. с 07.11.2027 года из расчета неполно выработанного стажа.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований. Кроме того пояснил, что трудовой стаж истца с 12.07.2004г. не входит в льготный стаж, дающий право на установление досрочной пенсии по старости, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, поскольку Чубанов С.В. являлся работником противопожарной службы субъекта РФ. Согласно приказу ГУ ГОЧС Рязанской области от 12.07.2004 г. № 363 структурные подразделения УГПС МЧС России Рязанской области были реорганизованы в структурные подразделения Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области, а по норме пенсионного законодательства следует: досрочная пенсия устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Структура Государственной противопожарной службы устанавливается положением Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с ч.ч. 2,4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ и не входит в структуру Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании приказа ГУ ГОЧС от 30.06.2005 г. № 203-сч с 01.07.2005 г. структурные подразделения ГПС ГУ ГОЧС были переведены в Главное учреждение Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», которое является самостоятельным подразделением, не входящем в Государственную противопожарную службу МЧС России. Таким образом, у Чубанова С.В. отсутствует льготный стаж в профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, соответственно право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 02.12.2021г. у него отсутствует.
В связи с этим решение об отказе в установлении пенсии Чубанову С.В. от 10.12.2021 г № в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ считает законным и не подлежащим отмене.
Полагает, что возможность зачета в специальный стаж времени обучения в агролицее отсутствует, поскольку не предусмотрена пенсионным законодательством.
Так как работа истца не связана со Списком № 1 и Списком № 2 учеба не подлежит зачету в его льготный стаж, как и не подлежит сокращению время ухода на пенсию по старости.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В статье 55 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения прав на нее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применяется
- Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона от 26.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях» утвержден постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. №437 (далее Список №437 от 18.06.2002).
Список должностей применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном пунктом 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665.
Исчисление периодов соответствующей работы (деятельности), имевшей место до 01.01.2002 г., возможно с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П, т. е. на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001 г.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил в стаж на соответствующих вилах работ включаются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Другие отпуска, представляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости, не включаются.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. № 437 в стаж, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком №437 от 18.06.2002, когда Государственная противопожарная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД России. При этом в постановлении не оговаривается период нахождения Государственной противопожарной службы в системе МВД России. Дата (01.01.2002г.), до которой Государственная противопожарная служба МВД России должна была быть преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, была определена Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001г. № 1309. В соответствии с данным Указом, работники Государственной противопожарной службы МВД России считаются с 01.01.2002г. работающими в Государственной противопожарной службой МЧС России без проведения их переаттестации и Право на льготное пенсионное обеспечение нормой закона предоставлено тем лицам, которые работают на должностях только тех подразделений Государственной противопожарной службы, которые непосредственно находятся в ведомственной подчиненности федеральному органу исполнительной власти.
На основании Указа Президента от 11.07.2004 г. п.3 №868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно приказу ГУ ГОЧС Рязанской области от 12.07.2004 г. № 363 структурные подразделения УГПС МЧС России Рязанской области были реорганизованы в структурные подразделения Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области (далее - ГУ ГОЧС) осуществляло свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Рязанской области от 15.01.2004 г. № 22-пг. Согласно п.1 данного Положения ГУ ГОЧС был создан и функционировал как орган исполнительной власти Рязанской области в целях реализации на территории Рязанской области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Пунктом 2 Положения ГУ ГОЧС определен круг полномочий ГУ ГОЧС, а именно осуществление руководства деятельностью дислоцированных на территории Рязанской области органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы (далее ГПС) и поисково- спасательных служб, за исключением непосредственно подчиненных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в том числе специальных подразделений ГПС и их органов управления.
На основании приказа ГУ ГОЧС от 30.06.2005 г. № 203-сч с 01.07.2005 г. структурные подразделения ГПС ГУ ГОЧС были переведены в Главное учреждение Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», которое является самостоятельным подразделением, не входящем в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Исходя из вышеизложенного, граждане, работавшие и работающие на должностях в филиалах Государственного учреждения Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» (ныне ГКУ Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасительная служба»), права на льготное пенсионное обеспечение не имеют. Пенсионным законодательством включение периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не предусмотрено.
Судом установлено, что истец Чубанов С.В., полагая о наличии у него права на досрочную пенсию, обратился к ответчику с письменным заявлением 1.12.2021 года, представив соответствующие документы о наличии указанного стажа.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, признаются ответчиком и подтверждаются материалами пенсионного дела, а именно заявлением 1.12.2021 года.
Решением ответчика за № истцу было отказано в назначении пенсии, в соответствии с п. 18 части 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием возраста 50 лет и отсутствием необходимого стажа, не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти (л.д.7-8).
Судом также установлено, что согласно справки уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии выданной Филиалом государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» пожарно-спасательная часть №26 государственной противопожарной службы по охране г. Спас- Клепики от 02.12.2021 года № 27, Чубанов С.В. работал в Пожарной части №26 Управления Государственной противопожарной службы Управления Внутренних Дел Рязанской области в качестве диспетчера с 03.06.1996г. по 11.07.2004г. и засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, в соответствии с подпунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и составляет с учетом корректировки учебных отпусков 08 лет 01 месяц 11 дней. Суммарный ИПК свыше 30 (50,325- л.д. 154 -155).
Аналогичные сведения о льготных периодах его работы содержатся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) Форма СЗИ-НВП с указанием кода льготы «ЗП120» до 01.01.2002 года, после код льготы «28-ПК».
