Саровский городской суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саровский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
... № 2-78/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2011 г.
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего - судьи Елисеевой Н.В.,
При секретаре - Белявской А.С.,
С участием истца ФИО1,
Представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области о признании решения о возврате государственной пошлины незаконным, взыскании государственной пошлины, компенсации морального вреда и судебных расходов,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском и просит признать недействительным решение МИНФС России № 3 по Нижегородской области от 08.04.2010 г. № № «О возврате государственной пошлины», взыскать с МИФНС России № 3 по Нижегородской области уплаченную государственную пошлину в размере 400 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, судебные издержки в размере 100 рублей.
Свои исковые требования мотивирует следующим.
ФИО1 уплатил в декабре 2009 г. государственную пошлину в размере 400 рублей за регистрацию изменений в учредительные документы. Подлинник квитанции был приложен в составе комплекта документов W.W.W с заявлением директора Т. и передан в МИНФС России № 3 по Нижегородской области.
Получение документов подтверждено распиской должностного лица налогового органа.
ФИО1 является учредителем W.W.W с долей в уставном капитале 50%, занимает должность .... Кроме того, директором W.W.W ему предоставлены полномочия действовать от имени юридического лица по доверенности.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно п.п.1,2 ст.7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
В соответствии со ст.18 Федерального закона РФ № 129-ФЗ от 09\8.08.2001 г., при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.333.16 НК РФ, государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.333.17 НК РФ, плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Пунктом 1 ч.1 ст.333.33 НК РФ установлено, что государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, уплачивается в размере 400 рублей.
В силу подпункта 6 п.1 ст.333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и (Или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе за совершение регистрационных действий.
Согласно п.2 ч.3 ст.333.18 НК РФ, факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Однако, МИФНС России № 3 по Нижегородской области отказала W.W.W в регистрации изменений в учредительные документы за № № от 12.01.2010 г. по причине непредставления квитанции об уплате государственной пошлины.
В силу сложившихся обстоятельств, в связи с тяжелым финансовым положением на расчетном счете W.W.W денежных средств не оказалось. Учредителями было принято решение о разделении полномочий и распределении расходов по оплате услуг нотариуса и государственной пошлины.
Тем не менее, все заявленные доводы МИФНС России № 3 по Нижегородской области приняты не были. Свое решение об отказе в регистрации изменений инспекция не отменила.
31 марта 2010 г. ФИО1 обратился с заявлением в МИФНС России № 3 по Нижегородской области о возврате государственной пошлины, уплаченной физическим лицом, которое не обращалось с заявлением о совершении юридически значимых действий на основании п.п.4 ст.333.40 НК РФ.
МИФНС России № 3 по Нижегородской области отказала ему в возарте уплаченной государственной пошлины за № № 08.04.2010 г. сообщив, что согласно п.1 ст.333.40 НК РФ возврат уплаченной государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица возможен в случае отказал лиц, уплативших государственную пошлину от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие. В случае отказа регистрирующим органом в государственной регистрации уплаченная государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия возврату не подлежит.
По мнению ФИО3, налоговая инспекция, не признав его лицом, уполномоченным совершать действия от имени W.W.W по доверенности, не признает его и физическим лицом, уплатившим государственную пошлину за счет собственных средств.
В квитанции об уплате государственной пошлины указаны следующие реквизиты: наименование платежа - госпошлина за регистрацию изменений в учредительные документы; в качестве плательщика указан ФИО1; адрес плательщика: г.Саров ул...., д..... Таким образом, по мнению истца, документ оформлен от имени физического лица, что подтверждает МРИ ФНС России № 3. А в соответствии с письмом ФНС России от 30.08.2005 г. № № госпошлина уплачивается за конкретное юридически значимое действие, совершаемое в отношении плательщика государственной пошлины.
С заявлением о совершении юридически значимого действия он - ФИО1 - плательщик госпошлины - физическое лицо в МИНФ России № 3 по Нижегородской области не обращался.
В судебном заседании истец ФИО1 подтвердил заявленные исковые требования в полном объеме, дополнив тем, что нравственные страдания заключаются в его длительной перепиской в налоговые органы Нижегородской области, Министерство финансов РФ.
Представитель МИФНС России № 3 по Нижегородской области ФИО2, действующий на основании доверенности, иск не признал, представив суду письменный отзыв на иск.
Заслушав истца, возражения представителя ответчика относительно заявленных исковых требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.333.16 НК РФ, под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В силу подпункта 6 п.1 ст. 333.18 НК РФ, плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст. 333.33 НК РФ, государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Как следует из представленных документов, 25 декабря 2009 г. ФИО1 уплатил государственную пошлину в размере 400 рублей за регистрацию изменений в учредительные документы.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что он является исполнительным директором W.W.W Поскольку юридическое лицо не имело на своем счету денежных средств, то было принято решение об оплате нотариальных услуг и регистрацию изменений в учредительные документы за счет учредителей, поэтому он и оплатил государственную пошлину за своей счет.
28 декабря 2009 г. в МИФНС России № 3 по Нижегородской области поступили документы W.W.W о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связные с внесением изменений в учредительные документы.
12 января 2010 г. МИФНС России № 3 по Нижегородской области приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины.
Из письма заместителя начальника инспекции следует, что в представленном документе - государственная пошлина - фамилия плательщика ФИО1, а заявителем при регистрации данных изменений, то есть лицом, чья подпись нотариально засвидетельствована и полномочия проверены, является ... Т. Согласно ст.333.17 НК РФ, плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий. Весте с тем, главой 25.3 части второй Кодекса не предусмотрена возможность уплаты государственной пошлины лицом, иным, чем обратившимся за совершением юридически значимого действия, следовательно, такое лицо не может быть признано плательщиком государственной пошлины за совершение данного юридически значимого действия.
Таким образом ихз данных материалов следует, что налоговым органом проведена работа по проверке соответствия пакета документов установленным законом требованиям. В результате проделанной работы было установлено, что пакет документов не соответствует требованиям закона, в связи с чем произведено юридически значимое действие - выдан отказ в государственной регистрации изменений в учредительные документы W.W.W выдан отказ в государственной регистрации юридического лица, оформленный решением от 12.01.2010 г., которое ФИО1 не оспаривает.
Основания и порядок возврата государственной пошлины установлены ст.333.40 НК РФ. Возврат государственной пошлины при отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица возможен только в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ и отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган ( к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Таким образом, в случае отказа регистрирующим органом в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица уплаченная государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия возврату не подлежит.
Суд не может согласиться с доводами ФИО1 о том, что он с заявлением о совершении юридически значимого действия, как плательщик госпошлины, физическое лицо, в налоговый орган не обращался. Из его же объяснений в судебном заседании следует, что он оплатил государственную пошлину как представитель юридического лица W.W.W, от своего имени. Это же самое обстоятельство подтверждается и квитанцией об уплате государственной пошлины, где наименование платежа указано - госпошлина за регистрацию изменений в учредительные документы.
При таких обстоятельствах, учитывая выше изложенное, суд считает, что отказ МИФНС России № 3 по Нижегородской области в возврате государственной пошлины является вполне обоснованным и правомерным.
Поскольку суд отказывает в требовании ФИО1 о признании недействительным решения МИФНС России № 3 по Нижегородской области об отказе в возврате государственной пошлины, то и исковые требования в части взыскания с МИФНС России № 3 по Нижегородской области уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей, компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, судебных расходов в размере 100 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области о признании решения о возврате государственной пошлины незаконным, взыскании государственной пошлины, компенсации морального вреда и судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней.
Судья Саровского городского суда - Н.В.Елисеева