При этом ответчиком не включены в специальный стаж период работы Чубанова С.В. в должности диспетчера с 12.07.2004 года по 18.11.2021года года в филиале Государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» пожарно- спасательная часть №26 государственной противопожарной службы по охране г.Спас-Клепики 17 лет 4 месяца 7дней, а также период обучения с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996года в высшем профессиональном училище «Агролицей» с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы».
Данные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела Чубанова С.В., объяснениями сторон.
Рассматривая требования истца о включении времени учебы в профессиональном училище «Агролицей» в специальный стаж, суд находит данные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (наименование закона и норма приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений; (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" этой статьи, и их семей).
Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определены в статье 18 данного закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Советом Министров - Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (наименование постановления приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Абзацем вторым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 было установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 этого закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения (часть 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
С 23 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ), регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются: время (не более пяти лет) обучения гражданина до поступления на службу в федеральную противопожарную службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Согласно статье 96 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ до приведения в соответствие с этим федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
В соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1533 в пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 внесены изменения, в частности пункт 2 дополнен абзацами следующего содержания: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной, очно-заочной или заочной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поступивших на службу до 23 мая 2016 г.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поступивших на службу с 23 мая 2016 г." (подпункт "б" пункта 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1533).
Как следует из приведенных нормативных положений, в целях пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в стаж службы (выслугу лет) лиц, поступивших на службу до 23 мая 2016 г., включается время их обучения (не более пяти лет) до поступления на службу в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по очной, очно-заочной или заочной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования вне зависимости от подведомственности образовательной организации какому-либо государственному органу.
Соответственно, если сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, поступившему на службу до 23 мая 2016 г., в выслугу лет для назначения пенсии не было включено время обучения до поступления на службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по очной, очно-заочной или заочной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования по причине того, что учебное заведение не относилось к гражданским образовательным организациям, являлось ведомственным (в данном случае техникум Министерства обороны), то время обучения подлежит включению в выслугу лет, а пенсия за выслугу лет - перерасчету.
Из материалов дела видно, что Чубанов С.В. в период с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996года обучался высшем профессиональном училище «Агролицей» с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы».
Данные обстоятельства подтверждаются копией диплома и справкой учебного заведения.
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") вместо понятия среднего специального образования введено понятие среднего профессионального образования (статьи 9, 23 этого закона).
Пунктом 3 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" среднее профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Поскольку обучение предшествовало непосредственно работе Чубанова С.В. в ПЧ №26 УГППС УВД Рязанской области в качестве диспетчера с 03.06.1996г. по 11.07.2004г, суд считает необходимым включить в специальный стаж время учебы 2 года 9 месяцев 2 дня из расчета 1 день стажа за два дня учебы.
Суд не принимает доводы ответчика, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение времени работы в стаж, поскольку порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определен Правительством Российской Федерации и подлежит использованию всеми государственными органами и должностными лицами.
Рассматривая требования о признании тождества выполняемой истцом работы с 12.07.2004 года работе, выполняемой работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, суд не находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что трудовой стаж истца с 12.07.2004г. не входит в льготный стаж, дающий право на установление досрочной пенсии по старости, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, поскольку Чубанов С.В. являлся работником противопожарной службы субъекта РФ.
Согласно приказу ГУ ГОЧС Рязанской области от 12.07.2004 г. № 363 структурные подразделения УГПС МЧС России Рязанской области были реорганизованы в структурные подразделения Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области, а по норме пенсионного законодательства следует: досрочная пенсия устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Структура Государственной противопожарной службы устанавливается положением Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с ч.ч. 2,4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ и не входит в структуру Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании приказа ГУ ГОЧС от 30.06.2005 г. № 203-сч с 01.07.2005 г. структурные подразделения ГПС ГУ ГОЧС были переведены в Главное учреждение Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», которое является самостоятельным подразделением, не входящем в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Из приведенных норм права следует, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, у Чубанова С.В. отсутствует льготный в стаж в с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 02.12.2021г.
Суд приходит к данному выводу также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29 сентября 2011 года N 1172-О-О и от 05 февраля 2009 года N 552-О-О, позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года", а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд рассматривая требования истца об отмене решения ГУ Отделение ПФР по Рязанской области в письме № от 10.12.2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Чубанову С.В. и признании его права на назначение досрочной страховой пенсии с момента обращения в ГУ Отделение ПФР по Рязанской области по достижению 50 летнего возраста с 07.11.2027 год не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Чубанова С.В.. не имеется.
Доводы истца о том, что истец с 07.11.2027 года приобретет право на досрочный выход на пенсию не принимаются судом, как не имеющие правовых оснований.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чубанова Сергея Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области о признании права на пенсионное обеспечение удовлетворить частично
Включить в стаж дающий право на назначении досрочной пенсии по старости период обучения Чубанова Сергея Владимировича с 1 сентября 1993 года по 2 июня 1996года в высшем профессиональном училище «Агролицей» с получением (среднего) полного общего образования и начального профессионального образования по профессии «Хозяйка усадьбы» 2 года 9 месяцев 2 дня из расчета 1 день стажа за два дня учебы..
В удовлетворении остальных исковых требований Чубанова Сергея Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области о признании права на пенсионного обеспечения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд в апелляционном порядке течение одного месяца.
Судья Н. С. Самсакова